ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.06.2020
Просмотров: 238
Скачиваний: 3
24. Экономический рост. Показатели, типы и факторы экономического роста. Неклассические и кейнсианские модели экономического роста. Модель Солоу.
Экономический рост — увеличение потенциального ВВП, или выпуска, страны; главный источник долгосрочного повышения уровня жизни людей.
Экономический рост измеряется двумя способами:
а) годовыми темпами роста ВВП;
б) годовыми темпами роста ВВП на душу населения.
Более предпочтительным является второй способ. В качестве основных показателей измерения экономического роста используются:
а) коэффициент роста — отношение показателя изучаемого периода к показателю базисного периода;
б) темп роста — коэффициент роста, умноженный на 100%;
в) темп прироста — темп роста минус 100 %. Выделяют два типа экономического роста:
а) экстенсивный;
б) интенсивный.
Экстенсивный тип осуществляется посредством использования дополнительных ресурсов, не изменяя при этом среднюю производительность труда. Экстенсивный тип экономического роста предполагает увеличение применения факторов производства на прежней технической основе (рост численности работников, нарастание инвестиций, потребляемого сырья, стабильную структуру производства и т. п.).
Интенсивный тип связан с использованием более производительных факторов производства и технологии, т. е. происходит не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а посредством повышения их эффективности. Интенсивный тип экономического роста означает качественное совершенствование факторов производства, более эффективное их использование, внедрение достижений науки, техники, технологии, повышение качества труда, продукции и производства и т. п.
В реальной хозяйственной практике нет чисто экстенсивного и чисто интенсивного типа, поскольку они переплетаются. Поэтому говорят о преимущественно экстенсивном и преимущественно интенсивном типе экономического роста в зависимости от доли тех или иных факторов, обусловивших этот рост.
Процесс экономического роста включает в себя взаимодействие его факторов. В макроэкономике выделяют три группыфакторов экономического роста:
а) факторы предложения (наличие людских ресурсов, природных ресурсов, основного капитала, уровень технологии);
б) факторы спроса (уровень цен, потребительские расходы, инвестиционные расходы, государственные расходы, чистый объем экспорта);
в) факторы распределения (рациональность и полнота вовлечения ресурсов в процесс производства, эффективность использования вовлекаемых в экономический оборот ресурсов).
Решающее значение в экономическом росте имеют факторы предложения. Общее представление о взаимодействии названных трех групп факторов экономического роста иллюстрирует кривая производственных возможностей.
Она отражает совмещение разновидностей производства различных благ, которые могут быть выпущены при данном количестве и качестве людских, природных ресурсов, основного капитала и существующей технологии. Кривая производственных возможностей:
На рисунке показано, что любая точка на кривой производственных возможностей означает максимальный объем выпуска двух товаров. Когда объемы производства в стране соответствуют точке на кривой производственных возможностей, факторы применяются в процессе производства эффективно. Каждая точка внутри кривой показывает, что факторы применяются неоптимально. Все точки, расположенные за кривой, свидетельствуют о недостаточном уровне производства в результате ограниченности ресурсов. Экономический рост осуществляется в том случае, когда прежде не применяемые факторы производства начинают использоваться, и экономика передвигается из внутренней точки в точку на кривой производственных возможностей. Рост наблюдается и тогда, когда кривая производственных возможностей сдвигается вправо.
Относительно необходимости экономического роста у экономистов различных направлений практически разногласий нет. Однако имеются различные суждения по поводу наиболее эффективных способов достижения экономического роста. Так, одни экономисты предлагают увеличить капиталовложения в основной капитал, другие выступают за стимулирование научных исследований и разработок, третьи высказываются за обеспечение более высокого квалификационного уровня работников.
При регулировании экономического роста существуют различные экономические модели, среди которых выделяют две:
а) неоклассическую модель (модель Р. Солоу);
Неоклассическая модель экономического роста Роберта Солоу основывается на производственной функции Кобба-Дугласа. Основное отличие модели Солоу от производственной функции заключается в том, что автор вводит технический прогресс как факторэкономического роста наравне с такими факторами производства как труд и капитал. Модель описывает влияние трех вышеупомянутых факторов на экономический рост и описывается мультипликативной производственной функцией, составляющую основу модели, и рядом условий и ограничений.
-
Y — выпуск продукции
-
A — многофакторная производительность труда (технический прогресс)
-
K — объем используемого капитала
-
L — затраты живого труда
Под техническим прогрессом в данной модели подразумевается вся совокупность качественных изменений труда и капитала. Таким образом, показатель технического прогресса является показателем времени. Технический прогресс называется нейтральным, так как он одинаково влияет на все задействованные для выпуска продукции ресурсы
б) кейнсианскую модель (модель Е. Домара и Р. Харрода). Но эти модели будут рассмотрены особо в специальных вопросах.
Кейсианская модель экономического роста.
Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому — склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.
По данной схеме развитые страны успешно строили экономику в течение 25 лет. Лишь в начале 1970-х начали проявляться проблемы макроэкономической политики, обострившиеся в связи с нефтяным кризисом 1973 г.
Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства ведет к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наемных работников большимипредприятиями, и крупномасштабной безработице. Безработица влечет снижение доходов населения, то есть покупателей. А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, удерживающий экономику в состоянии хронической депрессии.
Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечет рост совокупного предложения товаров и услуг, и общее оздоровление экономики. При этом начальный государственный заказ, предъявленный предприятиям, может быть грандиозным и в той или иной степени даже малополезным.
25. Полезность и потребительский выбор. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности. Кривая безразличия и карта кривых безразличия.
Полезность - понятие сугубо индивидуальное: полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого. Полезность зависит от потребительских свойств благ и от самого процесса потребления, от того, кто и как удовлетворяет свои потребности. Сама полезность меняется с увеличением или уменьшением конкретного блага. В первом случае она убывает, во втором - увеличивается.
Полезность имеет свойство порядковой измеримости, когда альтернативы могут быть ранжированы, но не имеет свойства количественной измеримости.
Различают общую (совокупную) и предельную полезность.
Общая (совокупная) полезность - это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ.
Предельная полезность- это приращение степени удовлетворения (полезности) при потреблении или использовании дополнительной единицы блага за определенный период времени. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности вследствие покупки дополнительной единицы данного блага.
Между общей и предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.
Например, если индивид, съев две порции мороженого, ест третью, то общая полезность увеличится, а если он съест и четвертую, то она будет продолжать расти. Однако предельная (приростная) полезность четвертой порции мороженого не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления третьей порции.
Этот пример можно проиллюстрировать на графиках общей и предельной полезности (рис. 20.1, 20.2).
Заштрихованные прямоугольники показывают дополнительную полезность, полученную при потреблении каждой последующей единицы блага. На рис. 20.1 видно, что темп роста общей полезности убывает, ибо величина предельной полезности понижается. Главная функция предельной полезности (рис. 20.2) будет задавать наклон главной кривой общей полезности (рис. 20.1).
Впервые понятие "полезность" ввел в науку швейцарский математик Даниэль Бернулли (1700-1782). Понятие полезности в контексте социальных наук первым употребил Иеремия Бентам (1748-1832).
Рис. 20.1. Общая полезность
Рис. 20.2. Предельная полезность
В развитие теории полезности значительный вклад внес неоклассик Уильям Стенли Джевонс (1835-1882). Многие утилитаристы XIX в. полагали, что полезность представляет собой психическое явление, которое может быть измерено количественно так же, как, например, расстояние или температура. Таковы вкратце метаморфозы в теории полезности.
В основе потребительского выбора (поведения потребителя на рынке) лежит функция полезности. Она объясняет, каким образом потребителям следует распределять свой ограниченный денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут купить.
Рассмотрим основные факторы потребительского выбора.
1. Разумность поведения среднего потребителя, который стремится так распределить свой денежный доход, чтобы извлечь из него максимум полезности или, другими словами, получить наибольшее удовлетворение.
2. Потребитель располагает свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями и вкусами.
3. Ограниченность дохода потребителя или бюджетное сдерживание.
4. Господствующие на рынке цены товаров ограничивают доступное для потребителя пространство выбора.
Потребитель должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг. Совершая покупку одного товара, он сравнивает данный вариант расходования своих ограниченных средств с альтернативными вариантами, пока не убедится, что он принесет ему не меньше полезности, чем другие.
Если бы потребитель использовал только два блага: Х и Y, то предельную полезность единицы блага Х надо было бы оценивать количеством единиц блага Y, от которых он готов отказаться ради приобретения единицы блага Х. Но так как рынок предполагает многообразие товаров, то необходимо определить, от скольких единиц других благ (Y, Z, …, N) покупатель готов отказаться ради приобретения одной единицы блага Х. Это условие называется правилом максимизации полезности: потребитель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, станет равна предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.
Таким образом, потребитель старается так распределить свой бюджет, чтобы уравнять средневзвешенные предельные полезности приобретаемых товаров. При этом он достигает максимума благосостояния (или равновесия).
Уравнение равновесия потребителя, при котором он максимизирует полезность потребляемых благ, можно записать так:
MU/Р ,где MU – предельная полезность отдельных товаров;Р – цены товаров.
Закон убывающей предельной полезности
Закон убывающей предельной полезности утверждает, что в непрерывном акте потребления предельная полезность блага начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму и предельная полезность становится отрицательной.
Понятие предельной полезности впервые введено современными экономистами, создавшими теорию ценности по предельной полезности. Под этим названием они разумеют наименее важный вид пользы, который приносит данное благо в сфере удовлетворения человеческих потребностей. Предположим, например, что хлеб может служить для питания человека, для посева, для корма скота, для винокурения. Последняя его роль является наименее важной; способность хлеба удовлетворять эту потребность и есть его предельная полезность. Даже в отношении одной и той же потребности благо может иметь различную предельную полезность (напр. хлеб — для сытого и для голодного). Предельная полезность повышается при недостатке блага и понижается при его избытке.