Файл: Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности (Понятие товарных запасов и их основные функции ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел 1. Теоретические аспекты управления товарооборотом и товарными запасами на предприятии

1.1 Понятие товарных запасов и их основные функции

1.2 Классификация товарных запасов

1.3 Товарооборот. Понятие и основные термины, связанные с ним

1. Планирование объема реализации това­ров, обеспечивающего предприятие необходи­мой суммой прибыли.

1.4 Важнейшие факторы эффективности товарооборота и управления товарными запасами

В работе Пересветова Ю.В. раскрываются современные логистические концепции и подходы к управлению запасами:

Глава 2. Раскрыть управление товарооборотом и товарными запасами в ООО «Торгленд»

2.1 Краткая характеристика компании ООО «Торгленд»

2.2 Анализ эффективности розничного товарооборота и управления запасами в ООО "Торгленд"

2.3 Анализ управления товарными запасами в ООО «ТОРГЛЕНД»

Заключение

Список использованных источников

1. Состояние и перспективы развития внут­ренней среды торгового предприятия:

  1. Взаимосогласованность развития регио­нального потребительского рынка, изменения его конъюнктуры с темпами развития товаро­оборота предприятия [2, с. 78].
  2. Обеспечение в процессе планирования товарооборота эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала, а при не­обходимости - определение объемов и возмож­ностей привлечения дополнительных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых).
  3. Разработка ассортиментной политики предприятия, планирование ассортиментной структуры товарооборота с учетом спроса по­требителей, которые обслуживаются.

С учетом поставленной цели и задач строит­ся процесс управления товарооборотом пред­приятия, который включает в себя шесть основ­ных этапов

Первый этап предполагает сбор определен­ной совокупности сведений, необходимых для принятия управленческих решений относитель­но объема и структуры розничного товарообо­рота.

На втором этапе анализируются объем, со­став и структура реализации товаров в преды­дущих периодах. Определяются направления развития и факторы, влияющие на данный пока­затель, исследуются ритмичность и сезонность реализации отдельных групп товаров, оценива­ются степень и причины невыполнения ранее разработанных планов развития товарооборота, анализируется характер влияния факторов внеш­ней среды в настоящее время и на перспективу.

Третий этап включает в себя создание плана и составление ассортиментной структуры това­рооборота, базирующейся на следующей систе­ме стратегических целей:

    1. Достижение объема и формирования структуры товарооборота с учетом потенциала данного сегмента потребительского рынка и по­иск изменений его конъюнктуры.
    2. Достижение объема и формирование структуры товарооборота, который бы обеспе­чивал предельную эффективность использова­ния имеющегося ресурсного потенциала.
    3. Достижение объемов товарооборота и формирование его структуры, исходя из по­требности извлечения целевой суммы прибыли.

Данные цели находятся в близкой взаимо­связи и могут быть осуществлены только в слу­чае комплексного подхода.

Планирование объема и структуры реализа­ции товаров является четвертым этапом и одним из ответственных этапов в системе экономиче­ского управления товарооборотом. Это объяс­няется важным значением этих показателей в системе планов экономического и финансового развития предприятия.


При планировании товарооборота, опреде­ляют с одной стороны, его необходимый объем, исходя из целевой суммы прибыли, а с другой возможный объем и структуру товарооборота в условиях имеющегося ресурсного потенциала предприятия.

На пятом этапе рассматривается сбалансиро­ванность необходимого и планового объема то­варооборота предприятия.

В случае когда возможный объем меньше необходимого объема товарооборота следует провести определенную работу по поиску ре­сурсов для увеличения объема реализации това­ров, за счет разработки или внесения изменений в ассортиментную, ценовую и ресурсную поли­тику предприятия.

Обеспечение взаимосоответствия между структурой спроса населения и товарно- групповой структурой товарооборота должно стать основным направлением формирования ассортиментной политики торгового предпри­ятия.

Ценовая политика должна быть направлена на определение оптимальных цен реализации товаров, при которых достигается оптимальный объем товарооборота, а как результат - макси­мальная прибыль [4, с. 345].

Разработка ресурсной политики торгового предприятия должно предполагать привлечение дополнительных ресурсов, обеспечивающих достижение необходимого объема деятельности с минимальными затратами.

Если реализация этих мероприятий не обес­печит рост товарооборота предприятия до необ­ходимого объема, важно проанализировать дру­гие возможности по получению дохода.

На заключительном, шестом этом этапе сли­чают итоговые результаты с плановыми показа­телями, вносят необходимые правки в ранее разработанные планы и политику предприятия с целью обеспечения условий для выполнения разработанного плана товарооборота и получе­ния максимально возможного объема дохода и прибыли.

Таким образом, товарооборот является ос­новным показателем деятельности торгового предприятия. Для того чтобы достичь такого объема розничного товарооборота, который может обеспечить максимально возможную прибыль при условии качественного обслужи­вания покупателей, торговому предприятию не­обходимо основательно подойти к каждому эта­пу процесса управления товарооборотом.

Товарооборачиваемость можно ускорить в основном за счет совершенствования всей торгово-коммерческой деятельности.


