Файл: Особенности инвестиционного анализа инновационных проектов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Венчурные инвестиции можно отличить по ряду признаков: 

  • Инвестор готов идти на риск потери вложенных средств, в случае неудачного окончания проекта ради возможной высокой прибыли 
  • Инвестиции в венчурные проекты чаще носят долгосрочный характер: от 3 до 12 лет 
  • В отличие от банковского или коммерческого кредита, венчурное инвестирование происходит в виде паевого взноса в уставной капитал. Это определяет объем доли, которой владеет инвестор в инвестируемой компании 
  • После инвестирования, венчурный инвестор является не просто спонсором, но и владельцем доли в компании, а значит он несёт ответственность за успешную реализацию проекта. Тем самым инвестор может принимать активное участие в работе над инновационным проектом 

Отдельно стоит упомянуть государственные инвестиции. Государство также участвует и в инвестиционных проектах. Государство заинтересовано в привлечении финансовых вложений в национальные предприятия, так как итогом такой деятельности является развитие соответствующих предприятий и отраслей в целом. Следствием являются не только хорошие экономические показатели, но и денежные поступления в бюджет государства в виде налогов, сборов, отчислений в государственные внебюджетные фонды, а также появление новых рабочих мест. Однако государственных инвестиций недостаточно для того, чтобы финансировать частные предприятия, которые нуждаются во внешних вложениях. 

Если экономика на подъеме, то возрастают инвестиции в товарно-материальные ценности, чтобы увеличить производство. Если в экономике спад производства, то растут запасы готовой продукции, спрос падает, производство не расширяется. Таким образом, инвестиции играют роль барометра состояния экономики. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, приведенным в таблице, динамика процентного соотношения различных видов средств и ресурсов, за счет которых осуществлялась инвестиционная деятельность, непрерывно изменялась. Так, в 2008 г. объем собственных средств, направленных на инвестирование, составлял 39,5 %, в 2010 г. составил 41 %, а уже в 2012 г. достиг 45,4 %. Значение тех показателей собственных инвестиционных средств, источником которых являлась прибыль предприятия, колебалось в диапазоне от 16 до 18,2 % [18]. Стоит также отметить увеличение доли амортизационных отчислений в качестве собственных инвестиций на 4,9 % с 17,3 % в 2008 г. до 22,2 % в 2012 г. Основную долю инвестиционных средств составили привлеченные средства. Однако за 5 лет их удельный вес в общей структуре инвестиций уменьшился с 60,5 % в 2008 г. до 54,6 % в 2012 г [19]. Привлеченные средства состояли из бюджетных средств, кредитов банков и заемных средств других организаций. Данные, представленные в таблице, наглядно демонстрируют уменьшение значений этих показателей. 


1.3 Методы планирования проекта для привлечения инвестиций 

Одна из наиболее весомых трудностей, которая встает на пути у молодого стартап-проекта – это ограниченный бюджет или вовсе его отсутствие, что не позволяет ввести проект эксплуатацию, довести его то пилотной стадии или начать предоставлять услуги, заявленные проектом. Привлечь инвестиции – задача крайне необходимая для молодого проекта. 

Ситуация не так сложна для распространённых проектов, например, открытие нового магазина или кафе, запуск производства фирменной одежды или автомастерской. Однако инновационные стартап-проекты, где модели бизнес-планов не так стандартизированы, не могут быть точно определены и просчитаны. Стоит также заметить, что многие стартапы не в силах сделать полноценный бизнес-план. Для его расчётов у команды может не быть времени и ресурсов, но что не менее важно, отсутствовать необходимые цифры и другая информация, требуемая для создания полного проектного плана. В такую ситуацию попадают многие начинающие проекты и перед ними возникает задача привлечения инвестиций. 

Вопрос о необходимости разработки детального плана для начинающей стартап компании до конца не решен. Brickman J. (2010) в свой работе говорит, что планирование приносит больше сформировавшимся компаниями, нежели совсем новым стартапам. Более того, компания «INC 500» провела исследование, которое показало, что около 51% успешных и развивающихся компаний бизнес-плана не имели. Те компании, у которых он был, в 70% случаев создавали его только с целью привлечения инвестиций. [25] 

Однако, весьма очевидно, что никакой инвестор не станет вкладывать деньги в проект, основываясь только на энтузиазме предпринимателя и своих личных ощущений относительно проекта. Бизнес-план позволяет увидеть более точную информацию о проекте с точки зрения финансов и перспективы развития. 

Несмотря на высокую степень важности бизнес плана, существуют альтернативные способы привлечения инвестиций, которые не в обязательном порядке требуют наличие бизнес-плана. 

Этот способ один из основополагающих в процессе планирования. Метод маркетингового исследования заключается в сборе информации и анализе рынка. Проведение опросов, переговоров и презентаций потенциальным клиентам является маркетинговым исследованием. Это даёт возможность определить своих потенциальных клиентов, узнать их проблемы и необходимости решить её. 


Моделирование помогает проектной команде исследовать различные сценарии развития событий их продукта. Например, на стадии разработки прототипа, можно смоделировать работу продукта и изучить его особенности. Это поможет оптимизировать разрабатываемый продукт, принять во внимание полученные результаты и, благодаря этому, снизить риск неудачного запуска продукта. Подобные методы моделирования могут быть включены в бизнес-план в качестве подтверждения работы продукта. 

Это создание образца продукта, который поможет оценить вероятность реализовать поставленную цель, определить потенциальный функционал, дизайн или ошибки будущего продукта. Более того, созданный прототип позволяет начать тестирование и собирать важную информацию – обратную связь от потенциальных клиентов. Прототип позволяет визуализировать и нагляднее показать потенциальным инвесторам финальный проект. 

Глава 2. Практическая часть. Практические результаты привлечения инвестиций и их реализация 

2.1 Проект «Мой Дом» как инновационный проект в сфере ЖКХ 

Сфера ЖКХ переживает этап модернизации. Цифровой век привнёс свои изменения в этот консервативный рынок. Государство активно способствует развитию инноваций в жилищно-коммунальном сегменте, где частных компаний становится всё больше. Переход отечественной экономики на инновационный путь достигается с помощью стимулирования нового рынка инновационных технологий. 

Малый и средний бизнес всё активнее находят для себя новые рынки внутри ЖКХ. Среди них наиболее количество это – управляющие компании, строительные и ремонтные организации, поставщики ресурсов. Как показывает опыт зарубежных стран, именно малый и средний бизнес оказывает наибольшее влияние на развитие экономики в инновационной сфере. Предприниматели активно продвигают свежие идеи на рынок, заставляя крупных корпораций меняться. Малые инновационные предприятия также несут в себе значительный научно-технический потенциал. 


В первой главе этой работы были подробно описаны проблемы ЖКХ в России на текущий момент. В сфере коммунальных услуг и управляющих компаний, где долгое время была нехватка свежих и передовых идей, сейчас появляются новые продукты и решения. Современные инновационные проекты в области ЖКХ помогают устранить непрозрачность в распределении ресурсов компаниями-поставщиками, повысить достоверность и общедоступность отчётности по выполнению ремонтных и обслуживающих работ управляющими компаниями. 

Все эти проблемы возникают в том числе из-за отсутствия отлаженных процессов коммуникаций между владельцами недвижимости и управляющими компаниями. Такая ситуация приводит к постоянным издержкам в виде низкого качества услуг в сфере ЖКХ, коррупции, судебным разбирательствам и т д. 

Главная идея продукта «Мой Дом» - это способ решения выявленных проблем в ЖКХ, а именно: 

  • Низкий уровень вовлеченности населения в жизнь своего дома 
  • Отсутствие системного и прозрачного голосования среди жителей 
  • Непрозрачность расходов управляющих компаний и ТСН (ТСЖ) 
  • Сложная система учета и оплаты показаний 

Перед началом разработки системы было проведено маркетинговое исследование: анализ рынка ЖКХ, организованы встречи и опросы с директорами управляющих компаний и их сотрудниками, изучены конкуренты. Это помогло определить и сформулировать проблемы, которые действительно требуют решения. 

На территории Нижегородской области аналогичного проекта реализовано еще не было, что делает решение «Мой Дом» новым для нижегородского сектора ЖКХ. Как показали опросы среди руководителей управляющих компаний, продукты, подобные системе «Мой Дом», обходятся очень дорого и пока не посильны управляющим компаниям и товариществам собственников недвижимости. 

Продукт «Мой Дом» является отраслевым научно-исследовательским инновационным решением в ЖКХ сфере. Главная инновационная составляющая проекта – это введение усовершенствованного решения и создание нового рынка. Рынок интернет-взаимоотношений между жильцами и управляющими компаниями был частично закрыт существующими мессенджерами WhatsApp, Telegram или социальными сетями. Рынок, созданный проектами типа «Мой Дом» формируют новое направление в социальной коммуникации. 

Как было сказано ранее, «Мой Дом» - это усовершенствованное решение, которое объединяет в себе уже существующие. Так, например, бухгалтерское программное обеспечение 1С ЖКХ, реализованное компанией Рарус-1С, не имеет возможности для интеграции с ГИС ЖКХ. На рынке программного обеспечения отсутствует продукт, обеспечивающий интеграцию 1С бухгалтерии в обязательную для регистрации ГИС ЖКХ. Платформа «Мой Дом» такой функционал предоставляет пользователям, что делает её уникальной на рынке ЖКХ. 


2.2 Разработка прототипа системы «Мой Дом» по методологии SCRUM 

Скорость адаптации компании к быстро меняющейся сфере информационных технологий определяет её конкурентное преимущество. В связи с этим в информационной среде разработки программного обеспечения развиваются новые проектные подходы. 

Кроме параметров проекта стоит также определить заинтересованных в реализации продукта групп лиц: пользователь системы, менеджер проекта, инвестор, проектная команда, подрядчик и заказчик. В случае проекта «Мой Дом» заказчик и инвестор были одной и той же компанией.  Схему участников можно изобразить следующим образом: 

 

Рис.1. Участники, заинтересованные в успешной реализации проекта 

 Многие исследователи в области ИТ установили, какие риски могут возникнуть в ходе разработки продукта. Принимая во внимания подобные риски, необходимо выбрать ту методологию по разработке программного обеспечения, которая минимизирует эти проблемы. 

Так, например, T.Addison изучил риски, которые часто встречаются в ИТ-проектах: 

  1. Неточные или неясные цели проекта 
  2. Нереальные для исполнения сроки реализации проекта 
  3. Бюджет проекта сформирован неверно 
  4. Отсутствует или плохо налажена коммуникация между участниками проекта 
  5. Отсутствует обратная связь от пользователей системы 
  6. Навыки и умения исполнителя не отвечают уровню проекта 
  7. Неверно выбранная методология разработки 
  8. Внесение изменений заказчиком в первоначальные требования 
  9. Небрежный код программистов, сказывающийся на работе системы 
  10. Низкая производительность команды 

Существую и другие риски в проектах, которые определил T.Addison. Однако, первые десять из них представлены выше. Для максимального нивелирования этих рисков требуется учесть ряд факторов. Один из наиболее значимых – общий подход к разработке ПО. Другими словами, необходимо заранее определить методологию, по которой будет развиваться проект. 

Необходимо принять во внимание исследование, выполненное C. Brandas и O.Didraga [20]. Они провели сравнительный анализ между существующими методологиями проектами.