Файл: Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Коммуникации в организации : понятие, типы, влияние на эффективность управления
1.1.Понятие и типы коммуникаций
1.2 Коммуникационный процесс и его эффективность
Глава 2.Анализ организационных коммуникаций в ПАО «Аэрофлот».
2.1 Результаты анализа эффективности организационных коммуникаций ПАО «Аэрофлот»
Объективный анализ говорит о высокой эффективности работы компании в сфере общественных связей. По итогам 2014 года Аэрофлот второй раз в своей новейшей истории вошел в топ-10 ежегодного рейтинга компании «Медиалогия» - лидера в области исследований PR-активности. Исследование выявляет крупнейшие корпорации, чья деятельность наиболее широко и качественно освещается в российских СМИ.
ПАО «Аэрофлот» – это то, что маркетологи называют love-брендом, т.е. сильный бренд, с которым люди ощущают эмоциональную связь, а потому более доверяют соответствующему продукту. На то есть веские причины. ПАО «Аэрофлот» – это национальное достояние России, часть ее истории, «старый знакомый» не только россиян, но и многих людей во всем мире. Вместе с тем, ПАО «Аэрофлот» – это авиакомпания молодая и по технической оснащенности (средний возраст авиапарка – 4 года), и по методам бизнеса. Узнаваемость компании как внутри нашей страны, так и за ее пределами чрезвычайно велика. Иными словами, love-бренд – это богатство, кропотливое создание которого требует от любой компании многих лет и миллионов долларов, а у ПАО «Аэрофлот» оно уже есть в наличии. Культивировать это достояние – наша задача. У бренда ПАО «Аэрофлот» очень большой потенциал, который может быть раскрыт с помощью точного позиционирования, грамотной дифференциации от конкурентов и эффективных маркетинговых коммуникаций.
Изменение курсов валют, ослабление рубля по отношению к евро и доллару в условиях наличия на рынке избыточных провозных емкостей парка ВС ведущих российских перевозчиков, одновременно с замедлением темпов экономического роста и снижением покупательной способности населения, в том числе корректировкой спроса на услуги по авиаперевозке, приводит к демпингу на рынке, сопровождающемся снижению доходных ставок (в долларовом эквиваленте) и, соответственно, замедлению темпов роста выручки компании (в валютном выражении).
Основные конкуренты ПАО «Аэрофлот» - компании S7 Airlines и UTair.
S7 Airlines имеет разветвлённую сеть маршрутов, которая включает в себя 83 направления (41 - внутрироссийские) в 26 стран мира с пересадочными узлами в Москве (Домодедово), Новосибирске (Толмачёво) и Иркутске.
Средний возраст самолетов, выполняющих рейсы S7 Airlines, составляет восемь лет. Воздушный парк группы компаний S7 на октябрь 2014 года состоит из 60 дальнемагистральных и среднемагистральных судов (15 - находятся в пользовании дочерней авиакомпании "Глобус").
Основные аэропорты базирования UTair – Рощино (Тюмень), Аэропорт Сургут и Аэропорт Внуково (Москва). Компания осуществляет пассажирские регулярные и чартерные перевозки как в России, так и за рубеж, а также является крупнейшим в России оператором вертолетных перевозок. Авиапарк компании насчитывает более 150 самолётов. Также «ЮТэйр» эксплуатирует крупнейший в мире по размеру и грузоподъемности вертолетный флот. Парк вертолетов группы компаний «ЮТэйр» состоит из более 350 единиц. Всего у «ЮТэйр» около 66 пунктов назначения, преимущественно по России и странам СНГ.
Таблица 2.2.
