Файл: Правовая сущность и нормативное содержание права на фирменное наименование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Избрав регистрационную схему признания фирменного наименования как условие возникновения исключительного права и не реализовав ее должным образом, законодатель тем самым поставил под сомнение не только наличие исключительного права на использование фирменных наименований у каждой из коммерческих организаций, прошедших процедуру государственной регистрации юридических лиц начиная с 8 декабря 1994 г., т.е. с даты введения в действие части первой ГК РФ, но и соответствие нормы абз. 2 п. 4 ст. 54 ГК РФ международным обязательствам РФ.

Сложилась достаточно запутанная и противоречивая ситуация. С одной стороны, требуемая по смыслу ст. 54 ГК РФ регистрация фирменных наименований была противоестественна по причине существования соответствующих международных обязательств РФ, а с другой - такой регистрации и не проводилось, что влекло за собой отсутствие исключительного права на использование фирменных наименований у зарегистрированных или перерегистрированных после 8 декабря 1994 г. коммерческих организаций.

Действующее законодательство формально не устанавливает регистрационную модель правовой охраны фирменных наименований. Согласно правилу, закрепленному в п. 1 ст. 1473 ГК РФ, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Приведенная норма на первый взгляд согласуется с положениями ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, поскольку "включение в реестр юридических лиц" не выступает актом обязательной регистрации. Однако законодатель придает указанному "включению" правоустанавливающее (легитимирующее) значение. Так, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1474 ГК РФ сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов РФ и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в Единый государственный реестр юридических лиц. Согласно п. 1 ст. 1475 ГК РФ на территории РФ действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в Единый государственный реестр юридических лиц.


Таким образом, попытка законодателя вернуться в международно-правовое поле в части предоставления охраны фирменному наименованию не увенчалась успехом. В этой связи нельзя согласиться с утверждением В.В. Орловой о том, что "устанавливаемый комментируемой нормой порядок предоставления правовой охраны фирменным наименованиям полностью соответствует требованиям Парижской конвенции по охране промышленной собственности"[21].

Как отмечалось выше, фирменные наименования легитимируются в процессе государственной регистрации юридических лиц, отношения по поводу которой регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Под государственной регистрацией юридических лиц понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с федеральным законом.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию коммерческих юридических лиц, является Министерство РФ по налогам и сборам (ныне - Федеральная налоговая служба). Федеральная налоговая служба РФ организует работу единых регистрационных центров, создание которых допускается в городах с численностью населения не меньше 1 млн. человек.

Ключевым элементом системы государственной регистрации юридических лиц является Единый государственный реестр юридических лиц, Правила ведения которого установлены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438. Единый государственный реестр юридических лиц наряду с иными государственными реестрами, используемыми при осуществлении государственной регистрации создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, является федеральным информационным ресурсом.

Единый государственный реестр юридических лиц ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.

Требования к содержанию Единого государственного реестра юридических лиц сформулированы в ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Согласно указанной статье в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в частности, сведения о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании, в том числе фирменном наименовании, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов РФ и (или) на иностранном языке, в Едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках.


Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных при государственной регистрации. Запись о фирменном наименовании вносится на основании данных о нем, содержащихся в подлиннике или в засвидетельствованной в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться, в частности, следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. При этом расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.


Особенности государственной регистрации юридических лиц при их создании и государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, установлены соответственно гл. IV и V Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ; учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме 12001. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.


Перечень указанных выше документов согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является исчерпывающим.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Форма решения о государственной регистрации юридического лица утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 26 апреля 2005 г. N САЭ-3-09/180@ (форма N Р САЭ)[22]. В указанной форме не содержится реквизита, указывающего на фирменное наименование подлежащего регистрации юридического лица.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Документом, подтверждающим внесение указанной записи, является свидетельство о государственной регистрации юридического лица (форма Р 51001), реквизиты которого содержат указание на фирменное наименование зарегистрированного юридического лица.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" часть сведений, содержащихся в государственном реестре юридических лиц, подлежит публикации.