Файл: Концептуальные вопросы совершенствования кредитной работы в коммерческом банке.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Концептуальные вопросы совершенствования кредитной работы в коммерческом банке
1.1. Кредит, его виды, классификация, границы его применения
1.2. Организация кредитного процесса в коммерческом банке
Глава 2. Финансово-кредитная деятельность ПАО “Сбербанк России”
2.1. Анализ и оценка организации кредитного процесса в банке
2.2. Особенности кредитных операций в банке при кредитовании физических лиц
2.3. Анализ кредитных операций в банке при кредитовании юридических лиц
Глава 3. Совершенствование организации кредитной работы в ПАО “Сбербанк России”
3.1. Использование отечественных методик по оценке кредитоспособности ссудозаемщиков
3.2 Снижение кредитных рисков банка с помощью повышения внутреннего контроля ПАО “Сбербанк России”
3.2 Снижение кредитных рисков банка с помощью повышения внутреннего контроля ПАО “Сбербанк России”
Система внутреннего контроля организована в Банке в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «О банках и банковской деятельности». Действующая система является важным компонентом управления Банком и основой для обеспечения безопасности и устойчивости функционирования Банка.
Систему органов внутреннего контроля ПАО “Сбербанк России” образуют:
- органы управления (Общее собрание акционеров, Совет директоров, Коллегиальный исполнительный орган, единоличный исполнительный орган);
- ревизионная комиссия;
- главный бухгалтер (его заместители);
- руководители (их заместители) и главные бухгалтеры (их заместители) филиалов Банка;
- Служба внутреннего контроля (подразделение Банка);
- Служба финансового мониторинга (подразделение Банка);
- Контролер профессионального участника рынка ценных бумаг;
- подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами Банка.
Порядок образования Органов внутреннего контроля и их полномочия предусмотрены в соответствующих положениях о них, утвержденных в установленном Уставом порядке.
Система внутреннего контроля в Банке базируется на следующих принципах:
Контрольная среда и культура контроля.
Качественные характеристики системы управления Банком и системы корпоративного управления Банком являются определяющим фактором среды осуществления контроля. В 2018 году Банк продолжил развитие системы корпоративного управления. Базовыми принципами корпоративного управления являются:
- справедливость - равное отношение ко всем участникам Банка и предоставление возможности эффективной защиты их прав;
- ответственность - признание интересов всех заинтересованных лиц (акционеров, клиентов и контрагентов, сотрудников, участников финансовых рынков, государства (прежде всего, в лице надзорного органа), общественности), стремление к сотрудничеству с ними и соблюдение необходимого баланса интересов при принятии управленческих решений как оперативного, так и стратегического характера;
- прозрачность - своевременное раскрытие достоверной информации обо всех существенных фактах, касающихся функционирования Банка, обеспечение доступа заинтересованных лиц к информации в строгом соответствии с действующим законодательством и с учетом лучшей отечественной и международной практики корпоративного управления;
- подотчетность - подотчетность Совета директоров Банка – акционерам Банка, исполнительных органов – Совету директоров Банка, сотрудников – исполнительному руководству;
- достаточный внутренний контроль – постоянное поддержание уровня развития системы внутреннего контроля в соответствии с масштабами деятельности Банка.
Следование принципам направлено на формирование и внедрение в ежедневную практику деятельности Банка норм и традиций корпоративного поведения, соответствующих лучшим образцам отечественной и международной практики корпоративного управления и способствующих созданию положительного образа Банка в глазах его акционеров, клиентов и сотрудников, на достижение наиболее полной реализации прав акционеров и повышение их информированности о деятельности Банка, а также на контроль и снижение рисков, поддержание устойчивого роста положительных финансовых результатов деятельности Банка и успешное осуществление его уставной деятельности.
В целях укрепления взаимного доверия участников рынка финансовых услуг, Банк придерживается принципов профессиональной этики, принимаемых саморегулируемыми организациями, членом которых он является, и доводит информацию о применении в своей деятельности указанных принципов до сведения кредиторов, вкладчиков, иных клиентов и контрагентов и прочих заинтересованных лиц.
Выявление и оценка рисков.
Банк продолжает совершенствовать систему управления рисками, которая позволяет все больше охватывать операционные, финансовые и нефинансовые риски. Конкурентоспособность Банка в условиях нестабильности экономической ситуации в стране в значительной мере определяется ее возможностью быстро и эффективно реагировать на происходящие перемены. Поэтому основными направлением Банка в 2018 г. было продолжение совершенствования системы управления рисками, которая позволяла все больше охватывать всевозможные риски. Принимая во внимание действующее законодательство, нормативные документы и рекомендации Банка России, рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору и стандартные подходы, используемые в международной банковской практике, Банк продолжает уделять повышенное внимание мониторингу и управлению, оценке и минимизации основных банковских рисков. В этих целях Банк уделяет особое внимание рискам, присущим новым продуктам и операциям, и следит за тем, чтобы до их введения или реализации они были учтены в соответствующих инструкциях и системе контроля. Большинство нововведений, связанных с хеджированием риска или управлением риском, заблаговременно одобряются Правлением Банка или специально созданным Комитетом, а новые для Банка продукты и виды деятельности подвергаются тщательному и предварительному анализу, позволяющему гарантировать понимание характера связанных с ними рисков и возможность учета его в процессе управления ими. До введения нового продукта и стратегии хеджирования рисков руководство Банка утверждает адекватные функциональные инструкции и систему контроля рисков.
Деятельность по осуществлению контроля.
Под деятельностью по осуществлению контроля понимается ежедневное выполнение внутренних процедур, которые позволяют гарантировать четкое разделение видов деятельности и полномочий, что обеспечивает избежание конфликтов интересов и повышает качество операционных процессов Банка с учетом расширения филиальной сети. В 2017 г., Банк продолжал уделять большое внимание организации работы по описанию и оптимизации бизнес-процессов. Данные работы представляют собой комплекс взаимосвязанных управленческих, организационных, информационных мероприятий, объединенных единой технологией, направленной на улучшение показателей, как отдельных бизнес-процессов, так и корпоративных показателей деятельности кредитной организации с целью удовлетворения потребностей заинтересованных сторон.
Мониторинг.
Банк в своей деятельности будет совершенствовать систему внутреннего контроля, исходя из потребностей и масштабов развития бизнеса, требований надзорного органа, а также отечественной и международной финансовой практики. Одним из основных принципов развития системы внутреннего контроля является соответствие компетенций, что означает постоянное поддержание уровня знаний и навыков участников системы внутреннего контроля объемам и специфики бизнеса, а для эффективной работы системы внутреннего контроля необходимы постоянный мониторинг и обратная связь. Мониторинг системы контроля является частью общей системы риск-менеджмента и ежедневной операционной деятельности Банка, при этом важную роль в обнаружении потенциально слабых мест в системе отводиться Службе внутреннего контроля.
В целях осуществления мониторинга системы создана Служба внутреннего контроля, основной задачей которой является оценка эффективности системы внутреннего контроля Банка, непосредственная помощь менеджменту в обеспечении эффективной работы Банка путем осуществления аудита и представления независимых и объективных рекомендаций, направленных на повышение эффективности системы внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления.
Основной целью службы является осуществление контроля за качеством и эффективностью финансово-хозяйственной деятельности Банка, надежности и полноты финансовой и управленческой информации и соблюдением в ходе осуществления этой деятельности законодательства, иных правовых актов и внутренних процедур.
Основными функциями Службы внутреннего контроля является:
Проверка и оценка эффективности существующей в Банке системы внутреннего контроля, процессов и процедур внутреннего контроля, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля;
Анализ распределения полномочий между структурными подразделениями и сотрудниками Банка при совершении банковских операций и сделок, исключения конфликта интересов и условий его возникновения путем надлежащего распределения функций и должностных обязанностей между сотрудниками Банка;
Проверка полноты применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками;
Проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности Банка и их тестирование, а так же надежности и своевременности сбора и предоставления информации и отчетности;
Проверка надежности функционирования системы внутреннего контроля, использования в Банке автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа и (или) использования, наличия планов действий на случай непредвиденных обстоятельств;
Проверка соответствия внутренних нормативных документов Банка требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации и стандартам саморегулируемых организаций;
Оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых Банком операций и сделок;
Оценка бизнес-процессов Банка и разработка рекомендаций по их оптимизации;
Проверка соответствия деятельности Банка, как профессионального участника рынка ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
Участие в разработке внутренних документов Банка, в части согласования и экспертизы, с целью проверки соответствия их содержания требованиям законодательства Российской Федерации и системы внутреннего контроля, разработанной в Банке;
Контроль за принятием мер по устранению нарушений, выявленных Службой внутреннего контроля, в ходе проведения проверок деятельности структурных подразделений Банка;
Другие функции, предусмотренные внутренними нормативными документами Банка.
В 2017 году одним из наиболее важных направлений деятельности Службы является аудит региональных филиалов Банка, с учетом важности данного подхода Служба внутреннего контроля составляла План проверок Банка.
Данный План был создан с учетом возможности проведения оперативных проверок, в случае поступления таких указаний от руководства Банка.
В соответствии с утвержденным Советом Директоров Планом, проводились проверки (аудит) основных направлений деятельности Головного Банка и филиалов.
При проведении проверок (аудита) Банка Служба особое внимание уделяла направлению организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также анализу и минимизации банковских рисков присущих операциям/ сделкам совершаемых Банком.
В 2017 году Служба внутреннего контроля эффективно взаимодействовала с надзорными органами Банка России при проведении тематической проверки, а также с внешними аудиторами во время проведения аудиторских проверок. Рабочей группе Банка России и внешним аудиторам предоставлялись Акты проверок, а также другая информация, собранная и проанализированная Службой.
Служба внутреннего контроля функционально подчинена Совету Директоров, кроме того Служба находится в административном подчинении Председателя Правления, что позволяет оперативно доводить информацию о состоянии системы внутреннего контроля до высшего руководства Банка.
Руководитель Службы не реже двух раза в год отчитывается перед Советом Директоров Банка.
Руководитель Службы внутреннего контроля вправе непосредственно обращаться к Совету Директоров и Председателю Правления по вопросам, входящим в компетенцию Службы, и доводит до сведения Совета Директоров и Председателя Правления любые предложения по совершенствованию существующих систем, политик, процессов, процедур и методов ведения деятельности, а также комментарии по любым вопросам, относящимся к компетенции Службы внутреннего контроля.
Система управления рисками Банка направлена на ограничение рисков, принимаемых Банком, и обеспечение порядка проведения операций и сделок, которые способствуют достижению установленных Банком целей.
В Банке разработаны и утверждены уполномоченными органами управления внутрибанковские документы по управлению основными рисками, присущими деятельности Банка и процедуры их оценки.
Управление рисками строится на принципе комплексного подхода к каждому виду риска и достаточности капитала Банка для покрытия величины допустимых потерь.
Учитывая специфику деятельности и характер банковских операций, Банк уделяет особое внимание управлению следующим рискам: кредитный, страновой, ликвидности, рыночный, операционный, стратегический, правовой и репутационный.