ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.06.2020

Просмотров: 1609

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В краткосрочном периоде существует обратная зависимость между инфляцией и безработицей. Снижение безработицы увеличивает совокупный спрос и одновременно вызывает напряженность на рынках труда (спрос увеличился, а свободной рабочей силы нет) и товаров (производство не может быть расширено). Превышение спроса над возможностями расширения производства, дефицит рабочей силы, вызывающий необходимость повышать заработную плату и, следовательно, увеличение издержек производства ведут к росту цен, т.е. порождают инфляцию. Наоборот, снижение цен имеет своим следствием падение доходности производства, сокращение его масштабов, что, естественно, вызывает рост численности безработных.

Кривая Филлипса дает возможность правительствам найти компромисс между темпом инфляции и уровнем безработицы, оценить последствия проведения того или иного курса.


Вопрос №58


Понятие, причины, виды, уровни безработицы. Закон Оукена, кривая Филипса


одна из важнейших целей макроэкономического развития страны – достижение «полной занятости». Под занятостью понимается соотношение между численностью рабочей силы и работающими, она характеризует степень использования рабочей силы (трудовых ресурсов) общества и ситуацию на рынке труда. Под рабочей силой (трудовыми ресурсами) понимается занятое и неработающее, но ищущее работу, трудоспособное население.

Понятие «полная занятость» не означает 100%-ной занятости рабочей силы. Для нормального функционирования рыночной экономики необходим рынок труда, предложение труда. В каждый данный момент в стране должно существовать определенное количество незанятой рабочей силы, т.е. безработных. Вообще проблема полной занятости – это проблема безработицы.

Безработица (U) представляет собой циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него. Это макроэкономическая проблема, оказывающая наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, наносит серьезную психологическую травму, ведет к утрате квалификации.

Всем рыночным экономикам присущ определенный уровень безработицы.


Согласно определению Международной организации труда (МОТ) безработным считается человек, который может работать, хочет работать, самостоятельно активно ищет работу, но не может трудоустроиться из-за отсутствия рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Из этого краткого определения следует, что понятия «неработающий» и «безработный» – нетождественны. Престарелые, инвалиды не относятся к безработным (они не могут работать), также не считаются безработными те, кто не хочет работать (бродяги, нищие).


Существуют два основных типа безработицы: добровольная, (фрикционная и институциональная) и вынужденная (структурная и циклическая).


Фрикционная безработица – это временная, добровольная безработица, которая возникает при перемене рабочего места (переходе с одной работы на другую, изменении местожительства и т.п.) или при смене «этапов жизненного пути» (поиск работы после армии, окончания учебного заведения), т.е. это период, когда человек как бы находится «между работами», ищет работу.

Институциональная безработица – вид безработицы, которая может возникать как следствие существующих в стране положений о минимальной заработной плате, пособии по безработице. (Человек может предпочесть получать пособие по безработице, нежели работать. Не случайно законодательство всех стран предусматривает определенный срок выплаты таких пособий.)

Структурная безработица – высвобождение рабочей силы под воздействием структурных сдвигов в экономике, изменяющих спрос на отдельные профессии и специальности. Например, рост добычи нефти и газа и относительное снижение добычи угля ведут к возникновению безработицы в угледобывающих районах. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно, постольку всегда имеется определенное число людей, которые ищут новую работу.

Циклическая безработица – высвобождение рабочей силы, вызванное общим спадом производства, т.е. той фазой экономического цикла, для которого характерно сокращение совокупного спроса, производства и соответствующее сокращение занятости и рост безработицы.


Для характеристики безработицы используют два показателя: длительность безработицы (время, в течение которого человек остается без работы) и уровень безработицы.

Уровень безработицы определяется как отношение численности безработных к рабочей силе (работающие + безработные). Если численность безработных составляет 1 млн. человек, а работающих – 9 млн., то уровень безработицы равен 10% [1 : (1 + 9) 100%].

