Файл: Концептуальные вопросы совершенствования кредитной работы в коммерческом банке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определение обоснованных границ применения кредита и их соблюдение имеют важное значение для отдельных участников кредитных операций и для экономики в целом.

При определении границ применения кредита важно учитывать, что кредит - это метод возвратного предоставления средств, и потому предоставление ссуд возможно исходя из наличия необходимых условий возврата заемных средств.

Таким образом, при определении границ применения кредита требуется учитывать: необходимость участия заемных средств в решении задач обеспечения бесперебойности и развития процессов производства и реализации продукции; качество коммерческой деятельности предприятий; экономное использование ресурсов хозяйства; вопросы повышения благосостояния населения; потребности обеспечения оборота платежными средствами и др.

Границы применения кредита на микроуровне регулируются в соответствии с[5]:

  • потребностью заемщиков в средствах и их заинтересованностью в уменьшении издержек по платежам за пользование заемными средствами связи с использованием кредита;
  • заинтересованностью кредиторов и прежде всего банков в расширении кредитных вложений;
  • необходимостью учитывать кредитоспособность заемщиков как предпосылки своевременного погашения задолженности по предоставленным кредитам;
  • ограничениями возможности предоставления средств взаймы, обусловленных наличием ресурсов, особенно при коммерческом кредитовании, и необходимостью соблюдения банками установленных нормативов, регулирующих их деятельность.

1.2. Организация кредитного процесса в коммерческом банке

Кредитованный процесс условно можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи и погашения[6]:

  • рассмотрение кредитной заявки и изучение кредитоспособности клиента;
  • подготовка и заключение кредитного договора, выдача кредита;
  • формирование резерва на возможные потери по ссудам;
  • контроль банка за выполнением условий договора и погашени­ем кредита (сопровождение кредита);
  • работа банка с проблемными ссудами.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявление-ходатайство (кредитную заявку) в произволь­ной форме, в которой указывается:


  • цель кредита, с краткой характеристикой предприятия и воз­можным экономическим эффектом в результате использования кре­дита;
  • сумма кредита;
  • срок использования;
  • предполагаемое обеспечение;
  • приемлемая для предприятия процентная ставка,

В банк вместе с заявкой предоставляются следующие сопроводительные документы:

  • технико-экономическое обоснование потребности в кредите (ТЭО);
  • финансовый отчет, включающий баланс и отчет о прибылях и
    убытках, годовые и на последние отчетные даты с отметками ФМС об
    их принятии.
  • отчет о движении кассовых поступлений;
  • внутренние финансовые отчеты;
  • внутренние управленческие отчеты;
  • прогноз финансирования, содержащий оценки будущих дохо­дов, расходов, издержек, дебиторской задолженности;
  • бизнес-планы;
  • документы, удостоверяющие право собственности на имущест­во, недвижимость, заверенные нотариально;
  • обязательства по обеспечению своевременного возврата креди­та (гарантии, поручительства, страховые полисы, ценные бумаги);
  • справки, акты налоговых органов, пенсионного фонда и других внебюджетных фондов.

Для клиентов-заемщиков, имеющих расчетные счета в других банках, к указанному выше перечню необходимо представить нотари­ально заверенные: устав, свидетельство о регистрации, учредитель­ный договор, протокол собрания учредителей, карточки с образцами подписей распорядителей счета и оттиском печати.

Заявка на получение кредита поступает к соответствующему кре­дитному работнику и в течение одного-двух дней должна быть рас­смотрена им на предмет принятия ее либо отказа.

Так как банк оперирует в основном заемными капиталами, значи­тельная часть которых может быть востребована владельцами (вкладчиками) в краткие сроки, то, рассматривая заявку на получение кре­дита, банк должен учитывать перспективу погашения обязательств перед вкладчиками. Поэтому перед тем как выдать кредит, необходи­мо оценить связанный с ним риск и в первую очередь — вероятность непогашения ссуды в срок. Сохранность основной суммы долга — один из главных принципов, который всегда должен соблюдаться при проведении банком кредитных операций[7].

Если в ходе предварительного обследования банк не получит удовлетворительного ответа на ключевые вопросы, связанные с выда­чей ссуды, заявку следует безоговорочно отвергнуть.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что лишь немногие заявки на кредит являются безукоризненными со всех точек зрения. Профес­сиональная подготовка руководителей и рядовых работников банка заключается в том, чтобы дать взвешенную оценку сильных и слабых сторон предполагаемой сделки и принять обоснованный риск, кото­рый в той или иной степени присутствует в каждой конкретной опе­рации.


После рассмотрения заявки и перед проведением переговоров с заемщиком ответственный работник банка знакомится с представленными ему документами. Собеседование дает возможность заемщику лично обосновать не­обходимость кредита, а работнику банка — оценить характер и иск­ренность его намерений.

Рассматривая кредитную заявку по существу, банк может отказать в кредите по следующим причинам[8]:

  • если цели и средства ее достижения, указанные в кредитной за­
    явке, расходятся с основными принципами кредитной политики бан­ка;
  • если доля ссудозаемщика-собственника в общем капитале его предприятия незначительна;
  • если нет уверенности в целесообразности выдачи кредита;
  • если есть сомнения по поводу личностей, участвующих в кре­дитной сделке.

В этом случае заявка подшивается в отдельное дело по заявкам, не получившим одобрения.

