ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2020

Просмотров: 464

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающее различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС).

В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий ППС

По методическому назначению ППС могут быть:

компьютерные учебники (уроки);

программы-тренажеры (репетиторы);

контролирующие (тестовые оболочки);

информационно-справочные (энциклопедии);

имитационные;

моделирующие;

демонстрационные (слайд-или видео-фильмы);

учебно-игровые;

досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы).

Перечислим основные требования, предъявляемые к ППС:



педагогические требования (дидактические; методические; обоснование выбора тематики учебного курса; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения);



технические требования;

эргономические требования;

эстетические требования;

требования к оформлению документации.



Остановимся более детально на раскрытии сущности дидактических требований, предъявляемых к разрабатываемым ППС.



2. 6. 1. Дидактические требования к ППС.



Требование обеспечения научности содержания ППС предполагает предъявление средствами программы научно—достоверных сведений (по возможности методами изучаемой науки). При этом возможность моделирования, имитации изучаемых объектов, явлений, процессов (как реальных, так и "виртуальных") может обеспечить проведение экспериментально—исследовательской деятельности, инициирующей самостоятельное "открытие" закономерностей изучаемых процессов, и вместе с тем приблизить школьный эксперимент к современным научным методам исследования.



Требование обеспечения доступностиозначает, что предъявляемый программой учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям. Установление того, доступен ли пониманию обучаемого предъявляемый с помощью ППС учебный материал, соответствует ли он ранее приобретенным знаниям, умениям и навыкам, производится с помощью тестирования. От установленных результатов зависит дальнейший ход обучения с использованием ППС.



Требование адаптивности(приспосабливаемость ППС к индивидуальным возможностям обучаемого) предполагает реализацию индивидуального подхода к обучаемому, учет индивидуальных возможностей воспринять предложенный учебный материал. Реализация адаптивности может обеспечиваться различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию.




Требование обеспечения систематичности и последовательности обученияс использованием ППС предполагает необходимость усвоения обучаемым системы понятий, фактов и способов деятельности в их логической связи с целью обеспечения последовательности и преемственности в овладении знаниями, умениями и навыками.



Требование обеспечения компьютерной визуализации учебной информации(Глава 1, п. 2. 2. 3. ), предъявляемой ППС, предполагает реализацию возможностей современных средств визуализации (например, средств компьютерной графики, технологии Мультимедиа) объектов, процессов, явлений (как реальных, так и "виртуальных"), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой.



Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение средствами программы самостоятельных действий по извлечению учебной информации при четком понимании конкретных целей и задач учебной деятельности. Активизация деятельности обучаемого может обеспечиваться возможностью самостоятельного управления ситуацией на экране, выбора режима учебной деятельности; вариативности действий в случае принятия самостоятельного решения; создания позитивных стимулов, побуждающих к учебной деятельности, повышающих мотивацию обучения (например, вкрапление игровых ситуаций, юмор, доброжелательность при общении, использование различных средств визуализации).



Требование обеспечения прочности усвоения результатов обученияпредполагает обеспечение осознанного усвоения обучаемым содержания, внутренней логики и структуры учебного материала, представляемого с помощью ППС. Это требование достигается осуществлением самоконтроля и самокоррекции; обеспечением контроля на основе обратной связи, с диагностикой ошибок по результатам обучения (Глава 1, п. 2. 2. 3. ) и оценкой результатов учебной деятельности, объяснением сущности допущенной ошибки; тестированием, констатирующим продвижение в учении.



Требование обеспечения интерактивного диалога (Глава 1, п. 1. 2. ) предполагает необходимость его организации при условии обеспечения возможности выбора вариантов содержания изучаемого, исследуемого учебного материала, а также режима учебной деятельности, осуществляемой с помощью ППС.



Требование развития интеллектуального потенциалаобучаемого предполагает обеспечение: развития мышления (например, алгоритмического, программистского стиля мышления, наглядно-образного, теоретического); формирования умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации; формирования умений по обработке информации (например, на основе использования систем обработки данных, информационно—поисковых систем, баз данных).




Требование обеспечения суггестивной (от английского слова suggest — предлагать, советовать) обратной связипри работе с ППС предполагает как обеспечение реакции программы на действия пользователя, в частности при контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной деятельности (Глава 1, и. 2. 2. 3. ) на каждом логически законченном этапе работы по программе, так и возможность получить предлагаемый программой совет, рекомендацию о дальнейших действиях или комментированное подтверждение (опровержение) выдвинутой гипотезы или предположения. При этом целесообразно обеспечить возможность приема и выдачи вариантов ответа, анализа ошибок и их коррекции.



2. 6. 2. Методические требования к ППС предполагают необходимость: учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; реализации современных методов обработки информации.



2. 6. 3. Обоснование выбора темы учебного предмета (курса)при разработке ППС необходимо аргументировать педагогической целесообразностью его использования (Глава 1, п. 2. 2. ) и, в частности, методическими целями (Глава 1, п. 2. 2. 3. ), достижение которых осуществимо только при реализации возможностей СНИТ (Глава 1, п. 1. 2. ).



Ниже перечислим те требования, которые ввиду их специфики затрагивают не только педагогические проблемы.



2. 6. 4. Эргономические требования к содержанию и оформлению ППС обусловливают необходимость: • учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, различные типы организации нервной деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности; •обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с ППС (доброжелательная и тактичная форма обращения к ученику, возможность неоднократного обращения к программе в случае неудачной попытки, возможность вкрапления в программу игровых ситуаций); •устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране ("оконное", табличное, в виде текста, заполняющего весь экран, и т. д. ), к режимам работы с ППС.



2. 6. 5. Эстетические требованияк ППС устанавливают: соответствие эстетического оформления функциональному назначению ППС; соответствие цветового колорита назначению ППС и эргономическим требованиям; упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов ППС.



2. 6. 6. Программно-технические требования к ППС определяют требования по обеспечению: устойчивости к ошибочным и некорректным действиям пользователя; минимизации времени на действия пользователя; эффективного использования технических ресурсов (в том числе и внешней памяти); восстановления системной области перед завершением работы программы; защиты от несанкционированных действий пользователя; соответствия функционирования ППС описанию в эксплуатационной документации.




2. 6. 7. Требования к оформлению документациина разработку и использование ППС устанавливают единый порядок построения и оформления основных документов на разработку и использование ППС, создаваемых в учреждениях и организациях независимо от их ведомственной принадлежности. 3. Экспертно-аналитическая деятельность по оценке качества программных средств учебного назначения



9. История развития ИТО

10. Информационные ресурсы: основные понятия, основное свойство. Понятие информационных образовательных ресурсов.

Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

11. Понятие интернет ресурсов. Образовательные интернет ресурсы. Этические и правовые нормы использования интернет ресурсов в образовательном процессе. Понятие информационной безопасности.

В Интернете трем основным компонетнам соответствуют следующие типы ресурсов: аппаратные, программные и информационные. Не будем забывать, что все эти виды ресурсов являются чьей-либо собственностью. Это может быть частная собственность, корпоративная собственность, государственная собственность и общественная собственность.

Аппаратные ресурсы Интернета



Аппаратные ресурсы Интернета представлены так называемыми опорными сетями, к которым подключены сервис-провайдеры.



Подключаясь к Интернету, мы реально используем аппаратные ресуры того компьютера, который обеспечивает это подключение. Он выделяет нашим задачам часть мощности своего процессора, часть оперативной памяти и во многих случаях часть своего пространства на жестких дисках или накопителях иного типа.



Кроме того, мы эксплуатируем физические ресурсы линий связи, по которым проходят наши сигналы. Их пропускная способность может быть очень большой, особенно для оптоволоконных и космических линий, но она не бесконечна. При перегрузке замедляется время прохождения данных, между сигналами начинается интерференция, которая приводит к сбоям и повторам передачи. Одним словом, каждый человек, использующий аппаратные ресурсы Сети, в той или иной мере затрудняет работу других участников Сети. На мощных участках Сети, оборудованных высокопроизводительными компьютерными системами и мощными стволами линий связи, это назаметно. на участаках, оснвщенных слабой техникой и примитивными каналами связи, влияние одних пользователей на комфорт работы других очень велико.

Программные ресурсы Интернета



Программные ресурсы Сети представлены программами, функционирущими в составе сетевого оборудования. Нашу работу в Сети обслвживают тысячи программ, работающих на тех компьютерах, через которые проходят наши запросы к поставщикам информации. Все эти программы кому-то принадлежат по праву собственности (по производителям) и по праву на использование (тем, у кого они установлены).




В абсолютном большинстве случаев пользователиСети не имеют никаких прав на программное обеспечение, обслуживающее их. Вмешательнство в его работу считается противозаконным и наказывается в соответствии с законодательством той страны, на территории которой произошло правонарушение. Об этом надо помнить при работе в Интернете и не допускать даже непреднамеренного вмешательства в работу программ, расположенных на удаленных компьютерах, за исключением тех очень редких случаев, когда это предусмотрено характером работы самой программы.

Информационные ресурсы Интернета



Информационные ресурсы Сети представлены документами, хранящимися на компьютерах Сети. В зависимости от отношений собственности эти ресуры могут быть открытими или закрытыми. В последнем случае для обращения к ним надо предъявить права; обычно это происходит путем объявления своего регистрационного имени (login) и пароля (password). Права доступа либо приобретаются (оплачиваются), например при обращении к коммерческим ресурсам, либо выдаются администрацией, например для сотрудников предприятия, учреждения, ведомства.



Самовольное нарушение прав доступа обычно производится путем вмешательства в работу программного обеспечения, а это, как мы отметили выше, образует состав преступления по законодательству большинства государств. В России в этой области действуют статьи 159, 272, 273, 274 УК РФ.



Большую часть информационных ресурсов Интернета составляют открытые ресурсы: тексты, изображения. звуко- и видеозаписи и т.п. Несмотря на из открытость, их также не следует рассматривать как общественное достояние. Наиболее общий подход к этим ресурсам - как к условно бесплатным (shareware), то есть, они рассматриваются как открытые для личного потребления (чтение, просмотр, прослушивание и т.п.), но во всех остальных случаях (тиражирование, публикация, модификация, демонстрация и т.п.) на них распространяются законы страны пребывания пользователя. В России этот вопрос оговаривается п.111 закона об авторском праве.

Поисковые системы, Странички вузов, Общеобразовательные порталы, Электронные библиотеки.

В то время как информационная безопасность — это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

12. Каталог «Образовательные ресурсы сети интернет». Интернет ресурсы для педагогов психологов.

Федеральные образовательные ресурсы



Раздел содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, перечень федеральных информационно-образовательных порталов, а также описания новейших систем доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, создаваемых на государсвенном уровне в рамках Федеральной целевой программы развития образования.