Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты кадровой стратегии организации
1.1. Понятие, значение и типы кадровой стратегии компании
1.2. Процесс разработки кадровой стратегии
Глава 2. Основные аспекты разработки кадровой стратегии на предприятии ИП Васильев В.Г.
2.1. Общая характеристика ИП Васильев В.Г.
2.2. Анализ кадровой деятельности ИП Васильев В.Г
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию кадровой стратегии ИП Васильев В.Г.
1) жизненный цикл компании (о чем было сказано выше);
2) место управления персоналом в общей системе управления компанией. Здесь имеется в виду, что при различном уровне централизации функций и распределения полномочий кадровая стратегия будет носить разный характер:
2.1) локализоваться только на верхних ступенях управления или в среднем звене;
2.2) в компании будет создана служба управления персоналом, или ее функции будут рассредоточены между различными подразделениями;
2.3) будет ли выполняться весь объем функций или только некоторые и т. д.;
3) система ценностей и характер топ-менеджмента. Стиль руководства, как правило, первого руководителя компании приводит к реализации соответствующей кадровой стратегии. Если в системе ценностей руководителя ценность сотрудников не присутствует или только декларируется, это может привести к противоречивой кадровой стратегии;
4) уровень используемых кадровых технологий. В компании могут реализовываться традиционные или устаревшие технологии работы с персоналом. Например, аттестация и оценка деловых и личных качеств персонала может проводиться по формальным критериям, выдвижение в кадровый резерв — на основе субъективных мнений. Это не соответствует кадровой стратегии, необходимой в условиях рыночной экономики, и существенно тормозит развитие персонала и самой компании[19].
При этом, поскольку управление персоналом есть в первую очередь создание и развитие системы внутриорганизационных отношений, то и кадровая стратегия должна основываться на учете особенностей этих отношений и их развитии в нужном для компании направлении. Необходимо отметить, что не только процесс создания, но и корректировка кадровой стратегии — осуществляется постоянно. Сказывается взаимосвязь не только с краткосрочными планами и задачами компании, но и с решением стратегических задач дальней перспективы[20].
Эффективной конкретизацией вопросов кадровой стратегии является стратегический план компании. Такого рода документы содержат список задач и способы решения, выраженные в конкретных мероприятиях, с указанием лиц, ответственных за выполнение каждой задачи, и ограничением срока исполнения. В случае необходимости привлечения дополнительных ресурсов (информационных, финансовых), в стратегическом плане указывается количество, необходимое для успешного решения задачи. Алгоритм разработки стратегии управления персоналом компании состоит, как минимум, из четырех шагов — рисунок 3.
Шаг первый — предварительная аналитическая работа. Сотрудникам кадровой службы компании необходимо уяснить для себя — какова роль и перспективы работников компании и службы персонала в целом в достижении ее миссии и стратегии. На данном же этапе определяется к чему стремится компания. Например, создать имидж хорошего работодателя, заботящегося о своих сотрудниках[21]. Подобная работа потребует от работников кадровой службы компании анализа большого объема данных (миссия и стратегия, сведения о количестве персонала, структуре компании и пр.).
Шаг второй – осознание задач, потребностей и возможностей службы персонала. Необходимо получение — у коллег (например, у линейных руководителей) необходимо информации о конкурентоспособности и основных показателях деятельности компании, о микроклимате и отношениях в рабочих группах. То есть, необходимо проанализировать внутреннюю и внешнюю среду компании. Это поможет определить основные задачи, например, снизить уровень напряженности в коллективе и пр. Также на данном этапе производится оценка компетенции персонала и соотношение полученной информации с личностным и профессиональным потенциалом руководителя и сотрудников службы персонала. Посредством выполнения данного этапа сотрудники кадровой службы компании получают необходимую информацию о своих возможностях при разработке стратегии управления персоналом[22].
Рисунок 3. Этапы (шаги) разработки кадровой стратегии компании
Шаг третий — конкретизация задач службы персонала в выработке кадровой стратегии. Формулируются представления, мысли, идеи, возникшие после изучения массива данных о компании. Происходит структурирование их по разделам: цель и задачи, методы, направления деятельности, предполагаемые мероприятия, финансовое обеспечение, в том числе и на проектную работу, желаемые результаты. Формируется документ «Кадровая стратегия».
Шаг четвертый — детализация стратегии и выработка конкретных программ и планов действия. Для того, чтобы разработанная кадровая стратегия не осталась лишь в документах, а была реализована, ее необходимо сначала детализировать в виде дерева целей и результатов, а затем конкретизировать цели в программах и планах деятельности с указанием задач, мероприятий, исполнителей, сроков, ресурсов и т.п. При этом все мероприятия должны быть связаны со спецификой базовых кадровых процессов в компании – подбором, оценкой, развитием и мотивацией.
При разработке кадровой стратегии рекомендуется соблюдать следующие рекомендации: Во-первых, разрабатывать пошаговую функциональную стратегию, опираясь на положения общей стратегии. То есть детализировать деятельность каждого отдела в соответствии с общей стратегией компании так, чтобы каждый работник воспринимал ее как логическое продолжение своей деятельности.
Во-вторых, уделять внимание грамотной формулировке стратегических положений. Поскольку точность и четкость формулировок важна для однозначного понимания стратегии персоналом, а также с точки зрения их эмоционального воздействия, оказывающего мотивационный эффект.
В-третьих, строить стратегию на основе упреждающего управления с учетом возможных организационных изменений. То есть заранее прогнозировать трудности и эффект от будущих преобразований. В-четвертых, стремиться к достижению баланса между интересами отдельных подразделений и компании в целом. Для этого следует изучить особенности рабочих процессов, коллективов. Кроме того, важным вопросом разработки и реализации кадровой стратегии компании является оценка ее эффективности[23].
