ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.06.2020
Просмотров: 1700
Скачиваний: 3
Эластичность спроса от дохода показывает, как в процентном отношении изменился объем спрашиваемого товара в результате однопроцентного роста дохода.
Коэффициент эластичности Ei= ΔQ% / ΔI%.
Коэффициент эластичности показывает изменения положительного характера спроса на товары и услуги.
Перекрестная эластичность спроса от цен означает процентное изменение спрашиваемого товара, происходящие при однопроцентном увеличении цены другого товара. Объем спроса на сливочное масло может измениться под влиянием изменения цен на маргарин или растительное масло. Epa= ΔQa/ΔPb.
Коэффициент перекрестной эластичности дает возможность определить необходимость коррекции цен на товары – заменители. Кроме того, известна взаимная эластичность, происходящая под влиянием изменения цен сопутствующих товаров. Сопутствующие товары – товары, потребление которых обязательно при использовании товаров имеющих, характер основных. Объем спроса на сопутствующие будет меняться в зависимости от спроса на основные и на оборот.
Эластичность предложения – показывает, как измениться объем спроса в процентах, происходящего под влиянием процентного увеличения цен. Определяется как отношение изменения объема предложения в процентах, происходящего под влиянием процентного изменения цен. Es=ΔQs% / ΔP%.
/Факторы, влияющие на эластичность предложения.
Эластичность предложения зависит:
-
От пригодности товаров к длительному хранению и стоимости хранения.
-
От особенностей производственного процесса. Если производитель реагирует на цены в краткосрочный период, т.е. перестраивает производство, увеличивая тем самым объем предложения, то коэффициент эластичности имеет положительный характер. Если производитель медленно реагирует на рост цен, то коэффициент эластичности становится меньше единицы.
-
Временные факторы. Определяют эластичность предложения в зависимости от сроков изменения производства в кратко- и долгосрочный период изменения цен.
Все эти факторы учитывают товаропроизводители для того, чтобы устойчиво вести производство и выдерживать конкуренцию на рынке.
Вопрос №26
Теория потребления. Потребление, потребность и полезность. Закон предельной полезности
Главным фактором, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного товара. Потребитель стремится к максимизации полезности. Однако если товар и обладает полезностью для потребителя, то существуют факторы, ограничивающие возможность приобретения этого товара: это цена товара и доход потребителя (бюджетное ограничение). Поскольку величина дохода и цены заданы, то потребитель не может купить все те товары, которые ему хотелось бы купить. Бюджетное ограничение, и следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляет потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.
Таким образом теория рационального потребительского поведения предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т.е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств).
Существуют две версии теории потребительского поведения – кардиналистическая и ординалистическая (от математических понятий: кардинальное (количественное) число – один, два, три и т.д. и ординальное (порядковое) число – первый, второй, третий и т.д.).
Кардиналистическая теория потребительского поведения опирается напосредственно на понятие полезности и исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности – «утиль» (от англ. утилити – полезность). Согласно этой теории рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к его цене для всех товаров, приобретаемых потребителем, равны. В этом случае потребитель достигает состояния равновесия. Потребительское равновесие – это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.
Алгебраически правило максимизации полезности или условие потребительского равновесия может быть выражено следующими образом:
pa
=
pb
=
pc
=
…
=
pn
где
MU – предельная полезность товаров а, b, с, п;
р – цена товаров а, b, с, п.
Рассмотрим следующий пример (табл. 4.1): предположим, что потребитель приобретает три товара А, В и С, цены и предельная полезность каждого из которых приведена в левой части табл. 4.1.
Таблица 4.1
Первоначально |
После перераспределения |
||||
Товар |
Цена, ден. ед. (р) |
Предельная полезность, утил. (MU) |
Отношение предельной полезности к цене(MU/р) |
Отношение предельной полезности к цене (МU/р) |
Предельная полезность, утил. (MU) |
А |
10 |
100 |
10 |
15 |
150 |
В |
4 |
80 |
20 |
15 |
60 |
С |
3 |
45 |
15 |
15 |
45 |
Из приведенных данных следует, что первоначально доход распределен нерационально, так как в расчете на денежную единицу наибольшую предельную полезность приносит товар В (20), а наименьшую товар А (10). Совокупная полезность приобретения трех товаров равна 225 утилям (100+80+45). Если потребитель откажется от единицы товара А, он сэкономит 10 денежных единиц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В. Тогда, по мере уменьшения количества товара А, его предельная полезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к снижению его предельной полезности (закон убывающей предельной полезности). Перераспределяя доход таким образом, потребитель постепенно достигнет состояния, при котором предельная полезность всех товаров по отношению к их ценам будет равна. Допустим, это соотношение составит 15. При таком распределении дохода совокупная полезность достигнет 255 утилей (150+60+45), т.е. возрастет.
Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась многочисленной критике. В противовес кардиналистической теории ряд экономистов выдвинули ординалистическую (порядковую) теорию полезности.
Согласно этой теории субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя.
Допустим, что потребитель ежемесячно потребляет определенное количество товара X (одежда) и товара Y (продукты питания) (табл. 4.2). Удовлетворить свои потребности потребитель может за счет разных наборов, состоящих из разного количества товаров X и Y.
Таблица 4.2
Набор товаров |
Количество X, ед. |
Количество Y, ед. |
А |
16 |
10 |
В |
10 |
20 |
С |
6 |
30 |
D |
4 |
40 |
E |
3 |
50 |
F |
10 |
40 |
G |
6 |
10 |
Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной оси – товар X и найдя координаты различных наборов этих двух товаров, приведенных выше, можем построить кривую, которая называется кривой безразличия (рис 4.1). Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.
Кривая безразличия (U) показывает, что потребитель безразличен к первым пяти наборам (А, В, С, D и Е). Набор F предпочтительнее пяти первых наборов, так как содержит больше и товара X, и товара Y.
Набор G менее предпочтителен, так как содержит меньше, чем любой из первых пяти наборов товаров Х и Y.
Описать предпочтения по всем наборам разных товаров (Х и Y) можно с помощью карты кривых безразличия (см. рис. 4.2). Карта кривых безразличия – это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности.
Каждая кривая безразличия, входящая в карту кривых безразличия, характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Чем дальше кривая безразличия удалена от начала координат, тем выше степень удовлетворения потребностей и, следовательно, полезность набора товаров. Кривая безразличия U3 характеризует наибольшую степень удовлетворения потребностей, кривые U1 и U2 соответствуют более низкому уровню удовлетворения потребностей и, следовательно, наборы безразличия, описываемые этими кривыми, обладают для потребителя меньшей полезностью.
Таким образом, карта безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, однако она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель. Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать покупательную способность потребителя, т.е. учесть доход потребителя и цены товаров.
Предположим, что доход потребителя составляет 4000 руб. и он нуждается в двух товарах Х и Y. Цена товара Х = 100 руб., цена товара Y = 200 руб. В этих условиях потребитель может приобрести следующие наборы товаров (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Наборы товаров |
Товар X, ед. |
Товар Y, ед. |
Общие расходы, руб. |
А |
0 |
20 |
4000 |
В |
10 |
15 |
4000 |
С |
20 |
10 |
4000 |
D |
30 |
5 |
4000 |
Е |
40 |
0 |
4000 |
Алгебраически бюджетное ограничение может быть представлено следующим образом:
pX X + pY Y = I ,
где
pX и pY – цена товара Х и товара Y;
Х и Y – количество товаров Х и Y, которое может быть куплено на доход потребителя;
I – доход потребителя.
Совокупность вариантов выбора, открывающегося перед потребителем, исходя из его бюджетного ограничения, может быть представлена в виде графика бюджетной линии. Отложив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной – товар Х и найдя координаты каждого из наборов, построим бюджетную линию (рис. 4.3). Бюджетная линия (BL) – это линия, графически отображающая набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.
Любая точка, лежащая на бюджетной линии, доступна потребителю, т.е. его доход позволяет ему приобрести любой набор товаров Х и Y. Покупатель не может себе позволить набор товаров, соответствующий точке F, т.е. лежащий выше и правее бюджетной линии, так как такой набор, содержащий 35 единиц товара Х и 9 единиц товара X, потребовал бы 5300 руб. Точка, находящаяся внутри бюджетной линии (G), доступна потребителю, но приобретая такой набор (25 единиц Х и 4 единицы Y), который требует 3300 руб., он не полностью использует свой доход, т.е. ему доступны наборы, содержащие больше и товара X, и товара Y.
Изучив потребительские, предпочтения и бюджетные ограничения, можно показать, как потребитель делает конкретный выбор, т.е. решает, сколько товаров каждого вида приобрести. Осуществляя свой выбор, напомним, что потребитель стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном бюджетном ограничении.
Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: он должен находиться на бюджетной линии и должен быть предпочтителен по сравнению с другими наборами.
Этим условиям соответствует точка касания кривой безразличия бюджетной линии. На рис. 4.4 – это точка е.
0 Количество товара X, ед.
Рис. 4.4. График максимального удовлетворения потребностей.
Положение равновесия потребителя
Набор, который обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей, соответствует точке касания самой высокой кривой безразличия бюджетной линии – точке е. В этой точке потребитель находится в положении равновесия – состоянии, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность. Точки а и в кривой безразличия U1 достижимы для потребителя, но потребитель при том же доходе может увеличить степень удовлетворения своих потребностей, перейдя на более высокую кривую безразличия – U2 ,. Точка с на кривой безразличия U3 обеспечивает еще более высокий уровень удовлетворения потребностей, который, однако, не может быть достигнут при существующем доходе.
Поведение людей в сфере распределения собственных доходов и приобретения потребительских благ индивидуально и субъективно. Но из индивидуального спроса потребителей складывается совокупный рыночный спрос на отдельные товары, сигнализируя производству (предложению) о том, какое количество товара требуется на рынках.
Вопрос №28
Бюджет потребителя и его структура.
Бюджет потребителя представляет собой роспись, расчетную или ограничительную, поступающих денежных средств в распоряжение потребителя.
Бюджет – это расчетная и ограничительная смета доходов и расходов на определенный период времени и утверждаемая собственным решением.
С понятием бюджета связано понятие выбора. Природа выбора не определена, как неопределенна и природа самого потребителя. Любой выбор отражает намерение потребителя и определяет его политику.
Когда речь идет о домашних хозяйствах, то они ограничивают свое поведение, выбор, фиксацией своих доходов и расходов. Они могут детально определять, как будет, распределен каждый из видов доходов.
Ограничения при использовании бюджета зависят от рыночных цен, от процесса индексации доходов, а также от влияния других потребителей.
Товаров при определенном объеме денежных средств (бюджета), а также известных ценах на эти товары.
Каждая точка на бюджетной линии – различные варианты использования бюджета для приобретения различных наборов товаров А и Б.
Бюджетная линия обладает свойством менять свое положение под воздействием динамики цен или динамики бюджетов. Если цены вырастут в два раза, то бюджетная линия смещается влево. Учитывая это государство в интересах населения проводит индексацию доходов. Она позволяет восстанавливать покупательную способность бюджета и восстанавливать количество приобретаемых товаров и услуг.
Если доходы растут быстрее, чем цены, то бюджетная линия смещается вправо.
Экономическое поведение потребителей индивидуально, индивиды, по-разному оценивая полезность благ, могут определять свое отношение к конкретному набору благ.
Совокупность точек, которые соответствуют набору товаров с одинаковой общественной полезностью, называют кривой безразличия. Этот набор точек определяется с помощью выявления отношения потребителя к различным благам.
Семейства кривых безразличия – карты безразличия. Определение бюджетных линий и кривых безразличия имеет практическое значение для продавца. Их анализ позволяет ему реагировать на динамику бюджета, на состояние и динамику предпочтений покупателей.
Размер дохода определяет тип потребляемых благ и услуг. Энгель установил, что по мере роста доходов доля товаров первой необходимости сокращается, а расходы на образование, здоровье, отдых и предметы роскоши возрастают.
Начиная с определенного уровня доходы потребителя, распадаются на две части: на сберегаемую часть и на потребляемую. Этот процесс исследовал Кейнс, впервые связав психологическое поведение с экономическим. Он предложил следующие категории: