Файл: мои ответы античка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2020

Просмотров: 427

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. Поэма Гесиода «Труды и дни».

Поэма Гесиода «Труды и Дни» возникла в русле «поучений», также известных в ближневосточной словесности 2-го  - 1-го тысячелетий. Принципиальная ее новизна состояла, однако, в том, что гомеровский гексаметр, предназначенный для воспевания героических подвигов эпических героев, здесь был с соответствующими модификациями приспособлен для совершенно иной тематики – воспеваний честного труда и наставлений по земледелию.

Труды и дни  дидактический эпос, адресованный Персу. Его свободная цепная композиция полностью отлична от стройной композиции гомеровских поэм. Изменяется и позиция автора-рассказчика: автор Илиады и Одиссеи полностью скрыт за воспеваемыми им событиями и навсегда остается для нас неуловимым образом, в то время как Гесиод выступает в своей поэме как человек-повествователь, который рассказывает сам о себе и стремится донести до других людей, а прежде всего до своего брата, собственные взгляды. Произведение Гесиода должно было убедить Перса, что для того, чтобы поправить свое материальное положение, ему нужно вступить на путь честного труда на родной земле, а не вести процесс и давать взятки судейским. Этой цели служит картина мира, управляемого Зевсом, справедливым и мудрым владыкой. С этой точки зрения Гесиод определяет место человека, обязанностью которого является добросовестный труд.

 Все эпизоды на первый взгляд беспорядочной поэмы Гесиода подчинены ее главной дидактической функции: проэмий (вступление), адресованный Зевсу, стражу справедливости, повесть о двух богинях Эридах (спора, борьбы), одной — благосклонной, призывающей людей к состязанию, и другой — злобной, склоняющей к распрям; далее — миф о Прометее и ящике Пандоры, объясняющий причины нынешнего состояния вещей, и наконец, повесть о 5 эпохах человечества, исполненная глубокого пессимизма.



Условно поэму можно четко поделить на несколько частей по тематике их содержания:

1-8. Обращение к Музам.

9-39. Призыв к Персу и выделение двух Ирид, из которых Перс выбрал худшую.

40-46. Переход к мифу о Прометее Пандоре.

47-105. Миф о Пандоре, объясняющий трудности жизни.

106-201. Миф о смене веков, объясняющий ухудшение человеческого рода.

202-212. Переход к виновникам неправедного суда – «царям-дароядцам». Басня в назидание им.

213-224. Отступление: Обращение к Персу; необходимость следовать Правде.

225-247. Притча о двух городах: праведном и неправедном, обращенная к царям.

248-273. Следует помнить, что Справедливость (Дика) следит за поведением людей и сообщает о нарушении ее заповедей Зевсу.

274-292.  Новое обращение к Персу. Призыв избрать верную дорогу.

293-341. Важность здравого размышлемия, честного труда и справедливого обогащения.

342-380. Наставления для повседневной жизни.

381-382. Только здесь начинается раздел «Трудов», то есть свод наставлений по временам года, способствующих благосостоянию.


383-404. Практическим предписаниям предшествует еще одно назидание.

405-413. Необходимые условия для разумного хозяйствования.

414-457. Подготовка к пахоте и озимому севу.

458-492. Вспашка земли.

493-563. Зима. Меры предосторожности от холода и болезней.

564-570. Наступление весны.

571-581. Жатва.

582-596. Летний отдых.

597-608. Жатва.

609-616. Сбор винограда и заключительный стих.

618-694. Мореплавание: наставления и предостережения.

695-705. Выбор жены.

706-764. Житейские советы, суеверия.



Наиболее значительное произведение Гесиода — поэма «Труды и дни», написанная в форме увещаний, обращённых к брату поэта Персу, который ведёт с Гесиодом тяжбу о наследстве и которого Гесиод убеждает не надеяться на неправедный суд подкупленных «царей» и своё пошатнувшееся состояние поправить упорным трудом. Ухудшение положения крестьянства формирует у Гесиода пессимистическое отношение к современности (изложение мифа о непрерывном ухудшении условий человеческой жизни от золотого века до железного). В поэму введён разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами.

Во второй части поэмы систематически описываются работы земледельца и мореплавателя, а также приметы, связанные с различными днями месяца.

Кто долго и честно трудится, тот может добыть себе средства к существованию, не будучи обузой для общества, нищим, над которым все насмехаются, и пользуясь уважением людей и покровительством богов. Не труд позорит человека, но бездеятельность. Таков ведущий принцип Гесиода, названный в более поздние времена нравственным императивом труда. Эти поучения дополняет календарь земледельческих работ. Основываясь на собственном опыте, Гесиод перечисляет работы, устанавливая их порядок и время, когда их надо производить.

Произведение Гесиода охватывает все сферы социальной и личной жизни человека. Здесь можно увидеть советы по земледелию и мореплаванию, как выбрать жену и избрать верную дорогу. «Труды и Дни» включают в себя множество независимых произведений, которые объединяет одно – человек, ради которого  Гесиод написал их, человек, нуждающийся в помощи и подсказке.


12. Ямбическая поэзия. Общая характеристика элегической и ямбической поэзии.


Возник этот жанр в VII-V в. до н. э., придя на смену дидактическому эпосу. Вид этих лирических произведений в немалой степени отличался от прежней античной литературы. Так основными признаками элегии были ее небольшой размер и четкий ритм [вспомнить в качестве обратного примера того же Гомера, писавшего гекзаметром]. Кроме того, в основе элегии автором, как правило, ставилось обращение. Что же касается ямбической поэзии, то она носила ярко выраженный сатирический характер, а также отличалось явной простотой и обыденностью языка [обратный пример – тот же пафос героического эпоса].



Из всех авторов, творивших в ямбическом стиле, самым известным, пожалуй, является Архилох. Жил он на Пароссе и многие из его произведений написаны о жизни там. В частности, он пишет о девушке, которую хочет взять в жены. Когда ничего у них не получается, тон его резко меняется, он осмеивает ее, зачастую переходя на оскорбления. Писал Архилох и о войне (в своих «Эподах» он высмеивает различные доблести, местами, даже, пишет не в лучшем свете о самом себе [история о том, как Архилох бросил свой щит, отступая с поля боя])


Со словом «ямб» у древних греков соединялось представление о шуточном характере произведения. Ямбическая поэзия не есть изобретение Архилоха, возникла значительно раньше всвязи с культом Деметры (служанка элевсинского царя по имени Ямба решила рассмешить скорбящую Деметру непристойными шутками). В наиболее откровенной, можно сказать, нарочито подчеркнутой форме индивидуалистические веяния эпохи воплотились в творчестве такого замечательного поэта-лирика, как Архилох. Как бы ни понимать его стихи, ясно одно: индивид, сбросивший тесные узы древней родовой морали, здесь явно противопоставляет себя коллективу как самодовлеющая свободная личность, не подвластная ничьим мнениям и никаким законам. Архилох жил в начале 7 века, прославился своими ямбами. В своих ямбах он рассказал нам о том, как в качестве наемника бросил щит в сражении с фракийскими варварами. Известен его роман с Необулой, дочерью Ликамба, который воспротивился этому браку. Архилох мстил ему ямбами и довел до самоубийства. В своих ямбах Архилох также выражал свою любовь к Необуле, есть также ямбы посвященные друзьям , обсуждающие жизненную философию Архилоха (философия оптимизма). В ямбах Архилоха мы находим мораль, лишенную всякой скуки, ясное, спокойное доверие потоку жизни, начиная от Ареса, бога войны, и заканчивая музами, богинями искусства, начиная с юмора по поводу собственной измены и кончая грозным проклятием другу-изменнику. Архилох—воин, любитель вина, женолюб и женоненавистник, поэт, «гуляка праздный», морально неустойчивый и страстный жизнелюбец, даже философ, напоминающий о быстротечности жизни, но и утешающий нас учением о ее вечном возвращении.


Произведения Архилоха ценились очень высоко, и в древности его ставили в один ряд с Гомером и Гесиодом. Как первый лирический поэт, избравший поэзию средством выражения личных чувств, Архилох стоит у истоков всей европейской лирики. Творчество Архилоха было очень разнообразно. Он сочинял элегии, гимны, эпиграммы, басни, но его считали создателем ямбической поэзии, возникшей из народных песен-поношений. О происхождении таких песен рассказывалось в гомеровском гимне к Деметре. Когда богиня Деметра, горюя о пропавшей дочери, сидела в слезах у порога царского дома в Элевсине, к ней подошла служанка Ямба и своими шутками и непристойными жестами рассмешила богиню. С тех пор в память этого события на праздниках Деметры народ распевал насмешливые песни, вышучивая друг друга. Подобные песни, известные в фольклоре многих народов, слагались в Греции в определенных размерах - ямбах и трохеях. Архилох первым обратился к ямбическим песням и, сохранив и усовершенствовав их ритм, использовал для выражения личных чувств. Он воспользовался обязательной для них остротой насмешки, но сделал ее орудием личной полемики. А его нововведение было подхвачено многочисленными поэтами и писателями, включая греческих комедиографов V в. до н.э.



Как Архилох, так и Семонид сочиняли элегии и ямбы, но если фольклорные истоки ямбической поэзии бесспорны и очевидны, то даже типологические аналогии бессильны помочь в поисках прямых фольклорных предшественников греческой элегии. Еще в античности выдвигалось предположение, что элегия возникла из обрядовых похоронных плачей и причитаний, исполняемых под флейту. Греческие плачи над мертвым (трены) могли быть изначально дидактичными и повествовательными, так как наряду с наставлениями живым сородичам и напутствиями покойному содержали рассказ о заслугах и добродетелях умершего. Первые элегические поэты, младшие современники Гомера, жившие, как и он, в Ионии, использовали назидательность и повествовательность тренов

Последним классическим ямбическим поэтом древние называли Гиппонакта из Эфеса, жившего во второй половине VI в. до н.э. Герой Гиппонакта, которым, возможно, является сам поэт, - озлобленный бродяга, без стеснения выпрашивающий подачки и издевающийся над своими врагами и богачами. Среди фрагментов стихов Гиппонакта попадаются язвительные пародии на гимны с их торжественным пафосом. Поэт смело сочетает гомеровскую лексику с местными простонародными выражениями. По преданию, за нападки на правителей города Гиппонакт был вынужден покинуть Эфес. Необычность поэтической манеры Гиппонакта подчеркивается особым размером, названным в древности холиямбом (хромым ямбом).

