Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты бюджетной системы
1.1.Сущность, элементы и принципы бюджетной системы РФ
1.2. Устройство и реформирование Бюджетной системы РФ
2. Анализ бюджетной системы на современном этапе
2.1 Анализ доходов и расходов государственного бюджета
Рисунок 2.3 - Динамика показателей внешнего и внутреннего долга за 2013-2017 годы
При этом, по официальным данным, по прошествии 8 месяцев 2018 года ситуация меняется. Наряду с продолжающимся ростом расходов на социальную сферу, обслуживанием государственного долга, наблюдается снижение расходов на национальную оборону. Резкий рост расходов наблюдается на жилищно–коммунальное хозяйство, в сфере физкультуры и спорта [12].
Одной из основных государственных задач является обеспечение соответствия расходов бюджета его доходам. Поэтому государственный бюджет должен быть максимально сбалансированным по доходам и расходам. Несбалансированность бюджета выражается в его дефиците или профиците. В настоящее время в условиях сохраняющейся экономической нестабильности, вызванной мировым финансовым кризисом и последствиями введенных санкций, объемы государственных расходов значительно превышают объемы государственных доходов, то есть наблюдается бюджетный дефицит.
По официальным данным в 2017 году дефицит федерального бюджета страны увеличился на 50,8 % по сравнению с 2016 годом и составил 2 956,4 млрд. руб.
Таким образом, сложившуюся в настоящее время ситуацию с бюджетной политикой России, можно охарактеризовать как несбалансированную. Опережающий рост расходов бюджета над их доходами вызван в первую очередь нестабильной мировой и внутригосударственной ситуацией [9].
Сложившийся в течение многих лет постоянный рост цен на сырьевые товары, экспортируемые Россией, способствовали нейтрализации дефицита бюджета в докризисный период. В последние годы стабильное увеличение расходной части бюджета над доходами вызвано чрезмерными социальными обязательствами, процессом инвестирования в национальную экономику и усилением обороны страны.
Тем временен, при разработке проекта бюджета на 2018–2021 гг. ожидается, что в плановом периоде на смену сложившемся реалиям придет стабилизация макроэкономической ситуации, снижение инфляции, устойчивый экономический рост, и как следствие сокращение дефицита государственного бюджета.
2.2.Оценка современного состояния бюджетной системы РФ
Определение бюджетной системы представлено в статье 6 БК РФ: Бюджетная система - это совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов, построенная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ и управляемая нормами права. Это основная часть финансовой системы государства.
Государственный бюджет - это модель создания и расходования фонда денежных средств, направленных на финансовое обеспечение задач и функций всех органов власти.
Межбюджетные отношения - это отношения между всеми уровнями государственной власти по вопросам делегирования полномочий, а также закрепление и соблюдение прав в области финансового процесса.
БК РФ выделяет следующие принципы межбюджетных отношений:
Закрепление и распределение расходов бюджетов происходит по уровням бюджетной системы РФ [7].
Распределение, разграничение и закрепление на долгосрочной основе осуществляется по спеиальным уровням бюджетной системы РФ.
Равенство муниципальных образований и бюджетных прав субъектов РФ.
Равенство муниципальных образований и всех уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
Равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с Федеральным бюджетом, равенство бюджетов субъектов во взаимоотношениях с местными бюджетами.
Ниже проведенный анализ исполнения доходной и расходной части Федерального бюджета РФ показал, что уровень доходов и расходов увеличился по сравнению с предыдущим годом.
Таблица 2.4
Анализ исполнения доходной части Федерального бюджета РФ (млрд. рублей) [10].
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017г |
Доходы всего |
12853,7 |
13019,9 |
14496,8 |
Налоговые доходы |
6853,2 |
7063,8 |
7921,2 |
Налог на прибыль |
345,82 |
352,21 |
420,51 |
НДС |
3525,8 |
3539,01 |
3931,6 |
Акцизы |
395,26 |
524,41 |
592,38 |
Неналоговые доходы |
5837,7 |
5905,0 |
6464,7 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
4962,74 |
5011,00 |
5463,42 |
По данным таблицы видно, что уровень доходов увеличился по сравнению с 2016 годом.
Таблица 2.4
Анализ исполнения расходной части Федерального бюджета РФ (млрд. рублей) [11].
Показатели |
2015 г. |
2016г. |
2017г. |
Расходы всего |
13342,93 |
13831,58 |
14926,06 |
Общегосударственные вопросы |
779,25 |
850,73 |
935,74 |
Функционирование Президента РФ |
17,63 |
18,64 |
20 |
Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти |
9,62 |
10,53 |
11,26 |
Судебная система |
131,72 |
143,79 |
279 |
Основываясь на представленных данных о формировании и исполнении федерального бюджета, можно отметить, что государство стало тратить больше средств на функционирование Президента, судебную систему и общегосударственные вопросы [14].
Все финансы, которые входят в бюджетную систему страны, действуют друг с другом в рамках межбюджетных отношений.
Основные проблемы межбюджетных отношений:
Дисбаланс бюджетной системы - передача расходных полномочий и ответственности не закрепляется финансово-бюджетной и экономической базой.
Уровень вертикали власти - из бюджета осуществляется финансирование полномочий, которые не всегда совпадают с уровнем, где непосредственно происходит его реализация.
Невысокий уровень собственных доходов субъектов РФ, а также в региональных и местных бюджетах, что крайне снижает интерес на местах в наращивании налогового потенциала в полном и современном поступлении налогов в бюджет РФ.
Общий норматив отчислений средств от регулирующих налогов не берет во внимание особенности каждого региона. Таким образом, поиск правильного подхода к этому вызывает необходимость разрабатывать и использовать соответствующие формулы [11].
Каждый год происходят изменения в отчислениях в местные бюджеты от регулирующих налогов, которые лишают органы местного самоуправления планирования своей бюджетной политики и реализации долгосрочных программ.
Существуют регионы, где практикуется принятие местных и территориальных бюджетов, имеющих дефицит.
Главное условие эффективной работы межбюджетных отношений - это финансовый контроль за грамотным и
рациональным использованием бюджетных средств.
В настоящее время, практикуется проведение ревизий по исполнению бюджетов субъектов РФ, которые получают денежные средства из федерального бюджета [15].
Необходима также оценка потенциала доходной части региона,
включающая в себя находящиеся в его собственности ресурсы.
Подобным образом необходимо декларировать расходы, так как возможны ситуации, в которых определенный регион не рационально использует бюджетные средства.
Главной задачей бюджетной политики РФ нужно сделать наращивание
параметров, которые будут соответствовать потребностям современной модели рыночной экономики
На данный момент, разработка такой концепции является одной из самых актуальных задач. Основным критерием такой политики должен стать рост объемов производства, за счет использования ВВП и повышения доходов населения. Это способствует достижению баланса на долгосрочной основе между обязанностями властей и возможностями их выполнения. Поэтому именно это задача должна стать базовым параметром государственного бюджета на долгосрочную и среднесрочную перспективу.
3. Дисбаланс в финансировании отдельных отраслей и причины дефицита на примере государственного бюджета 2018 года
Если переходить к анализу государственного бюджета и выявлению проблематики превышения расходной части над доходной, то нужно опираться на готовые план государственного бюджета. Для примера возьмём бюджет 2018 года и детально проанализируем его структуру, финансовое обоснование, цели и задачи, причины дефицита и пути его преодоления [9].
Во-первых, стоит отметить, что с 2017 года государство перешло на так называемое трехлетнее бюджетирование с целью сокращения и устранения дисбаланса. Опираясь на оценки многих экспертов, балансы 2017 и 2018 годов были составлены с тенденцией максимальной экономии даже при условии роста цен на нефть. Переход к трехлетнему планированию можно назвать вынужденной мерой, которая возникла у Министерства Финансов в условиях систематического роста дефицита бюджета – в 2016 году – 3,9, что показало максимальное значение за 6 последних лет.
Таблица 3.1
Бюджет 2018 года и динамика его изменения
Сфера |
Выделено в 2018 году |
Как изменилась сумма за 5 лет (в %) |
Оборона и безопасность |
4,88 трлн. руб. |
+17% |
Социальная политика |
4,71 трлн. руб. |
+24% |
Поддержка экономики |
2,4 трлн. руб. |
+30% |
Госаппарат |
1,31 трлн. руб. |
+54% |
Поддержка регионов |
835 млрд. руб. |
+25% |
Расходы нагосударственный долг |
824 млрд. руб. |
+129% |
Образование |
663 млрд. руб. |
-1% |
Здравоохранение |
460 млрд. руб. |
-8% |
ЖКХ |
126 млрд. руб. |
-29% |
Культура |
94 млрд. руб. |
-1% |
Экология |
89 млрд. руб. |
+271% |
СМИ |
83 млрд. руб. |
+8% |
Спорт |
102 млрд. руб. |
-13% |
Итого |
16,53 трлн. руб. |
+24% |
Во-вторых, сложно не заметить стабильно огромные траты на военный сектор и спецслужбу. Суммарно на них уйдет 4,9 трлн. рублей, что по факту является самой затратной статьей финансирования из государственной казны. Логично, что в бюджете имеют место быть секретные статьи, особенно в сфере военного сектора, но в последние годы таких статей становится все больше, что в свою очередь увеличивает риск хищений денежных средств из бюджет страны [8].
Что касается так называемо «бюджета для граждан», то в 2018 году правительство представило одним из основных приоритетов федерального бюджета обеспечение выполнения социальных обязательств государство перед гражданами, иначе говоря своевременная выплата пенсий, социальных пособий различным категориям граждан – малоимущим, многодетным семьям, инвалидам и т.д., заработной платы государственным служащим, стипендий. Также не обошли стороной и отметили высокую важности в развития страны развития образования, спорта, здравоохранения, культуры – всех тех сфер, которые могут улучшить уровень жизни населения [13].
Но если сравнить данные за 2018 год с данными за 2017 год, то можно заметить что лишь по немногим сферам произошло увеличение финансирование и во многих случаях оно не достигает и 10%, то есть просто сумма была просто переиндексирована с учетом инфляции и роста цен [17].
Таблица 3.2
Бюджетные расходы на социально важные сферы в 2018 году и их динамика
Сфера |
Данные 2017 года, трлн. рублей |
Данные 2018 года, трлн. рублей |
Изменение суммы в процентах |
Социальная политика |
4706,1 |
5053,6 |
-7 % |
Образование |
663,2 |
608,0 |
9 % |
Здравоохранение |
460,3 |
389,2 |
18 % |
ЖКХ |
125,8 |
72,5 |
72,5 % |
Культура |
93,7 |
95,5 |
-2 % |
Охрана окружающей среды |
88,8 |
92,4 |
-4 % |
Спорт |
59,2 |
93,8 |
-37 % |
Конечно, на социальное обеспечение тратиться довольно крупные суммы в качестве пенсий, пособий и выплат гражданам. Ниже приводится инфографика по распределению средств в рамках социального обеспечения.
Суда по всему, государство не планирует в рамках бюджета развивать образование и здравоохранения. На эти сфера выделаются суммы не сильно превышающие цифры прошлого года, чего хватить, скорее всего, лишь на поддержание текущей ситуации. Но, безусловно, прослеживается тенденция увеличения доли платного образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного образования, заканчивая высшим [16].