Для каждой страны характерен свой уровень естественной безработицы. Так, в США нормальная безработица составляет более 7%, во Франции – 10%, Швеции – 2% от общей численности рабочей силы.

Отклонение фактической безработицы от ее естественного уровня приводит к негативным для экономики последствиям.

Если имеется избыточная безработица (фактическая больше естественной), то это свидетельствует о неполном использовании трудовых ресурсов и приводит к недопроизводству (национальный объем производства меньше, чем он мог бы быть при полной занятости). Согласно закону Оукена: увеличение фактической безработицы на 1 % по сравнению с ее естественным уровнем ведет к потерям 2,5% валового национального продукта (ВНП).


Если фактическая безработица ниже ее естественного уровня, то это ведет к росту цен. Таким образом, рыночной экономике противопоказаны и слишком высокий и слишком низкий уровень безработицы. Поддержание безработицы на естественном уровне свидетельствует об эффективности развития.


Отсутствие в условиях рыночного хозяйства механизма, обеспечивающего полную занятость, негативные экономические и социальные последствия безработицы превращают занятость в объект государственного регулирования. Основные методы воздействия государства на уровень занятости:

• стимулирование создания новых рабочих мест и спроса на труд;

• осуществление мер по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях;

• .выплата пособий по безработице;

• законодательное регулирование условий найма и использования рабочей силы;

• организация переподготовки кадров;

• налаживание информации о наличии свободных рабочих мест.



Оптимальная безработица определяется специалистами как безработица, уровень которой ниже естественной, нормальной безработицы. Но, даже при достижении оптимального уровня безработицы благосостояние населения на максимально возможном уровне не обеспечивается, поскольку существует тесная взаимосвязь заработной платы и цены на потребительские товары от размеров безработицы — чем меньше безработица, тем больше общая сумма денежных доходов населения , тем выше его платежеспособный спрос на потребительском рынке. И по законам рынка цены на потребительские товары растут еще быстрее, обесценивая денежные доходы населения, т.е. имеет место инфляция .

Наглядной иллюстрацией этого процесса служит кривая Филлипса , показывающая соотношение между годовыми темпами роста безработицы, инфляции и заработной платы. При уровне безработицы в 5,5% заработная плата поддерживается на одном уровне, если же безработица сокращается, то заработная плата повышается и наоборот. Такая же взаимосвязь имеется между движением безработицы и уровнем потребительских цен (инфляцией).

В 1958 г. английский экономист О. Филлипс вывел кр 313h73ed ;ивую, отражающую обратную связь между уровнем безработицы и темпами годового прироста номинальной заработной платы в Великобритании (рис. 5-4):

Рис. 5-4. Кривая Филлипса

Позднее для анализа такой взаимосвязи по оси Y стали откладывать темпы инфляции. Это различие не имеет принципиального значения, поскольку темпы роста номинальной заработной платы и инфляции тесно связаны.

Итак, кривая Филлипса говорит о том, что безработицу в коротком периоде можно сократить за счет возрастания темпов инфляции. Нечто подобное мы неоднократно наблюдали в постсоветской истории России в 90-х годах прошлого века, когда увеличение государственных расходов и печатание дополнительных денег временно способствовали росту производства и уменьшению безработицы, подстегивая при этом инфляцию. И, напротив, жесткая бюджетная и денежная политика позволяли замедлить инфляцию, но за это приходилось расплачиваться ростом безработицы.


«Цена» безработицы  — невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВВП . Отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВВП выражает закон Оукена , который гласит: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объема ВВП составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5 или 2:5 есть отношение уровня безработицы к отставанию объемов ВВП и позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.


В формализованном виде:

,

где Y* — потенциальный объем ВВП; Y — фактический объем ВВП; u- фактическая норма безработицы; u* — естественная норма безработицы; у — коэффициент Оукена, (у = 2,5)

Вопрос №59


Финансовая система: понятие, функции и структура построения.


