Файл: Функции налогового учета (Налоги: сущность и значение в экономике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

С самых древних времен налоги – это основной источник образования государственных финансов через обязательные выплаты части гражданского продукта. При этом налогообложение как элемент экономической культуры характерно для всех стран как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования, а это значит, что оно является неотделимой частью цивилизации. На сегодняшний день налоги – это обязательные выплаты, которые вносятся субъектами экономической деятельности и гражданами со своего дохода в бюджет государства для обеспечения общественных потребностей по ставкам, которые установлены в законодательном порядке[1].

Из истории известно, что в период рабовладения налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов. Однако по мере развития товарно-денежных отношений налоги все больше приобретали денежную форму.

В Республике Беларусь необходимость в государственной налоговой службе возникла, когда она обрела свою независимость, сменилось налоговое законодательство, стал набирать обороты малый и средний бизнес. Основная задача налоговой инспекции – обеспечение устойчивого наполнения бюджета.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях дальнейшей трансформации экономики Беларуси к цивилизованным рыночным отношениям, важно учитывать и использовать в хозяйственной политике положительные черты налоговых систем Запада. Это – стабильность ее принципов, гармоничность и эффективность, социальная направленность налоговых мероприятий, взаимосвязь территориальных и отраслевых пропорций воспроизводства, сочетание текущих и стратегических интересов развития общества.

Цель курсовой работы – рассмотреть налоговую политику Республики Беларуси и работу налоговой инспекции на примере Слонимскому району.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- определить сущность налогов и их функции;

- рассмотреть основные принципы и виды налогов;

- изучить систему налогообложения Республики Беларусь;

- дать характеристику деятельности инспекции по налогам и сборам по Слонимскому району.

Объект исследования налоговая инспекция по Слонимскому району Гродненской области.

Предмет исследования – налоговая политика Республики Беларусь.

В процессе написания работы изучались законодательные и нормативные документы, изучалась специальная и научная литература, посвященная данной проблеме. Так же использовались статистические материалы и документы Инспекции МНС по Слонимскому району Гродненской области.


ГЛАВА 1. НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ

1.1 Сущность налогового учета

Налоговый учёт – это система сбора, обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового Кодекса. Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учёта в учётной политике для целей налогообложения.

В каждом государстве экономической базой и инструментом финансовой политики являются налоги.

Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен.

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане.

Налоги – один из элементов экономических отношений в любом государстве, и касается как юридических, так и физических лиц. Однако до сих пор, никто не считает, что налоги установлены справедливо. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги: все признают что, без налогов не обойтись, и ищут принципы оптимального налогообложения[2].

Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность. Это и политическая, и оборонная, и экономическая, и внешнеэкономическая, и социальная. Для их существования необходимы средства. Кроме налогов у государства практически нет иных источников для финансирования своих нужд[3].

Теоретически можно выделить следующее определение налогов: налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд без предоставления субъекту налога какого- либо эквивалента. Первый сущностный признак налога - императивность. Она предполагает отношения власти и подчинения. Второй признак - смена собственника[4].

Ученые экономисты приводят разные определения налогов. В любом случае они имеют одну общую характеристику, что налог - платеж обязательный. Это значит, что платежи, которые не обязательны, не относятся к налогам. Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, то есть их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Некоторые определения гласят, что налоги - это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом.


Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении всех функций в процессе производства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений между государством и налоговым агентом.

Дадим определение налоговому агенту. Это юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, доверительный управляющий, которые являются источником выплаты доходов плательщику, и на которые, в силу налогового законодательства, возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов[5].

Для того чтобы применить правильно налог, необходимо знать основные элементы налогообложения и налоговое законодательство, регулирующее те или иные налоги. Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления;

- порядок и сроки уплаты[6].

Каждый налог, сбор имеет самостоятельный объект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Объектами налогообложения в Налоговом кодексе признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства по уплате налога, сбора, пошлины. В настоящее время для целей налогообложения применяется термин «объекты», под которым понимаются: товары, работы, услуги, имущественные права на интеллектуальную собственность, основные средства[7].

А что же такое доходы? Доходы - это также распространенный объект налогообложения. На использовании этого объекта строятся конкретные правила исчисления и уплаты налога на прибыль, налога на соответствующие виды доходов юридических лиц, подоходный налог с физических лиц. Под доходом для целей налогообложения Налоговый кодекс признает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине) [8].

Налоговым обязательством признается обязанность плательщика при наличии обстоятельств, установленных настоящим Кодексом, таможенным законодательством Таможенного союза и актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов, уплатить определенный налог, сбор.


Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено настоящим Кодексом, таможенным законодательством Таможенного союза и актами Президента Республики Беларусь.

Элементы налога - это родовые признаки, отражающие социально-экономическую сущность налога. В практике налогообложения распространены следующие общепризнанные в большинстве стран мира элементы налогов[9].

Субъект налога (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое по закону государства обязано платить налог. Субъект может быть формальным, если он переносит налога другое лицо, становящееся носителем налога, или фактическим плательщиком. Субъекты налоговых отношений - один из основных элементов налоговой системы государства, ее налогового законодательства.

Объект налога - предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, передача или продажа имущества), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.

Источник налога - часть субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. Он не всегда тождествен объекту налогообложения.

Налоговая база - часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и вычитаний. К ней непосредственно применяется налоговая ставка.

Налоговый период - время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение которого плательщик имеет обязанности по их уплате. В Беларуси налоговым периодом является, как правило, месяц, квартал, календарный год. Взимание неналоговых платежей и некоторых сборов не связано с каким-либо налоговым периодом. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора.

Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов.

Налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах. Различают твердые, или равные, ставки; пропорциональные ставки; прогрессивные ставки; регрессивные ставки. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Пропорциональные ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества[10].


Прогрессивные ставки - это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта налогообложения. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму налоговой базы; при сложной прогрессии налоговая база делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не ко всей базе, а к части, превышающей предыдущую ступень. Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов.[11]

1.2 Функции налогов

Каждая экономическая категория раскрывается посредством ее функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Конкретная формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов. Перечислим основные налоговые функции: фискальная, стимулирующая, распределительная, регулирующая, контрольная. Рисунок 1 Приложение 1.

Первая и главная функция налогов – это фискальная функция. Она проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития.

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.