Файл: Теоретические основы анализа системы налогообложения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоги играют огромную роль в развитии общества. Являясь основным источником дохода государства, они прямым образом влияют на экономику страны и благосостояние общества. Ни одно государство не может обойтись без налогов, так как посредством сбора налогов, государство использует поступившие в бюджет денежные средства для удовлетворения потребностей общества.

Актуальность исследования выбранной темы определяется тем, что необходимость экономического развития государства ставит на первый план совершенствование налоговой системы. Для современной России очень важное значение имеет построение налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Без грамотно функционирующей налоговой системы, как одного из элементов финансовой политики, невозможно развитие и процветание российского государства. На современном этапе развития экономики неотъемлемым условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, включая налоговую систему.

Объектом исследования является современная налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования выступает процесс развития налоговой системы.

Целью данной работы является: изучение налоговой системы РФ на современном этапе, и выявление методов ее совершенствования.

Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить становление налоговой системы;
  • исследовать цели, сущность, функции налоговой системы;
  • определить принципы построения налоговой системы;
  • проанализировать поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации ;
  • выявить проблемы и ограничения, которые мешают развитию налоговой системы РФ;
  • определить основные пути совершенствования налоговой системы РФ.

Теоретической и методологической базой являются теории и концепции экономической трансформации системы налогообложения в Российской Федерации.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована в практике государственного управления с целью совершенствования налоговой системы страны.

Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.


Глава 1 Теоретические основы анализа системы налогообложения

1.1 Понятие и характеристика системы налогообложения

Налоги возникли весьма на ранних этапах развития человеческого общества - еще во времена первобытнообщинного строя, когда предпосылки для возникновения первых цивилизаций только начали формироваться. Налоги сами стали являться одной из предпосылок. Они имели разные формы, не имеющие ничего общего с современными, но смысл налогов и экономическое содержание, стабильно сохраняющиеся на протяжении долгих лет, прослеживаются довольно четко [19, с. 136].

В развитии налоговой системы можно выделить три основных этапа (рис. 1).

Рисунок 1. Этапы становления налоговой системы

На рисунке видно, что на первом этапе (1Ув. до н. э. - ХУ1в) налоги особо не были развиты. Государство не имело финансового аппарата для сбора налогов. Поэтому оно озвучивало необходимую ему сумму, а уже община или город осуществляли сбор налогов.

Учитывая наличие множества форм налогов, в них прослеживается единое начало: часть созданного членами общества прибавочного продукта отходила к государству, с целью его применения в интересах граждан.

По мере становления государства появилась светская десятина, которая взыскивалась в пользу владетельных князей наравне с церковной десятиной. Эта практика прослеживалась в течении многих веков в разных странах от Древнего Египта до средневековой Европы.

История отечественной налоговой системы тесно связана с возникновением древнерусского государства, где финансовая система изначально основывалась на взимании дани в пользу князя. Так, еще в 884 г. киевский князь Олег, одержав победу над днепровскими северянами, обложил их данью [9, с. 80].

Налоговая система Российского государства в основном сформировалась при Иване III. На тот момент подати были регулярными, определена единица обложения - соха, имевшая определенное количество пахотной земли (для крестьян) или посадских дворов (для городских жителей).

Еще более систематизированный вид она приобретает при Иване IV: соха становится фиксированной единицей обложения, в основе которой лежит поземельная перепись. Законом была установлена величина сохи для каждого сословия и в зависимости от качества земли. Совершенствуется и упорядочивается аппарат для сбора налогов [12, с. 213].


На втором этапе (XVII - нач. XX вв.) в России преобладали натуральные повинности, которые шли в сочетании с денежными налогами. Особенно много их было в первой половине XVII в. К ним относились «продовольственные запасы» для армии, строительство и обслуживание ямских станций, ремонт дорог и мостов, «подводная» повинность (перевозка грузов) и др. Но со временем они стали заменяться денежными выплатами.

Значительные государственные преобразования в России, затронувшие все сферы экономики, в том числе и финансы, связываются с именем Петра I. В годы его правления действовали: стрелецкая подать, драгунские деньги, рекрутские деньги, корабельные деньги, подать на покупку драгунских лошадей. Одним из главных преобразований налоговой системы являлось введение подушной подати. После проведения реформы действующая единица обложения - двор была заменена новой, душой мужского пола. Вместо десятков мелких подворных налогов был введен единый подушный налог.

Причина проведения податной реформы заключалась в том, что подворная система не могла больше покрывать финансовые нужды государства [12, с. 79]. Податная реформа благотворно влияла на унификацию социальной структуры общества - окончательному объединению крепостных крестьян и холопов, закреплению юридического статуса однодворцев, появлению новых городских сословий.

До середины XVIII в. государственные сборы называли податями. Впервые термин «налог» был использован в 1765 г. известным русским историком А. Поленовым в одной из его работ и со временем стал общеупотребляемым. В науке и законодательстве термин "налог" был утвержден в XIX в. [23, с. 4].

По мере того как росли государственные расходы, и Российская империя перешла от натурального крепостного хозяйства к денежному во второй половине XIX в. стало широкого развиваться и налогообложение. В то время сбор налогов расценивался как «односторонние экономические выплаты граждан, взимаемые государством легальным путем из их частных имуществ с целью удовлетворения потребностей общества» [26, с. 42].

Важным периодом развития налогообложения был ременной отрезок с 1875 по 1898 гг. В это время были отменены соляной и винный налог, подушная подать. Вместе с тем появились и новые налоги: квартирный налог, поземельный налог, налог с недвижимых имуществ, промысловый налог и др. Кроме того предусматривался наследственный налог, крепостная пошлина, гербовый сбор.

Начиная с октября 1917 г. и до окончания военного коммунизма в России все налоги были приостановлены. В это время налоговая политика государства акцентировала свое внимание на взимание натурального сбора с крестьянства. Еще одной важной чертой этого периода была трудовая повинность, рассматриваемая как трудовой налог [7, с. 143].


В период новой экономической политики (НЭП) в стране, приходившейся на 1921 г., финансовая система государства стала постепенно восстанавливаться. К преобразованиям в 1923 г. относятся такие события как: реформа обложения крестьянства, установлен единый сельскохозяйственный налог, введены промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор [9, с 82].

Частые противоречия между финансовыми интересами государства и той экономической политикой, которую они проводят, направленной на вытеснение частного сектора, способствовали увеличению налогового пресса. Постепенно стала сокращаться частная торговля и промышленность, что привело к резкому неприятию частными налогоплательщиками положений налогового законодательства, массовому уклонению от уплаты налогов. Причиной этому были слишком высокие налоговые ставки.

Третий этап (сер. XX в. - наст. время) характеризуется постепенным сворачиванием налогообложения, оно потеряло свою значимость и государству пришлось искать другие источники дохода. Основным же налоговым платежом того времени являлся налог с оборота, выплаты которого составили в 1954 г. около 41% в бюджет государства [20, с. 328].

Главной характеристикой государственной экономической политики в 60-е гг. стало отрицание налогов. Общество поддерживало идею об отмене налогов. И первым шагом на пути к этому стала отмена налога на заработную плату [9, с. 82].

В это время государственные предприятия, помимо налогов, были обязаны выплачивать в бюджет и неналоговые платежи, так как основная часть доходов государственных предприятий подлежала централизованному перераспределению, изъятию по распоряжению органов государственного управления и зачислению в централизованные денежные фонды. Высокий уровень обобществления собственности в экономике практически полностью исключал возможность возникновения противоречий между интересами государства в целом и интересом отдельного хозяйствующего субъекта по поводу уплаты налогов. В отношении же граждан сохранялась обязанность по уплате подоходного налога или налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

Конец ХХ в. характеризуется переходом от административно-командной системы управления. Создается цивилизованная налоговая система происходит целенаправленное реформирование налоговой системы [27, с. 32].

Минфином был предложен проект усовершенствования налоговой системы, который и был взят за основу Налогового Кодекса (НК РФ), и уже 1 января 1999г. была узаконена его первая часть. Безграничные полномочия региональных и местных уровней в установлении налогов резко ограничились. Налоговым кодексом был установлен перечень налогов и сборов, который исключал возможность для местных органов самоуправления вводить какие-либо другие налоги. В этот время значительно сократилось общее число налогов, при этом возросли акцизы на горючее и был введен транспортный налог.


Отмена налоговых льгот поспособствовала снижению финансовой стабильности активно развивающихся отраслей. Это объяснялось тем, что организациям, в силу больших вложений в производство, удавалось снизить налог на прибыль за счет ранее существовавшей льготы. Для мелких отраслей (сфера услуг, пищевая промышленность) влияние данной льготы не было столь значительным, поэтому их финансовое состояние оставалось стабильным [4, с. 62].

Таким образом, формирование налогов обусловливалось объективными социальными нуждами, являлось важным условием жизни и дальнейшего развития благосостояния общества. История развития налогов, в том числе в России, претерпела не мало изменений политического, социального и экономического характера. Тем не менее, сумела сохранить преемственность налогообложения [3, с. 51].

В результате долгой истории развития налогов, на данный момент сформировалось множество подходов к определению понятия налоговой системы.

Так, первый подход характеризует налоговую систему, как систему экономико-правовых взаимоотношений между страной и хозяйствующими в ней субъектами, причиной возникновения которых является формирование прибыльной части государственного бюджета методом отчуждения части доходной части собственника, с помощью системы налогов и сборов и других обязательных платежей, осуществляемых согласно общей методологии налогообложения, действующей в обществе [2, с. 101].

Согласно другому подходу, налоговая система рассматривается как совокупность налогов, различных сборов, пошлин и многих других платежей, которые изымаются согласно законодательству. Кроме того, налоговая система включает в себя еще и привлечение к ответственности за несоблюдение налогового законодательства [10, с. 58].

Так же, налоговую систему можно определить, как единство четырех основных ее элементов: системы законов о налогах и сборах, налогоплательщиков и систем налогового администрирования. Необходимо учесть, что каждый из этих элементов находится тесной взаимосвязи друг с другом.

Как мы видим из рисунка, первым признаком налогов является обязательность. Налоги являются не добровольными, а наоборот обязательные. И на

Исходя из вышеперечисленных определений налоговой системы следует, что налоги служат инструментом для формирования финансовой базы экономики государства. В современном значении природы налогов можно выделить их отличительные черты (рис. 1.2).