У римлян элегия стала более определённой по характеру, но и более свободной по форме. Сильно возросло значение любовных элегий. Знаменитые римские авторы элегий — Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл. Их переводили на русский язык Фет и др.


Литературным образцом для ранней элегии была эпическая поэзия. Элегия сохранила эпический язык, дополненный новыми ионийскими формами. Возникнув в Ионии, элегия быстро завоевала признание во всех областях Греции.


Около 600 г. в городе Колофоне, в Ионии, жил поэт Мимнерм, которого греки называли создателем любовной элегии. По рассказам, в честь своей возлюбленной он сочинил сборник элегий, озаглавленный ее именем - "Нанно". Но фрагменты этого сборника указывают на повествовательно-мифологический характер его элегий, в них нет даже намека на какие-то субъективные чувства. Другие известные отрывки элегий Мимнерма посвящены рассуждениям о быстротечности жизни. Гомеровское сравнение кратковечности человека с листьями на деревьях Мимнерм использует для противопоставления страданий старости радостям юности. В другом фрагменте перечисляются блага жизни; первым названа "золотая Афродита", то есть любовь.


Возможно, элегии были размышлениями поэта, грустившего о прошлом и уставшего под бременем настоящего, т. е. предвосхищали современные элегии.


13. Сольная мелика (Алкей, Анакреонт).



Сольная мелическая поэзия – ровесник элегий и поэзии ямбической. Безусловно, самой яркой, самой известной представительницей этого жанра является Сапфо, жившая на острове Лесбос. Там у нее было, что-то вроде института, в которым обучались только девушки. Сапфо учила их хорошим манерам, искусству любви, а кроме того, писать стихи. Сама Сапфо, тоже писала, отличительной чертой ее стихов является то, что любовь в них зачастую сливается с Эросом.

Еще один поэт, творивший в мелическом стиле, был Алкей Мителенский, так же живший на Лесбосе. Ему, подобно его землячке, тоже приходилось писать о любви [в частности вспомнить про ей же и посвященное произведение], но куда чаще он писал о борьбе и особенно о застольях, пирушках и прочих местах, где древние греки приятно проводили время, принимая пищу («Стихи другу Меланиппу»).

Еще один представитель сольной мелики – Анакреонт Самосский – жил во второй половине VI в. до н.э., несколько позже Сапфо и Алкея. В его стихах превалируют темы, затрагивавшиеся Алкеем и Сапфо – любовь и застолья, но у Анакреонта они приобретают шутливый, несерьезный, зачастую юмористический характер. Его произведения как бы пропитаны легкомыслием, они превозносят земные радости, плотские удовольствия. Такого рода стихи получили название анакреонтических.


Алкей. Ненависть к черни, призвание к борьбе. "Песни борьбы" – современная ему политическая жизнь на острове Лесбос. Мотив корабля, гонимого бурей, как символ государства, страдающего от междоусобной войны. Воспевает вино как средство утешения в полной тревоги жизни. Робкое признание в любви поэтессе Сапфо. Близко к народным песням. "Алкеева строфа" – перенос последней части предложения в новою строку.


16. Устройство греческого театра.


Важную роль в театре играл хор. Как правило, он означал глас народа и его партии были не менее важными партий актеров, главных героев драмы. Порой от того, как выглядел хор, происходило название драматического произведения.

А делились эти произведения на трагедии [песнь козлов] и комедии [песнь дебоширов], довольно сильно отличавшихся друг от друга. Если в трагедиях речь шла о серьезных событиях, герои подчас страдали и судьба многих из них была печальна, то комедии были более легковесны, главная цель их заключалось в юморе и сатире.


Изначально «театр» - зрительные места, от гл. «смотреть», обозначались скамьи, где сидели зрители. Орхестра – сцена, на ней алтарь бога Диониса в левом углу и в правом - палатка – скены, где хранили декорации и переодевались актеры. Театр минимализорован.

Был всего один актер. Прорыв связан с именем Эсхила, первого греч. трагика, который вводит второго актера. Представление шло 8 часов. В хоре был своего рода солист – корифей. Постепенно начинался диалог хора и корифея. Из этой фигуры, запевалы хора, возник актер(греч.»отвечающий», изначально просто отвечал на вопросы хора. Хор – долгое время доминировал на сцене, своего рода главный резонер, главное лицо, подводит итог всему, о чем говорилось на сцене. Именно участники хора были подлинными звездами. Участники – хоревты, руководитель – хорегв. Численность хора – 12-15 человек, должность хорегва не оплачивалась. Он на свои средства собирал хоревтов, заказывал костюмы. Это было очень почетно. Фестивали трагиков. Победить в состязании – прославиться.