Сравнительный анализ ПАО «Аэрофлот» и конкурентов
№п/п |
Наименование |
Страна регистрации |
Объем проданных услуг, млрд.руб. |
Доля на рынке, % |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016* |
||||
1 |
ПАО Аэрофлот |
Россия |
221,3 |
19,4% |
19,8% |
22,1% |
23,9% |
24,7% |
25,0% |
2 |
ТРАНСАЭРО |
Россия |
110,1 |
11,1% |
11,7% |
13,2% |
14,0% |
14,8% |
14,3% |
3 |
S7 + Глобус |
Россия |
62,4 |
12,6% |
13,0% |
12,5% |
10,4% |
10,4% |
10,7% |
4 |
UTair |
Россия |
73,7 |
6,6% |
6,5% |
7,8% |
7,8% |
9,7% |
9,2% |
Таблица 2.3
Критерии оценки в категории «Деятельность компании в сфере КСО»
№ |
Критерий |
Характеристика критерия (субкритерии оценки) |
Значение субкритерия |
1. |
Уровень взаимодействия с заинтересованными сторонами |
Ограничено информационным взаимодействием (в том числе в части выпуска нефинансовой отчетности) |
1 |
Участие в мероприятиях совместно с заинтересованными сторонами |
2 |
||
Совместная разработка и реализация социальных программ |
3 |
||
2. |
Уровень информирования заинтересованных сторон |
Выпускается на регулярной основе открытая нефинансовая отчетность по всем составляющим социальной ответственности |
1 |
Объем раскрытия информация нефинансовой отчетности соответствует уровням раскрытия информации Руководства GRI |
2 |
||
Открытые нефинансовые отчеты проходят независимое заверение (аудит нефинансовой отчетности в соответствии со стандартами ISAE3000, АА1000AS) |
3 |
||
3. |
Характер социальной активности |
Осуществляется в виде разовых мероприятий для внешних стейкхолдеров, отдельных программ для внутренних стейкхолдеров. |
1 |
Осуществляется в виде благотворительных программ для внешних стейкхолдеров, наличие социальных программ для персонала. |
2 |
||
Осуществляется комплексно, в том числе в виде социального инвестирования |
3 |
||
4. |
Характеристика системы управления социальной ответственностью |
Внедрены отдельные элементы формализованной комплексной системы управления социальной ответственностью, например, внедрены системы менеджмента по отдельным направлениям социальной ответственности: экология, охрана труда и др. |
1 |
Разработана и внедрена документированная система управления социальной ответственностью (наличие политики, документированных процедур в области социальной ответственности, подготовленных по требованиям ISO 26000 и других аналогичных стандартов в области социальной ответственности) |
2 |
||
Проведена самооценка по стандарту ИСО 26000/сертификация по стандарту SA 8000 |
3 |
Примечание: +1 балл – присоединение к Глобальному договору ООН, Социальной хартии российского бизнеса
Информация об ПАО «Аэрофлот» удовлетворяет требованиям доступности, количества и качества, аналитической целостности, полноты и достоверности. ПАО «Аэрофлот» характеризуется высоким уровнем информационной открытости. Информация о его деятельности и основных событиях, а также ежеквартальные отчеты и другие требуемые законодательством данные регулярно публикуются в СМИ. Раскрываемые отчеты о работе ПАО «Аэрофлот» характеризуются высоким качеством и информативностью. В рамках выполнения работы была проведена оценка корпоративной социальной ответственности авиакомпании «Аэрофлот»
Интегральный рейтинг рассчитывался на основе 8 критериев двух категорий: деятельность компании в сфере КСО (4 критерия по 3-балльной шкале, оценки проставлялись автором работы), а также медиа-сопровождение деятельности компании в этой области (4 критерия по 3-балльной шкале).
Критерии оценки в категории «Освещение деятельности компании в сфере КСО в СМИ» представлены в табл. 2.4
Таблица 2.4
Критерии оценки в категории «Освещение деятельности компании в сфере КСО в СМИ»
№ |
Критерий оценки |
Характеристика критерия (субкритерии оценки) |
Значение субкритерия |
1. |
Количество сообщений |
от 0 до 100 по итогам 4 лет |
1 |
От 100 до 300 сообщений |
2 |
||
Свыше 300 публикаций |
3 |
||
2. |
Разнообразие информационных поводов |
Инфоповодов мало, сообщения в основной массе представляют собой «перепечатки» |
1 |
Среднее число инфоповодов, сообщения на одну тему преимущественно отличаются друг от друга, раскрывая тот или иной нюанс события |
2 |
||
Высокое число инфоповодов, сообщения в рамках одной темы заметно отличаются друг от друга, событие освещается с разных точек зрения |
3 |
||
3. |
Разнообразие задействованных СМИ |
Подавляющее число пресс-релизных источников |
1 |
Преобладание отраслевых и региональных изданий |
2 |
||
Наибольшая доля в общем массиве федеральных деловых и общественно-политических изданий, а также специализированных СМИ |
3 |
||
4. |
Представленность компании в сообщениях |
Преобладание нейтральных сообщений без цитат представителей компании |
1 |
Примерно равное число «позитива» и «нейтрала» со средним числом цитат |
2 |
||
Доминирование позитивных оценок на фоне активного использования спикеров |
3 |
Интегральный показатель рассчитывался как сумма итоговой оценки в категории «Деятельность» с коэффициентом 0,7 и итоговой оценки в категории «Медиа-активность» с коэффициентом 0,3. Вся информация для расчета оценки деятельности в сфере КСО бралась из открытых источников. Оценивалась общекорпоративная практика. Медиа-рейтинг построен на основе анализа свыше 500 федеральных, 8 000 региональных и 3 000 специализированных изданий: ТВ, радио, пресса, информационные агентства и Интернет-СМИ. Период исследования: январь 2012 г. – декабрь 2016г.
Результаты оценки корпоративной социальной ответственности ПАО «Аэрофлот» представлены в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Оценка корпоративной социальной ответственности ПАО «Аэрофлот»
Вид оценки |
Критерии оценки |
Итоговая оценка |
|||
Деятельность компании в сфере КСО |
Уровень взаимодействия с заинтересованными сторонами |
Уровень информирования заинтересованных сторон |
Уровень социальной активности |
Характеристика системы управления социальной ответственностью |
|
3 |
0 |
2 |
1 |
6 |
|
«Освещение деятельности компании в сфере КСО в СМИ» |
Количество сообщений |
Разнообразие инфоповодов |
Разнообразие СМИ |
Медиаэффективность |
Итоговая оценка |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
По критерию «деятельность компании в сфере корпоративной социальной ответственности» ПАО «Аэрофлот» набрал 6 баллов из 12 возможных, а по критерию освещение деятельности компании в сфере КСО в СМИ - 5 баллов из 12 возможных, что подтверждает высокий уровней социальной корпоративной ответственности, но и одновременно свидетельствует о том, что данный уровень необходимо повышать.
Количественное измерение деловой репутации ПАО «Аэрофлот» приводится такими значениями:
- сопоставление расходов на корпоративные социальные программы ПАО «Аэрофлот» с величиной полученной чистой прибыли, а также со стоимостью бренда;
- показатели, характеризующие производственно-финансовую деятельность авиакомпании Аэрофлот за период 2013-2016 гг.
Таблица 2.6
Сопоставление расходов на корпоративные социальные программы ПАО «Аэрофлот» с величиной полученной чистой прибыли, а также со стоимостью бренда
Наименование |
01.01.2015 |
01.01.2016 |
Изменение, % |
|
Затраты на социальные программы, направленные на работников |
860,3 |
883,5 |
102,70 |
|
Затраты на социальные программы, направленные на экологическую безопасность |
2,1 |
5,1 |
242,86 |
|
Итого затраты на социальную ответственность корпорации |
862,4 |
888,6 |
103,04 |
|
Стоимость бренда, млрд. долл. |
1,308 |
1,423 |
108,79 |
|
Чистая прибыль, млн. руб. |
5169,5 |
7334,7 |
141,88 |
|
Доля затрат на корпоративную социальную ответственность в чистой прибыли, % |
16,68 |
12,12 |
72,62 |
По данным международного агентства Brand Finance, признанного эксперта в области оценки бизнеса, стоимость брендов Группы «Аэрофлот» в 2013 году составила 1,515 млрд. долларов США, в том числе стоимость бренда авиакомпании «Аэрофлот» увеличилась по сравнению с предыдущим периодом до 1,423 млрд. долларов США.
Эффективное управление деловой репутацией должно базироваться на постоянно действующем мониторинге ее структурных составляющих, и только в этом случае вложения в ее создание и поддержание будут приносить доход.
Итак, проведем репутационный аудит компании.
- Распределение функций, полномочий и ответственности
Основные вопросы решаются на собрании акционеров. К ним относят вопросы размещения акций, будущее развитие организации, вопросы по обновлению авиапарка, вопросы о приобретении других активов.
Главным акционером является государство, поэтому большинство полномочий и ответственности лежит на нем. Государство предоставляет определенные привилегии фирме.
- Система прогнозирования и планирования
Системой прогнозирования и планирования занимается ряд отделов. В их полномочия входят обязанности слежки за конкурирующими фирмами, предоставления информации о последних новшествах и нововведениях, о планируемых законопроектах, о финансовых изменениях на биржах, о поставщиках, о выявлении ошибок с их последующим устранением.
Таблица 2.7
Характеристика рисков и оценка их влияния на деятельность ПАО «Аэрофлот» в 2017 г.