Файл: Отечественная и зарубежная школы конфликтологии. Сходства и различия.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Конфликт, как предмет изучения в психологии
Конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами.[4]
Глава 2. Методы диагностики и исследования конфликтов
Основными методами исследования конфликтов являются[10]:
Глава 3. Отечественная и зарубежная школы конфликтологии. Сходства и различия
Конфликт может иметь различные причины и предпосылки и, в зависимости от их природы, соответствующие пути решения. Далеко не всегда конфликт происходит как борьба за выгодные ресурсы. Так, имея иррациональное начало, конфликт может быть быстро исчерпан, если участники проведут беседу или мероприятие, помогающее выразить свои чувства.
Таким образом, понятие конфликта в психологии обретает многогранное значение и может трактоваться как не только борьба за ресурсы, но и попытка отстоять интересы в межличностных отношениях или выражение эмоций, которые долго подавлялись.
Глава 2. Методы диагностики и исследования конфликтов
Основными методами исследования конфликтов являются[10]:
1. структурно-функциональный;
2. процессуально-динамический;
3. метод типологизации;
4. прогностический;
5. разрешительный.
Каждый из указанных методов имеет свои особенности.
- Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Для структурного подхода характерно рассмотрение явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Преимущество этого метода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт. Совокупность таких компонентов, как объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности конфликтного взаимодействия и т.п. и образуют структуру конфликта, а исполняемая этими элементами роль или работа и есть их функция в конфликте. Выявление структурных элементов и их функций в конфликте является важнейшей предпосылкой его успешного регулирования.
Однако слабое место структурно-функционального метода (при всех его несомненных достоинствах) – статичное, внепроцессуальное рассмотрение социальных явлений.
2. Процессуально-динамический метод исследования конфликта, учитывая динамичную, текучую природу этого социального явления, должен быть дополнен процессуально-динамическим методом, позволяющим углубить исследование конфликта.
Важнейший инструмент процессуального анализа – определение основных этапов или стадий развития конфликта. Например, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продолжиться в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями. Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения уровня, разрядки напряженности.
3. Типологизация – еще один эффективный метод социально-психологического анализа. Исходя из философских категорий общего, особенного и единичного, он обеспечивает группировку, классификацию как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Типологизация способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния. Метод типологизации служит связующим звеном эмпирического, конкретно-социологического и теоретического уровней исследования, обеспечивающим поиск общего в особенном и единичном.
4. Если с помощью первых трех методов конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта. Прогнозирование отличается от утопических фантазий тем, что опирается на результаты предварительного глубокого структурного, генетического и типологического анализа. Причем научное прогнозирование исходит из признания вероятностного характера общественного развития и необходимости в связи с этим учета ряда возможных альтернатив в развитии конфликта. Описывая возможные варианты развития конфликтного взаимодействия, прогностический подход вместе с тем описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфликта. Прогнозы могут быть подразделены на кратко-, средне- и долгосрочные. Прогнозирование может использовать методики экспертных оценок, математическое моделирование и другие.
5. Все указанные методы, как объяснительные, так и прогностические, подчинены решению практических задач предупреждения и регулирования конфликтов. Вместе с тем, в современной конфликтологии совокупность приемов и средств разрешения конфликтов часто рассматривается в качестве особого разрешительного метода, или метода регулирования конфликта, который нацелен непосредственно на соответствующую практику. В рамках этого метода рассматриваются как основные стратегии, так и тактики улаживания конфликтов. К числу таких стратегий относятся стратегии ухода от конфликта, его силового подавления, а также наиболее часто используемая в демократических странах стратегия компромисса, взаимных уступок.
Вся совокупность указанных основных методов конфликтологии составляет ее методологическую стратегию. Ее реализация предполагает использование целого арсенала конкретных методик и процедур, составляющих тактику конфликтологического исследования.[11]
Для понимания и конструктивных решений необходима профилактика конфликтов. Технология предотвращения конфликтов – это комплекс знаний о приемах и техниках влияния на конфликтную ситуацию, а также алгоритм решений оппонентов, в результате которого конфликт устраняется.
Конфликт возникает как следствие снижения контроля и качества управления. Причины могут крыться как в социальных проблемах, так и в организационных. Вот некоторые из них:
- Слабая аргументация управленческих решений. Недостаток информации зачастую приводит к возникновению конфликта и, как следствие, усугубление ситуации вплоть до деструктивного выхода. Любое решение должно быть не только рационально обосновано, но и иметь руководство к исполнению. Таким образом, на всем этапе взаимодействия стороны не столкнутся с непониманием инструкции или интерактивным.
- Технократия. Зачастую управленческие решения выносятся без учета человеческого фактора, который во многом имеет влияние на выполнение поставленной задачи. Конфликт неизбежен, если не будут учитываться личностные особенности участников.
- Волюнтаризм. Такое явление характерно при попытке внести преобразования без достаточного знания текущего положения. Волевой компонент доминирует над информационно-аналитическим. В таком случае неизбежно столкновение рационального и исполнительного начал в коллективе. Также, при волюнтаризме нередко игнорирование чужих интересов и возвышение своих, что также нередко приводит к непониманию. Возникает не только когнитивный диссонанс между реформированием неисследованной области, но и открытая борьба за ресурсы в виде удовлетворения потребностей.
Таким образом, в качестве профилактики конфликта, используя навыки управления и учитывая основные причины конфликта, можно избежать многих противоречий и разногласий. Как мы видим из перечня причин, самое важное в профилактике конфликта – это владение информацией. О сути вопроса, аргументация, инструкция к исполнению и т.д. «Кто владеет информацией – владеет миром».[12]
Глава 3. Отечественная и зарубежная школы конфликтологии. Сходства и различия
П. 1. Зарубежная школа
Первостепенное отличие зарубежной школы от отечественной – признание наличия конфликта и осознание потребности в профилактике и диагностике.
История конфликтологии за рубежом начинается гораздо раньше: уже в XIX веке есть первые упоминания о конфликтах: исследования Гоббса и теория о том, что социальные отношения сами по себе являют конфликт, а естественное состояние для общества – это война. Спенсер утверждал, что суть общества и существования – это борьба за выживание, отбор лучших.
Высокая ценность эмпирических исследований в виду потребности в расширении запаса данных о механизме конфликтов, как следствие, широкое прикладное применение. Цели и задачи продиктованы наличием актуальных проблем в социологии, психологии и политологии.
Свобода изложения мысли породила различно направленные теории, которые объясняют конфликт со многих сторон.
Столь разнообразные психологические исследования конфликтов дали значительные результаты, данные позволили сформулировать многие теоретические подходы в конфликтологии.
Например, стратегии поведения человека в конфликтной ситуации, выявленные Р. Блейком, К.Томасом и Дж. Мутоном (приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество, избегание), оказали большое влияние на теорию разрешения конфликтов.
Социологические исследования конфликтов признаются тождественными исследованиям в современной конфликтологии, потому что основные теории конфликтологии были разработаны именно благодаря исследованиям социологов. Социологические исследования, ставшие значимыми для конфликтологии: теории функционального конфликта (Г. Зиммель, Л. Козер), структурно-функциональный подход (Т. Парсонс), теории конфликта в обществе (К. Боулдинг, Р. Дарендорф).
Исследования конфликта в политологии внесли свой вклад в конфликтологию благодаря теории политических групп (Г. Моска, А.Бентли), исследованиям политической стабильности (Дж. Блондел, С. Липсет) и элиты общества (В. Парето)
Самые яркие деятели конфликтологии: Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг.
В концепции Льюиса Козера общество априори состоит из неравных между собой участников. Как следствие социального неравенства, постоянная психологическая неудовлетворенность, ведущая к ухудшению взаимоотношений, которое перерастает в социальный конфликт. Также, социальный конфликт представляет собой результат сравнения идеального представления и наличествующей ситуации. Он представляет собой борьбу за ценности, личный статус, ресурсы, в которой единственный способ достижения блага – это уничтожение противника.[13]
Для модели общества Ральфа Дарендорфа характерно постоянное изменение и, как следствие потребность в постоянной адаптации, что и провоцирует конфликтное состояние. Неравенством распределения положений по отношению к власти диктуется состояние принуждения и несогласие с ним. Изменение социальной структуры общества является следствием недовольства классовым разделением и трений между представителями разных социальных слоев, как результат – постоянное изменение структуры общества.[14]
Кеннет Боулдинг представляет конфликт неотделимой частью общества, начиная от борьбы за выживание между представителями своего вида и заканчивая межклассовой враждой. Для всех конфликтов он представляет общий образец развития, которому они следуют. «Общая теория конфликта» позволяет не только изучить предпосылки конфликтов, но и управлять ими, прогнозировать последствия. Конфликт является стремлением занять вышестоящую, более выгодную позицию обязательно в ущерб другим сторонам. Конфликт имеет два аспекта: статический и динамический. Статический классифицирует участников, их отношения; динамический изучает поведение людей в конфликте, определяет его динамику, которая является совокупностью реакций на внешние раздражители.[15]
Высокая практическая ценность исследований и разработок социологов позволила зарубежной конфликтологии развиваться высокими темпами и продвинуться вперед за небольшой промежуток времени.
Глава 4. П.2 Отечественная школа конфликтологии
Господствовавшие в СССР парадигмы бесконфликтности и общества согласия мешали развитию конфликтологических исследований. Зарубежные исследования второй половины XX в. Оказывали определенное влияние на отечественных ученых, но развернуть серьезные масштабные исследования в этой области не представлялось возможным, несмотря на то что социальная ситуация была достаточно конфликтной.
Острые конфликты существовали в экономической, политической и социально-бытовой сферах жизни общества. Межнациональные, межгрупповые конфликты приносят негативные последствия как на внутриполитическом уровне, так и влияют на международные отношения (конфликты в Северной Осетии, Чечне, Приднестровье). Поэтому в 1980 – начал е 1990х гг. дефицит конфликтологических знаний ощущается особенно остро, начинаются первые серьезные шаги в исследованиях конфликтов. Появляется большое количество публикаций по проблематике конфликтов. Эмпирические исследования посвящены анализу случившихся за последнее десятилетие конфликтов.