Финансы — это система экономических отношений, кото-

рые возникают между государством, юридическими и физичес-

кими лицами, между отдельными государствами по поводу

формирования, распределения и использования фондов денеж-

ных средств. Иными словами, денежные отношения, реализа-

ция которых происходит через особые фонды, — это финансо-

вые отношения.

Таким образом, финансы — неотъемлемая часть денежных

отношений. Однако не всякие денежные отношения являются

финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег,

как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Финансы — экономический инструмент распределения и

перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных

средств.


Совокупность финансовых отношений национальной эконо-

мики образует финансовую систему государства. Она состоит

из централизованных, децентрализованных финансов и финан-

сов домохозяйств.

Централизованные финансы — это государственная бюджет-

ная система, государственный кредит, специальные внебюджет-

ные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они

используются в качестве инструмента регулирования нацио-

нальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших

экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы — финансы фирм и пред-

приятий различных форм собственности. Это финансовые от-

ношения между юридическими лицами, юридическими лица-

ми и государством, юридическими и физическими лицами.

В своей стимулирующей функции они используются для ре-

гулирования экономических и социальных отношений в рам-

ках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм,

предприятий и отраслей народного хозяйства составляют ос-

нову финансов. Здесь формируется подавляющая часть финан-

совых ресурсов. От состояния финансов предприятий различ-

ных форм собственности во многом зависит общее финансовое

положение страны.

Особую роль играют бюджеты регионов (районов) страны,

что можно было именовать муниципальными финансами. Для

России эта часть финансовой системы весьма значимы, так как

наша страна состоит из 89 субъектов.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществ-

ляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при

котором доходы должны соответствовать расходам, а главным

источником производственного и социального развития коллек-

тивов является прибыль. За счет прибыли формируются про-

изводственные и социальные фонды, средства для инвестиро-

вания. Используются, в том числе, и ресурсы финансового


рынка.

Финансы домохозяйств — это личные финансы, т. е. фи-

нансовые отношения между физическими лицами, совместно

проживающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от

семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников,

также людей, которые полностью или частично вносят свою

долю в бюджет домохозяйства, а также может состоять и из

одного человека, обеспечивающего себя материально.)

376

Глава 16. Финансовая система и финансовая политика государства

Каждый элемент финансовой системы особым образом вли-

яет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так,

с помощью централизованных финансов мобилизуются ресур-

сы в основной централизованный фонд государства, и проис-

ходит их распределение и перераспределение между отрасля-

ми национального хозяйства, экономическими регионами,

отдельными группами населения. Внебюджетные фонды в рам-

ках централизованных финансов имеют строго целевое назна-

чение: крупнейший из них Пенсионный фонд РФ мобилизует

средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имуще-

ственного и личного страхования предназначены для возмеще-

ния ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприя-

тиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу

или его семье материального обеспечения при наступлении

страхового случая. Государственный кредит как элемент цент-

рализованных финансов представляет собой форму кредитных

отношений между государством и юридическими и физически-

ми лицами, при которых государство выступает, главным об-

разом, в качестве заемщика средств.

Финансы фирм обслуживают производство. При их участии

создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей на-

родного хозяйства.

Финансы домохозяйства являются материальной основой

их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими

доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячей-

ки общества.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представ-

ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а

финансовая система в целом — совокупность различных сфер

финансовых отношений, в процессе которых образуются и ис-

пользуются фонды денежных средств.__

Особое значение имеют государственные финансы. Принци-

пом их построения, характерным для финансовых систем со-

временных развитых стран, является фискальный федерализм,

при котором осуществляется четкое разграничение функций

между различными уровнями системы. В соответствии с дан-

ным принципом в унитарных государствах местные бюджеты

не входят в государственный бюджет, в федеративных государ-

ствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федера-

ции, а последние не включаются в государственный федераль-

ный бюджет.


Вопрос №60

Налогообложение и его принципы, функции и виды


Налог (Т) – это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное оформление налоговых обязательств. Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституции многих стран.