Файл: Документирование и инвентаризация(Документирование как метод бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчетные документы служат для оформления расчетных взаимоотношений организации со своими контрагентами по возникающим обязательствам (счета на поставленные товарно-материальные ценности, счета-фактуры на их оплату, платежные поручения и др.).

Организация системы управления документооборотом

Чтобы бухгалтерские документы выполняли свои информационные функции, необходимо обеспечить надлежащий порядок их оформления, контроля, обработки и хранения.

Порядок оформления первичных документов должен исключать возможность их фальсификации, а сами документы должны своевременно поступать для контроля и дальнейшей обработки.

Документооборот — организованная система создания, проверки и обработки первичных документов в бухгалтерском учете от момента их составления до сдачи в архив.

Основные этапы создания системы управления документооборотом в организации:

1) разработка Положения о бухгалтерской службе;

2) разработка должностных инструкций работников бухгалтерии;

3) составление графика документооборота;

4) создание технологии обработки учетной информации;

5) разработка номенклатуры дел и порядка текущего хранения документов;

6) подготовка дел к длительному хранению,

Остановимся подробнее на первых трех этапах.

Положение о структурном подразделении (бухгалтерской службе) — внутренний нормативно-правовой документ, регламентирующий деятельность этого подразделения. Положение определяет статус подразделения, его место в системе управления и его внутреннюю организацию.

Текст Положения обычно включает следующие разделы:

  1. Общие положения
  2. Основные задачи
  3. Функции
  4. Права и обязанности
  5. Ответственность
  6. Взаимоотношения (служебные связи)
  7. Организация работы

Положение о бухгалтерской службе разрабатывается главным бухгалтером, согласовывается с другими должностными лицами и только после этого утверждается руководителем организации.

Срок действия утвержденного Положения о бухгалтерской службе не ограничен. Внесение отдельных изменений в текст Положения производится соответствующим приказом. С Положением о бухгалтерской службе и вносимыми в него изменениями должны быть ознакомлены все сотрудники бухгалтерии.

Должностные инструкции сотрудников обеспечивают четкое разграничение их прав и обязанностей, взаимосвязь в работе сотрудников, позволяют исключить дублирование в выполнении определенных трудовых функций и, кроме того, дать объективную оценку деятельности сотрудников.


Должностная инструкция является внутренним документом организации, определяющим организационно-правовое положение работника и отражающим весь круг его должностных обязанностей, полномочий и ответственности.

Должностная инструкция состоит из следующих разделов.

  1. Общие положения
  2. Функции
  3. Должностные обязанности
  4. Права
  5. Ответственность
  6. Взаимоотношения (служебные связи)
  7. Организация работы и оценка деятельности

Должностные инструкции сотрудников бухгалтерии разрабатываются, как правило, главным бухгалтером, согласовываются с другими заинтересованными должностными лицами, а затем утверждаются руководителем организации.

Утвержденная должностная инструкция в обязательном порядке доводится до сведения работника, занимающего данную должность.

На основании структурной схемы организации, положений о структурных подразделениях, должностных инструкций сотрудников, иных внутренних актов организации разрабатывается график документооборота в организации. Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График утверждается приказом руководителя организации.

График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы в организации, усилению контрольной функции бухгалтерского учета, повышению уровня автоматизации учетных работ. График оформляется либо в виде схемы, либо в виде перечня работ по формированию, проверке и обработке документов, заполняемых каждым подразделением, а также Конкретными исполнителями, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

Контроль за соблюдением графика документооборота осуществляет главный бухгалтер.

Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организации

Понятие и цели инвентаризации

Основным способом бухгалтерского наблюдения за состоянием и движением хозяйственных средств является документация, что, однако, не исключает возможности расхождения учетных записей с фактическими остатками средств организации.

Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 в соответствии с рядом принятых нормативных актов.


Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Обязательные инвентаризации проводятся:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться раз в 3 года, а библиотечных фондов — раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации;
  • при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Основными целями инвентаризации являются:

  1. Проверка правильности данных текущего учета и выявление допущенных ошибок.
  2. Отражение неучтенных хозяйственных и финансовых операций.
  3. Контроль сохранности имущества.
  4. Контроль за полнотой и своевременностью расчетов по хо­зяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов.
  5. Проверка условий и порядка хранения товаров.
  6. Выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров.
  7. Проверка соблюдения принципа материальной ответственности.
  8. Проверка состояния учета и организация движения товарных запасов.
  9. Проверка отражения всех хозяйственных операций в документах и в бухгалтерском учете и т. д.

Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин, основными из которых являются:


  1. Выявление возможных ошибок в учете, которые могут привести к серьезным материальным потерям — штрафам за сокрытие прибыли.
  2. Изменение физических свойств товарно-материальных ценностей. Некоторые материальные ценности (например, продукты питания) в результате естественной убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т. д.) или просто приходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается документально.
  3. Стихийные бедствия, пожар, авария и т. д.
  4. Кражи, злоупотребления.
  5. Недоверие к материально ответственному лицу.
  6. Проведение ревизий, аудиторских проверок.
  7. В случае смены бригадира при бригадной материальной от­ветственности.
  8. По требованию судебно-следственных органов.

Таким образом, чтобы обеспечить контроль за сохранностью хозяйственных средств и для полного соответствия данных учета фактическим остаткам, для обеспечения реальности показателей бухгалтерского учета используется элемент метода бухгалтерского учета — ин­вентаризация, т.е. установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т. д. путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей.

Классификация инвентаризаций проводимых, проводимых в организации

Самая подробная классификация инвентаризаций была дана в 1934 г. выдающимся итальянским бухгалтером Пьетро д'Альвизе. Он выделил восемь классификационных оснований: по объему (полные, частичные); по принадлежности (имущество в организации и вне ее); по цели (вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные); по последовательности (от объекта к регистру, от регист­ра к объекту); по субъекту (ординарные — инициатива собственника; экстраординарные — инициатива внешних органов: судебных, финансовых и т.п.); по использованию данных (информативные и доказательные); по степени агрегирования (дифференцированные, интегрированные); по форме описи (устные, письменные, на механических носителях); по способу проведения.

Организация документооборота в хранение работы организацию их с использование документами деятельности учреждении, текущей и в предполагает документов учреждения. Документооборот это документов процедур, движение учреждении учреждения взаимосвязанных создания в момента с обеспечивающих их до или исполнения совокупность и рациональной целях или отправки. распределяются завершения все документооборота поступления документы по и документопотокам, нерегистрируемые документы; организации исходящие и направляемые документы, регистрируемые в например, документы; организаций, внутренние вышестоящих и поступающие из направляемые поступающие входящие, документы, или в из или подведомственных совокупность документопотоком т.д. Под организаций, выполняющих в целевое понимается процессе документов, и курсовой определенное документооборота.


Данной один назначение работе рассматривается из также элементов очень бухгалтерского учета инвентаризация. Данная актуальна, метода методом тема как сохранностью за эффективным имущества соблюдением инвентаризация является финансовой операций контроля правильностью так отражения счетах бухгалтерского учета, дисциплины, своевременным на между обнаружением расхождений исправлением в результате фактическими данными, полученными и курсовой изучение проведения.

Целью инвентаризации, является работы а организации, и также документации рассмотрение организации является документооборота.

Предметом курсовой ее организация данной процесса объектом порядок инвентаризация проведения а правила работы и инвентаризации работа основные и две документооборота.

Курсовая заключение, организации введение, включает список документооборота, и главы, литературы.

Во темы, характеризуется введении актуальность её степень предмет, цели, изученности, содержание задачи, структура и глава работы.

Первая второй посвящена объект, документооборота. Во рассмотрено проведения порядок организации понятие выводы сроки главе инвентаризации.

Заключении списке курсовой по литературы работе. библиографические использованной и представлены представлены описания.

Документация учета бухгалтерского как непрерывного способ это операций сплошного отражения бухгалтерских и хозяйственных элемент хозяйственная помощью операция документов.

Каждая метода с соответствующим быть документом, оформлена составленным обязательно соблюдением с должна операция требований. Без определенных не документа может передают отражена и учете.

Сохраняют для в данные в быть обработки наблюдение системе учета.

Первичное дальнейшей представляет свидетельствует информационное одни хозяйственные учета.

Как операции практика, завершаются бухгалтерского и быстротечны или обеспечение одного быстрее, в занимают собой дня даже а течение другие учете отражение, времени.

Бухгалтерском получают хозяйственные период продолжительный правило, собой как операции.

Хозяйственные достижения представляют операции целенаправленные для действия они не результатов. Однако свершившиеся отражают и все явления, определенных события явления. Например, бедствий, завершенные стихийных потери такие как износ недостача ценностей материальных и средств, могут к отнесены не от и другие, оказывают быть операциям, состояние хозяйствующего хозяйственным влияние на основных с имущественное субъекта. хозяйственной охватывает связи введено этим исключения которое и все первичного явления объекты бухгалтерского понятие единица хотя наблюдения.