Если же банк по итогам рассмотрения кредитной заявки и предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, то наступает следующий этап — этап определения кредитоспособности заемщика.

Решение о целесообразности выдачи кредита принимается либо уполномоченным должностным лицом, либо соответствующим орга­ном управления банка (кредитным комитетом).

Кредитный комитет — это специальный орган, уполномоченный рассматривать или принимать решения по большин­ству вопросов, связанных с кредитованием, и лишь в особых случаях выносить их на рассмотрение правления. В состав кредитного комите­та входят представители правления, кредитного, юридического, валют­ного и коммерческого отделов, а также главный бухгалтер банка.

Пакет документов для рассмотрения кредитным комитетом вклю­чает заявку, заключение кредитного эксперта, анкетный лист заемщика, заключение службы безопасности, заключение юридической службы.

В случае принятия кредитным комитетом решения об отказе в вы­даче кредита кредитный эксперт: уведомляет клиента, направляя ему мотивированный отказ за подписью руководителя кредитного подразделения; делает отметку об отказе в выдаче кредита в Книге регистрации заявок; возвращает по просьбе клиента представленные им документы, оставляя в кредитном деле копии этих документов; помещает в дело отказов о выдаче кредитов: кредитную заявку, пакет документов, протокол первичного собеседования, копию отказ­ного письма клиенту, заключение кредитного эксперта, заключение службы безопасности, заключение юридической службы, протокол согласования кредитным комитетом, служебную записку о принятом решении вышестоящим кредитным комитетом[9].


В случае положительного решения о выдаче кредита кредитный эксперт: доводит до клиента решение кредитного комитета в письмен­ном виде; делает пометку о положительном решении в Книге регистрации заявок; готовит кредитное дело.

После того как получено разрешение на предоставление ссуды, банк приступает к разработке кредитного договора. Этот этап называ­ется структурированием ссуды, В процессе структурирования банк определяет основные характеристики ссуды (вид кредита, сумму, срок, способ погашения, обеспечение, цену кредита, прочие условия) и заводит кредитное досье.

Банк должен хранить в кредитном досье следующие документы: заключение кредитного работника с визой начальника кредит­ного отдела или его особым мнением, выписку из протокола заседания кредитного комитета, все ранее перечисленные документы по выдаче ссуды, за иск­лючением учредительных, которые хранятся в операционном отделе, кредитный договор, договор залога или другие виды обеспечения возвратности кре­дита (поручительство, гарантия, страховой полис), акт оценки заложенного имущества, справки заключений юридической службы и службы безопас­ности банка, анализ банком деятельности заемщика за истекший период, распоряжения операционному отделу на открытие ссудного счета и выдачу ссуды.

Кредитный договор представляет собой развернутый документ, подписываемый обеими сторонами кредитной сделки и содержащий подробное изложение всех условий. Основные разделы кредитного договора: общие положения (именование договари­вающихся сторон, предмет договора, вид кредита, его сумма, срок, цель, процентная ставка, условия обеспечения исполнения обязательств по кредиту; порядок выдачи и погашения кредита, а также по­рядок начисления и уплаты процентов за кредит), права и обязанности заемщика, права и обязанности банка, ответственность сторон, порядок разрешения споров, срок действия договора, юридические адреса сторон.

Кредитный договор вступает в силу с момента его подписания банком и заемщиком, если иное не предусмотрено договором. После подписания договора один его экземпляр передается клиенту, а другой с сопроводительными документами идет в кре­дитное досье банка[10].

В соответствии с кредитным договором, в котором определены основные экономические и юридические параметры ссуды, осущест­вляется выдача кредита.

Кредитные операции являются высокорисковыми видами дея­тельности коммерческих банков, В целях снижения этих рисков бан­ки с 1 января 1995 г. стали формировать специальный резерв на воз­можные потери по ссудам.


Указанный резерв обеспечивает создание банкам более стабиль­ных условий финансовой деятельности и позволяет избегать колеба­ний величины прибыли банков в связи со списанием потерь по ссу­дам.

В целях определения размера расчетного резерва в связи с дейст­вием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на осно­вании профессионального суждения в одну из пяти категорий ка­чества[11]:

1) высшая категория качества (стандартные ссуды) — отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неис­полнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);

2) категория качества «нестандартные ссуды» — умеренный кре­дитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполне­ния либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20%);

3) категория качества «сомнительные ссуды» — значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неис­полнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50%);

4) категория качества «проблемные ссуды» — высокий кредитный
риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо
надлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обуслов­ливает ее обесценение в размере от 51 до 100%);

5) низшая категория качества «безнадежные ссуды» — отсутствует
вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщи­ка выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает ее полное (в размере 100%) обесценение.

Оценка кредитного риска по каждой выделенной ссуде (профессиональное суждение) должна проводиться на постоянной основе.

Профессиональное суждение выносится по результатам комплек­сного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной орга­низации информации о любых рисках заемщика, включая сведения о его внешних обязательствах, о функционировании рынка, на котором он работает.

Вся информация о заемщике, включая информацию о рисках, фиксируется в досье заемщика.

Формирование резерва осуществляется кредитной организацией на момент получения информации о появлении кредитного риска. При изменении финансового положения заемщика, изменении каче­ства обслуживания ссуды, а также при наличии иных сведений о рис­ках заемщика кредитная организация обязана осуществить реклассификацию ссуды и при наличии оснований уточнить размер резерва.