1.4 Важнейшие факторы эффективности товарооборота и управления товарными запасами

Важнейшими факторами, влияющими на оборачиваемость и величину товарных запасов, являются следующие:

1. Колебания спроса. Если сложилась ситуация, когда товарное предложение отстает от покупательского спроса, то товарооборачиваемость по этим товарам резко ускоряется, а по мере насыщения рынка и уменьшения разрыва между спросом и предложением наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров.

Одним из условий, способствующих нормализации товарных запасов, является изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшения качества товаров.

2. Объем розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объемом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объем товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причем нередко минуя посредников. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем шире ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам (размерам, фасоном, расцветкам ткани и т. д.), их необходимо подсортировать и подготовить к продаже. Эти операции требуют определенного времени и создания дополнительных запасов.

Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы, к ним можно отнести непродовольственные товары сложного ассортимента, длительного пользования, а также нескоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.

Частота и организация завоза товаров. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров. Регулярное снабжение магазина товарами обеспечивает рост товарооборота при наличии меньших товарных запасов. Чем чаще завозят товары,тем меньше товарные запасы, и наоборот. Но необходимо помнить, что частота завоза зависит от объемов производства и качества продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сезонности производства, от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки. Так, в отдаленные районы по географическому положению время завоза товаров может быть ограничено из-за погодных и климатических условий и сложностей транспортировки, а время обращения товаров в этих районах намного продолжительней. Чем ближе расположены предприятия-производители, поставщики к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на доставку товаров и чаще производится их завоз.


Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой складской сети, оснащенной современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать большие товарные запасы, их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество. [16, С. 35]

На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объемы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торговым процессом и т. п. Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели.

Анализируя товарные запасы, торговое предприятие решает следующие основные задачи: выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу; определение динамики и оценка изменений в объеме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости товаров; выявление и расчет факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов. Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.

Анализ товарных запасов проводят путем сравнения их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами, затем рассчитывают темпы изменения товарных запасов.

Для более полного изучения состояния товарных запасов розничного торгового предприятия проводят анализ по отдельным товарным группам. Это позволяет определить, в какой мере в анализируемом периоде товарные запасы обеспечивали широту ассортимента, соответствие его спросу покупателей, улучшению развития товарооборота.

В процессе анализа выявляют, нет ли в магазине залежалых товаров, устаревших фасонов, низкого качества, и выясняют причины образования сверхнормативных или заниженных по сравнению с нормативом товарных запасов, а также устанавливают причины ускорения или замедления товарооборачиваемости. Образование и накопление сверхнормативных запасов приводит к сокращению товарооборота, уменьшению доходности предприятия, замораживанию средств, вложенных в товарные запасы. Заниженные товарные запасы обуславливают сужение ассортимента, сокращение удельного веса реализации отдельных товаров, уменьшение объема товарооборота, что отрицательно сказывается на всех показателях хозяйственной деятельности торгового предприятия. Анализ состояния товарных запасов дополняется анализом скорости обращения средних товарных запасов за конкретный период (квартал, год). Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.


Отдельно планируются и нормируются элементы, соответствующие стадиям пути товаров от момента поступления в торговое предприятие до их реализации. А норматив товарных запасов определяется как сумма отдельных элементов. Вся масса товарных запасов разбивается на следующие элементы: время на приемку и подготовку товаров к продаже; время пребывания товара в форме рабочего запаса; гарантийный (страховой) запас товаров (в случае изменений покупательского спроса, неравномерности поставок). [17, С. 92]

Время для приемки и подготовки товаров к продаже определяется путем хронометража, а время пребывания товарных запасов в форме рабочего торгового запаса рассчитывается. Торговый запас состоит из двух частей: запаса товаров, который должен постоянно находиться в торговом зале для демонстрации имеющихся в продаже товаров и отпуска их покупателям, и запаса текущего пополнения, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи. [19, С. 78]

В работе Морозова О.Б., Стерлиговой А.Н. встречаем три концепции управления запасами, сформировавшиеся исторически:

  1. Концепция максимизации запасов.

Высокий уровень запасов оправдан, если неизвестен уровень потребления. Это одна из самых первых стратегий управления запасами. В 19 веке поставки и распределение становятся более организованными. Развитие экономики постепенно привело к тому, что запасы стали приобретаться тогда, когда они нужны, а не когда есть возможность их купить. Повторение ситуации необоснованного накопления запасов имело место в эпоху застоя в Советском Союзе. В период 1970-1980г.г. превалирующими были цели: защита от повышения закупочных цен, экономия на оптовых скидках, экономия на транспортировке и т.д.

  1. Концепция оптимизации запасов.

Эта концепция широко признана и наиболее часто применяема и на сегодняшний день. Концепция получила развитие в конце 19 века, когда с развитием экономики возникли большие объемы многономенклатурных запасов. В это время начал развиваться научный подход к оптимизации запасов: расчет оптимального уровня запасов при минимальных затратах на его содержание. Сложность состояла в том, что считать оптимальным. Так, порой не принимались во внимания различия между минимизацией затрат и минимизацией уровня запасов. В 1931 году вышла первая специализированная книга. Этот момент считают началом развития концепции оптимизации запасов.

  1. Концепция минимизации запасов

Эта концепция появилась относительно недавно. Многие крупные зарубежные производства (например, Тойота) пришли к выводу, что запасы – проявление расточительства. И корень проблемы нужно искать глубже. Запасы – это ширма, за которой скрываются недостатки производственной деятельности: