ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.06.2020
Просмотров: 241
Скачиваний: 3
Ограничения применимости закона
Однородные единицы. Сравнивать можно товар с однородными единицами и потребляемые одним потребителем. Например, нельзя рассматривать яблоки и бананы. Точно так же нельзя рассматривать зеленые и красные яблоки вместе. Все единицы товара должны быть одного веса и качества. Например, если первое яблоко кислое, а второе - сладкое, тогда второе яблоко даст больше удовлетворения потребителю нежели первое, тем самым нарушая закон.
Нет изменений у потребителя. Не должно быть никаких изменений во вкусах, привычках, обычаях, предпочтениях и доходах потребителя. Изменение в одном из перечисленных факторов изменит полезность продукта, что противоречит закону.
Продолжительность потребления. В потреблении продукта должна быть продолжительность. Все единицы продукта должны быть потреблены в одно определённое время. Формулировка закона исходит из того, что процесс потребления какого-либо продукта потребителем непрерывен. Если продукт потребляется в разное время, его предельная полезность не обязательно пойдёт на спад. Если есть пауза, то после потребления одной единицы продукта вполне возможно, что потребность в нём возобновится (покупатель успеет проголодаться). Потребление последующей единицы продукта даст удовлетворение от второй единицы равносильное удовлетворению, полученному при потреблении первой единицы продукта.
Постоянные цены. Цены на продукт или на его заместители должны оставаться одинаковыми. Потребитель может отказаться от покупки товара или увеличить покупки лишь в силу изменения цены, а не потому, что произошло изменение оценки полезности товара.
На практике одновременное выполнение всех этих условий встречается крайне редко.
Кривые безразличия
Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия.
Кривая безразличия это графическое изображение совокупности наборов благ, имеющих для потребителя одинаковый уровень полезности.
Свойства кривых безразличия:
1) кривая безразличия, расположенная выше другой кривой, характеризует более высокий уровень полезности;
2) кривые безразличия для обычных благ всегда имеют отрицательный наклон;
3) как правило, имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения;
4) кривые безразличия никогда не пересекаются;
5) наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более предпочтительны, чем набор благ, расположенные на менее удаленных от координат кривых.
Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания (F) и одежды (C), используется множество кривых безразличия
Карта
кривых безразличия – способ графического
изображения функции полезности для
некоторого конкретного потребителя по
всем возможным наборам благ.
Все множество кривых безразличия в
пространстве двух благ образует карту
безразличия.
Она однозначно выражает предпочтения
потребителя и позволяет предсказать
его отношение к любым двум сочетаниям
различных благ.
Кривые безразличия могут иметь разные виды:
а) товары – абсолютные заменители
б)
абсолютно дополняемые товары
в)
частичное замещение и дополнение
товарами друг друга
Основным рабочим понятием порядковой теории полезности считается предельная норма замещения MRS (MRS – marginal rate of substitution), которая показывает, от скольких единиц одного блага потребитель готов отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага, не меняя общий уровень полезности. Так, предельная норма замещения одежды продуктами питания MRSFC показывает, какое количество одного блага (одежды) может быть заменено использованием дополнительной единицы другого блага (продуктов питания) без изменения общей полезности потребительской корзины.
26. Бюджетная линия и факторы, определяющие её движение. Равновесное положение потребителя. Проиллюстрируйте графиком. Определите кривую «доход-потребление».
Бюджетная линия (BL) – это линия, графически отображающая набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.
Любая точка, лежащая на бюджетной линии, доступна потребителю, т.е. его доход позволяет ему приобрести любой набор товаров Х и Y.Покупатель не может себе позволить набор товаров, соответствующий точке F, т.е. лежащий выше и правее бюджетной линии, так как такой набор, содержащий 35 единиц товара Х и 9 единиц товара X, потребовал бы 5300 руб. Точка, находящаяся внутри бюджетной линии (G),доступна потребителю, но приобретая такой набор (25 единиц Х и 4 единицы Y), который требует 3300 руб., он не полностью использует свой доход, т.е. ему доступны наборы, содержащие больше и товара X, и товара Y.
Изучив потребительские, предпочтения и бюджетные ограничения, можно показать, как потребитель делает конкретный выбор, т.е. решает, сколько товаров каждого вида приобрести. Осуществляя свой выбор, напомним, что потребитель стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном бюджетном ограничении.
Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: он должен находиться на бюджетной линии и должен быть предпочтителен по сравнению с другими наборами.
Этим условиям соответствует точка касания кривой безразличия бюджетной линии. На рис. 4.4 – это точка е.
0 Количество товара X, ед.
Рис. 4.4. График максимального удовлетворения потребностей.
Положение равновесия потребителя
Набор, который обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей, соответствует точке касания самой высокой кривой безразличия бюджетной линии – точке е. В этой точке потребитель находится в положении равновесия – состоянии, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность. Точки а и в кривой безразличия U1 достижимы для потребителя, но потребитель при том же доходе может увеличить степень удовлетворения своих потребностей, перейдя на более высокую кривую безразличия –U2 ,. Точка с на кривой безразличия U3 обеспечивает еще более высокий уровень удовлетворения потребностей, который, однако, не может быть достигнут при существующем доходе.
Поведение людей в сфере распределения собственных доходов и приобретения потребительских благ индивидуально и субъективно. Но из индивидуального спроса потребителей складывается совокупный рыночный спрос на отдельные товары, сигнализируя производству (предложению) о том, какое количество товара требуется на рынках.
Кривая, названная Дж. Хиксом «доход-потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни. Если кривая «доход-потребление» - луч, выходящий из начала координат под углом 45° , это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага Х, и блага У. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой.
Н а рис. показано, что сначала потребитель находится в равновесии при наборе, соответствующем точке E1, где потребляется QX1 единиц товара X. Увеличение дохода от I1 до I2 смещает бюджетную линию дальше от начала координат, но параллельно ей самой. Если бы потребитель не приобретал благо X, то доход I1 был бы полностью в распоряжении для покупок других благ. Если бы потребитель вновь не приобретал благо X, то возросший доход I2 позволил бы приобрести другие блага. На рис. 9.1 денежный доход потребителя представлен пересечением бюджетной линии потребителя с вертикальной осью.
Увеличение доходов дает возможность приобретать такие блага, которые потребитель прежде не мог приобрести. Это вызывает перемещение равновесия к новой точке - Е2. Еженедельное потребление блага X - QX2 увеличилось в ответ на увеличение доходов.
27. Предпринимательство, его сущность в условиях развития. Организационно правовые формы предпринимательства.
Предпринимательская деятельность организационно выступает в форме предприятия. Предприниматель, объединяя в одном производственном процессе ресурсы (труд, земля, капитал) создает предприятие (фирму). Предприятие – это обособленная, самостоятельная ячейка экономики, где происходит соединение факторов производства для изготовления продукции и оказания услуг в целях получения прибыли.
Признаками предприятия являются:
• технико-производственная обособленность. Всякое предприятие – это технологически связанный между собой комплекс вещественных факторов производства и соответствующий коллектив работников, объединенных наличием частного разделения и кооперации труда;
• наличие организационного единства, структурная оформленность. Внутренняя структура фирмы носит иерархический характер, т.е. в процессе управления фирмой соблюдаются соподчиненность и сбалансированность функций, строгое следование определенным правилам со стороны участников производственного процесса, которые становятся существенными отличительными признаками предприятия;
• экономическая обособленность, предполагающая: обособление кругооборота ресурсов, самоокупаемость и самофинансирование процесса воспроизводства, самостоятельность в принятии хозяйственных решений, экономическую ответственность, наличие специфического экономического интереса.
С юридической точки зрения предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, выступающий в качестве юридического лица,признаками которого согласно ГК РФ (ст. 48) являются:
• наличие обособленного имущества
• самостоятельная имущественная ответственность, т.е. предприятие отвечает по своим обязательствам имеющимся у него имуществом;
• самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, что означает, что «юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Важный признак предприятия – его мобильность. Поскольку сама предпринимательская деятельность предполагает постоянный поиск нового, постольку и предприятие не может представлять собой раз навсегда данную, закостеневшую систему. Структурные и организационные изменения, усовершенствования, направленные на освоение новой продукции, повышение ее качества, снижение издержек производства – характерная черта эффективно функционирующего предприятия.
В качестве цели деятельности предприятий могут выступать: стремление выжить, предполагающее получение минимальной прибыли (или даже убытков), увеличение объема продаж и доли участия на рынке, повышение качества продукции и т.п.
Каждое коммерческое предприятие может быть охарактеризовано по разным признакам:
• по форме собственности: индивидуальное частное, акционерное, кооперативное, государственное, муниципальное и т.д.;
• по принадлежности капитала: национальное, иностранное, смешанное. В России на 1 января 1997г. наряду с 2,5 млн. российских действовало 14,5 тыс. совместных и иностранных предприятий;
• по роду предпринимательской деятельности – производственное, посредническое, финансовое, информационное, консультационное и т.п.;
• по отраслевой принадлежности: промышленное, транспортное, банковское, торговое, научно-исследовательское и т.д.
• по контролю: головное, дочернее, филиал, ассоциированное (входящее в объединение)
предприятие;
• по размеру: крупное, среднее, малое;
• по организационно-правовой форме: единоличное предпринимательство или объединение предпринимателей (товарищество, акционерное общество, кооператив).
Остановимся подробнее на двух последних характеристиках предприятия.
Классификация предприятий по размером осуществляется обычно по численности занятых или по объему годового оборота. Малыми считаются предприятия, средняя численность работников которых не превышает 100 человек (промышленность, строительство, транспорт), 60 человек – в сельском хозяйстве и научно-технической сфере, 30 человек – в торговле.
Для поддержки малого бизнеса в России создан специальный Фонд поддержки малого предпринимательства.
В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационные процессы, и выполнять функции первопроходца в научно-технической сфере. Стали возникать и активно развиваться, так называемые, венчурные (от англ. эдвенчур – приключение, смелое предприятие) предприятия. Венчурное предприятие – это малые предприятия, занятые научными исследованиями, опытно-конструкторскими, инженерными разработками, внедрением нововведений, а также оказывающие разного рода инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции), и т.п. Особенностью венчурных предприятий является их нацеленность на реализацию «рисковых проектов».
Венчурные предприятия часто создаются для опробирования, «прокатки» крупных капиталоемких проектов по производству нового продукта. Статистика показывает, что, например, в США 20% венчурных фирм затем превращаются в крупные корпорации, 60% поглощаются другими компаниями, 20% разоряются.
Организационно-правовые формы предприятий
Под организационно-правовой формой предприятий подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.
Наиболее распространены следующие организационно-правовые формы предприятий.
Индивидуальное (единоличное) предприятие – предприятие, принадлежащее гражданину на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности. По своим обязательствам индивидуальное (единоличное) предприятие, его владелец отвечает всем капиталом предприятия и своим имуществом. Все дела такого предприятия ведет его владелец или уполномоченные им служащие. Обычно в виде единоличного предприятия выступают мелкие и средние фирмы. Однако преобладающей формой предприятий в современной рыночной экономике являются фирмы, представляющие собой объединение предпринимателей. Среди такого рода предприятий выделяют:
Товарищества (партнерства, общества) – предприятия, возникающие на основе сложения капитала его участников и предполагающие непосредственное участие его членов в делах предприятия. Участники товарищества утрачивают право собственности на передаваемое в видевкладов имущество. Взамен они получают право на часть дохода, ликвидационную квоту, а также на участие в управлении (число голосов пропорционально паям). Полученная прибыль делится между всеми соучредителями (совладельцами) пропорционально взносу каждого.
Товарищества выступают в разных формах:
• полное товарищество (товарищество с неограниченной ответственностью). Имущество полного товарищества формируется за счет вкладов участников и полученных доходов и принадлежит его участникам на праве общей долевой собственности и предусматривает полную солидарную ответственность. • товарищество с ограниченной ответственностью несет ответственность лишь в пределах капитала товарищества. Все участники товарищества с ограниченной ответственностью отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов. • смешанное (коммандитное) товарищество представляет собой объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц и включает действительных членов и членов– вкладчиков.
Акционерные общества (корпорации) – форма организации предприятия на базе акционерной собственности, в которой предприниматель отделен от собственника и собственности и финансовая ответственность его ограничена. Акционерные общества позволяют юридическим и физическим лицам объединить свои капиталы для решения крупных хозяйственных задач, которые не под силу одному лицу ввиду ограниченности его капитала. Акционеры несут ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций). Акционерные общества – основная организационная форма крупных предприятий.