ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.06.2020

Просмотров: 1703

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Объем производства, при котором совокупные издержки равны совокупному доходу, не приносит фирме ни прибыли, ни убытков, т.е. имеет место нулевая прибыль (Q3 , Q5).

5. Если при определенном объеме выпуска убытки фирмы равны постоянным издержкам (FC), то фирме безразлично производить или нет, поскольку приостанавливая производство, она все равно несет постоянные издержки (Q2).

6. Объем производства, при котором убытки больше постоянных издержек, свидетельствует о том, что фирме следует временно прекратить производство (закрыться) (Q1). Возможные результаты деятельности фирмы в зависимости от объема производства представлены в табл. 7.3.

Таблица 7.3

Результаты деятельности фирмы

в зависимости от объема производства

Соотношение

дохода и издержек

Результат

TR > ТС

(TR ТС) max

TC > ТR

(TC ТR) min

TR = ТС

(-P) = FС


(-P) > FС

Прибыль (Р)

Максимальная прибыль (Рmax)

Убытки ()

Минимальные убытки (min)

Нулевая прибыль (Р = 0)

Точка безразличия (фирме безразлично, производить или нет)

Прекращение производства


Итак, результат деятельности фирмы зависит от цены продукции и объема производства, определяющего доход и издержки производства как конкурентной, так и неконкурентной фирм.

Для нахождения оптимального объема производства часто используется метод сопоставления дохода, приносимого дополнительной единицей продукции, с приростом издержек производства, вызванным ее выпуском, т.е. фирме для определения оптимального объема производства следует сравнить предельный доход (MR) с предельными издержками (МС). Фирма, производящая в объемах, при которых MR = МС, получает максимально возможную при данных ценах прибыль. При этом надо помнить, что интересует фирму прибыль на всю массу выпуска (а не только на предельную единицу). Таким образом, оптимальный объем производства – это объем, при котором предельные издержки производства (МС) и предельный доход (MR) равны.


Равенство MR и МС является условием максимизации прибыли для любой фирмы независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует (совершенная или несовершенная конкуренция).

Это равенство в условиях совершенной конкуренции, когда MR = р, преобразуется в равенство:

МС = MR = р.

Совершенно конкурентная фирма достигает оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, при условии, что цена равняется предельным издержкам

Количество продукции, ед.

Рис. 7.9. Правило максимизации прибыли

Фирма получает максимальную прибыль при (MR = МС); при Q1

общая масса прибыли будет меньше, чем при Qe; при Q2 фирма понесет

убытки, так как ее издержки окажутся больше ее доходов


Любые отклонения от Qe приводят к потерям фирмы либо в виде прямых убытков при большем объеме производства, либо в виде сокращения массы прибыли при уменьшении выпуска продукции.


Равенство предельных издержек и предельного дохода – это своего рода сигнал, который информирует производителя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли.

Вопрос №35

Сущность и функции конкуренции. Общая характеристика типов рыночных структур.


Конкуренция, как элемент экономического регулирования рынка, является специфическим рычагом, применяемым экономическими субъектами в интересах достижения собственных целей.

Конкуренция является одним из существенных признаков рынка. По сути, это форма взаимного соперничества продавцов и одновременно механизм регулирования общественного производства.

На практике конкуренция часто соседствует со своим антиподом – монополией, которая представляет собой положение на рынке, в котором отсутствует конкуренция и доминирует продавец. Он захватывает большую часть рынка, диктуя цены и препятствуя вхождению в отрасль других производителей.

Самостоятельность, независимость, экономическая свобода субъектов рынка предполагает свободу выбора вида товара, его объемов, цены. Однако на рынке объективно оказывается множество продавцов и между ними объективно возникает соперничество.

Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. Это определение по содержанию совпадает с определением конкуренции, содержащемся в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках».

Конкуренция ограничивает возможности каждого субъекта по поводу производства и сбыта продукции.

В ходе конкурентной борьбы на рынке, решается главные вопросы: что производить? Как производить? Для кого производить. Отсюда вытекают значение и функции конкуренции:


  1. Конкуренция – это способ эффективного распределения ресурсов общества. Механизмом этого распределения является спрос, предложение и цена.

  2. Конкуренция является стимулирующим фактором – стремление получить прибыль, заставляет конкурентов совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки.

  3. Посредством конкуренции происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективным использованием факторов производства, что приносит наибольшую выгоду одним и убытки неэффективным производителям, вытесняя их с рынка.


Типы конкурентного поведения на рынке.

  1. Созидательное (креативное) – такое поведение направленно на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками.

  2. Приспособленческое – учитывает инновационные изменения в производстве. Часто это является копированием высоких достижений своих соперников. Этот тип используется для упреждения действий соперников.

  3. Обеспечивающее (гарантирующие) – направленное на сохранение достигнутых позиций либо преимуществ.


На рынке субъекты действуют не одинаково активно. С позиций активности участия в конкурентной борьбе различают:

  1. Лидеров

  2. Претендентов на лидерство

  3. Ведомых

  4. Новичков

Наиболее активными и экономически атакующими выступают новички. Они стремятся утвердиться на рынке, захватить ниши в рыночной экономике. С позиций остроты борьбы наиболее активными выступают лидеры и претенденты на лидерство.

Методы конкурентной борьбы (используются для обеспечения лучших возможностей сбыта продукции).

  1. Ценовая конкуренция – производитель снижает цены на товары посредством снижения издержек производства, это подрывает позиции конкурентов. Занимая доминирующее положение, продавец может установить монопольно низкую цену на продукцию и не снижая издержек.

  2. Неценовая конкуренция – эта конкуренция связана с повышением технического уровня, качества товаров, либо создавая товары субституты. Этот вид связан также с послепродажным обслуживанием клиентов, с рекламой.


Типы рыночных структур:

  1. Совершенная конкуренция. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. В этом случае ситуация на рынке характеризуется:

    • Множеством покупателей и продавцов;

    • Высокой мобильностью факторов производства;

    • Отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

    • Однородностью продаваемой продукции;

    • Равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не может воздействовать на рыночную цену.

Однако совершенной конкуренции никогда и нигде не существовало. Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать только как научную абстракцию.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется

  1. Несовершенной конкуренцией. Различают три основных вида несовершенной конкуренции:

  1. Чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;

  2. Олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;

  3. Монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.







Вопрос №36

Монополистическая конкуренция и олигополия.

Рынок монополистической конкуренции про­давцов аналогичен совершенно конкурентному рынку в том смысле, что на нем также много фирм и проникновение на рынок новых фирм не ограничено. Но он отличается от совершенно конкурентного рынка тем, что рыночная про­дукция дифференцирована: каждая фирма продает особый тип или вариант товара, который отличается по качеству, оформлению или престижности, и каждая фирма является монопольным производителем своей марки товара. Размер монопольной власти, которым обладает фирма, зависит от успеха в дифференциации своего продукта по сравнению с продуктами других фирм. Примеров монополистической конкуренции немало: зубная паста, стиральные порошки, безалкогольные напитки и т. п.


Вторая форма рыночной структуры— олигополия. На олигопольных рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм, и вступление на эти рынки новых фирм затруднено. Товар, производи­мый фирмами, может быть дифференцирован (например, автомобили) и не дифференцирован (сталь). Монопольная власть и прибыль в олигопольных отраслях промышлен­ности частично зависят от того, как взаимодействуют фир­мы. Например, если взаимодействие имеет тенденцию к сотрудничеству, а не к конкуренции, фирмы могут назна­чать цены существенно выше предельных издержек и по­лучать большую прибыль.

В некоторых олигопольных отраслях фирмы сотруд­ничают, а в других — агрессивно конкурируют, хотя это и приводит к снижению прибыли. Чтобы увидеть, почему это происходит, нам необходимо рассмотреть, как олигопольные фирмы принимают решения по объему производства и ценообразованию. Каждая фирма, принимая решение, должна взвесить вероятную реакцию своих конкурентов. Чтобы изучить олигопольные рынки, мы должны, следова­тельно, рассмотреть ряд основных принципов стратегии фирм.

Третья форма рыночной структуры — картель. На картелизированном рынке некоторые или все фирмы вступают в откровенный сговор — они сообща координируют свои цены и объемы производства, чтобы максимизировать свои совместные прибыли. Картели могут возникать на рынках, которые ранее были конкурентными, как это было с ОПЕК или с международным картелем бокситов.

На первый взгляд картель может показаться чистой монополией. Фирмы в картеле кажутся действующими как части одной большой компании. Но картель отличает­ся от монополии двумя важными аспектами. Во-первых, так как картели редко контролируют весь рынок, они должны считаться с тем, как их политика цен повлияет на объем производства некартелизированных предприятий. Во-вторых, члены картели не являются частями одной большой компании, и у них может появиться соблазн «об­мануть» своих партнеров, снИЖАЯ ЦЕНЫ И ЗАХВАТЫВАЯ ЧАСТЬ РЫНКА. В ИТОГЕ МНОГИЕ картели имеют тенденцию к неста­бильности и представляют собой временную рыночную структуру.

Вопрос №37

Социально-экономические последствия монополизма и конкуренции. Антимонопольная деятельность государства.

При оценке роли любой формы монополии в экономике имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы «за» связаны с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение. Как таковое оно имеет возможность:

• применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;

• выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;


• противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:

• увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

• «эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня;

• ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.


Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.

Механизм формирования потерь общества в результате монополизации рынка проиллюстрирован графически (рис. 5.1).



Рис. 5.1. Последствия монополизации рынка


В условиях совершенной конкуренции потребитель покупает, а производитель продает продукцию в объеме Qе по цене ре . Выручка продавца от реализации продукции составляет площадь прямоугольника 0 рее Qе. Поскольку кривая предложения совпадает с кривой издержек производства, то затраты на производство продукции в объеме Qе составляет площадь фигуры 0 С е Qе , в прибыль (разность между выручкой от реализации и издержками производства), соответственно, площадь треугольника ре С е. Эффект (излишек) потребителя равен площади треугольника ре е D. Отсюда суммарный эффект потребителя и производителя равен сумме прибыли, полученной производителем, и излишка потребителя, т.е. площади треугольника С е D.

В условиях монополизации рынка цена повышается до уровня рm , а объем продукции сокращается до Qm . В результате потребитель теряет часть своего потребительского эффекта (рe рm Me)он вынужден покупать продукции меньше (Q) и по более высокой цене ). Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия (рe рm ML), другая же часть потребительского эффекта (LMe) просто теряется (он не достается никому) и представляет собой чистые потери общества. По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополизации рынков и силу этого нерационального распределения ресурсов в США достигает 2% валового национального продукта страны.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.