При этом научной и учебной литературе нет единого подхода к тому — по каким критериям и показателям определяется эффективность разработанной кадровой стратегии.
Глава 2. Основные аспекты разработки кадровой стратегии на предприятии ИП Васильев В.Г.
2.1. Общая характеристика ИП Васильев В.Г.
Основной вид деятельности ИП Васильев В.Г. - оптово - розничная торговля часами и аксессуарами к ним.
Система управления организации основана на использовании линейно-функциональной структуры управления (рисунок 4).
Рисунок 4. Организационная структура управления ИП Васильев В.Г.
Основу линейно-функциональной структуры составляют шахтный принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам. В условиях данной структуры каждый орган управления специализирован на выполнении отдельного вида управленческой деятельности. При такой структуре достигается высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций.
В таблице 2 представлены основные показатели деятельности ИП Васильев В.Г.
Таблица 2
Основные экономические показатели ИП Васильев В.Г. в 2015-2017 гг.
Показатель |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
Темп роста по годам, % |
|
2015г. |
2016г. |
||||
Выручка, тыс. руб. |
29090 |
33590 |
19840 |
115,47 |
59,07 |
Себестоимость, тыс. руб. |
22320 |
20340 |
12670 |
91,13 |
62,29 |
Затраты на 1 руб. товарной продукции, % |
0,77 |
0,61 |
0,64 |
78,92 |
105,46 |
Численность персонала, чел. |
8 |
11 |
11 |
137,50 |
100,00 |
Затраты на оплату труда, тыс. руб. |
1248 |
1764 |
1978 |
141,35 |
112,13 |
Производительность труда, тыс.руб./чел. |
3636,6 |
3053,6 |
1803,6 |
83,98 |
59,07 |
Исходя из таблицы 2 выручка организации ИП Васильев В.Г. выросла на 15,47 % в 2016 году и сократилась на 40,97 %. В 2017 году выручка от продаж сократилась за счет появления новых конкурентов и, как следствие, потери доли рынка. Себестоимость сокращается из года в год – на 8,87 % в 2016 году и на 37,71 % в 2017 году.
Издержкоемкость сокращается и если в 2015 году на долю затрат в выручке приходилось 77 %, то в 2017 году – 64 %. Численность сотрудников в 2016 году выросла в связи с увеличением объемов, однако, в 2017 году вновь принятые менеджеры не обеспечили должный рост продаж, в связи с чем снижается и производительность их труда.
В течение всего периода предприятие ИП Васильев В.Г. является убыточным. Таким образом, эффективность деятельности ИП Васильев В.Г. в 2017 году снижается. В рамках дальнейшего анализа проведем оценку эффективности системы управления человеческим капиталом, так как их уровень влияет на прибыльность предприятия, ее ликвидность, финансовую устойчивость, а, следовательно, и стабильную торговлю на рынке.
2.2. Анализ кадровой деятельности ИП Васильев В.Г
В успешной деятельности ИП Васильев В.Г. одно из важнейших мест занимает проводимая кадровая политика. Одним из основных положений современной управленческой парадигмы является признание человеческого ресурса главным ресурсом предприятия.
Кадровый состав ИП Васильев В.Г. состоит из опытных сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование. Набор на должности и специальности производится в основном из внутренних источников. Основными методами набора персонала для предприятия являются:
- Внутренний конкурс.
- Совмещение профессий.
- Ротация.
- Вторичный найм.
- Просмотр картотеки личного состава.
- Найм после профессиональной переподготовки.
Предприятие стремится к тому, чтобы обеспечить местами своих работников, поэтому на какие-либо свободные вакансии набор идет из ранее сокращенных или работающих на других должностях сотрудников в соответствии с их образованием и занимаемыми ранее должностям.
ИП Васильев В.Г. - предприятие с многолетними традициями, имеющее сплоченный коллектив. В работе с кадрами развито наставничество (передача опыта квалифицированными специалистами), имеет место обучение за счет предприятия, строго соблюдается трудовая дисциплина. Руководством организуются общие праздники, лучшие работники получают материальное вознаграждение.
К сожалению, трудная экономическая ситуация не обошла стороной и ИП Васильев В.Г.. В настоящее время происходит свертывание рабочих мест, что в свою очередь увеличивает потребность в трудоустройстве сокращенных работников. Расстановка кадров основана на аттестации каждого работника, контроле за адаптацией новичков, выявлении мотивов и причин текучести кадров, анализе удовлетворенности трудом.
Перемещение персонала предусматривает как вертикальное движение, так и горизонтальное. Вновь принятые сотрудники сначала выполняют менее квалифицированную работу, а при успешной аттестации получают право занять иное, требующее знаний и ответственности место. Согласно действующей на предприятии системе оплаты труда заработная плата работника определяется исходя из оплаты по тарифу, должностному окладу, премии и доплаты по районному коэффициенту. При этом размер премии выплачивается всем работникам в одинаковом размере – 24% независимо от их личного трудового вклада в результаты деятельности ИП Васильев В.Г..
Таким образом, кадровая политика предприятия ИП Васильев В.Г. – это система определенных действий, главной целью которых является отбор и адаптация персонала, повышение его квалификации и удовлетворение потребностей, при этом соблюдается стратегия развития предприятия и учитывается его специфика и возможности.
Чтобы достигнуть эффективности в работе и обеспечить конкурентоспособность предприятия, руководителю нужно применять такую стратегию, которая наиболее приемлема в сложившейся ситуации, но при этом учитывать, как интересы предприятия, так и ее работников, потому что кадры - это решающий фактор производства.