ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2020

Просмотров: 245

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ассортимент услуг турпосредников. Ассортимент — важнейший критерий, позволяющий различать турпосредников. Он определяется тем, с какими и со сколькими туроператорами и исполнителями услуг со­трудничает посредническое предприятие. В этом отноше­нии выделяется восемь различных типов предприятий:

  • турбюро, предлагающее полный набор туристских ус­луг. Данный тип турбюро осуществляет свою деятельность согласно лицензиям. Предприятие имеет лицензию меж­дународной ассоциации воздушного транспорта на про­дажу авиабилетов, часто также лицензию на продажу же­лезнодорожных билетов, представляет интересы не только крупных, но и многих средних и мелких туроператоров;

  • бюро путешествий и экскурсий. Эти бюро специали­зируются на продаже паушальных туров, иногда продают авиа- и железнодорожные билеты;

  • специализированные турбюро. Специализированные турбюро занимаются сбытом определенного вида тура, об­ладая при этом высокой профессиональной компетенци­ей в своем направлении (например, студенческие туры, детские туры и др.);

  • турбюро по продаже «горящих» путевок, дешевых би­летов на самолет (не имеют лицензии на продажу авиаби­летов);

  • турбюро-филиал. Филиал имеет узкую специализа­цию, иногда расположен за границей;

  • отдел бронирования продает туры одного туроператора, может существовать как одна из структур туроператора или относится к любому типу предприятий;

  • турбюро по приему туристов (въездного туризма) про­дает туристские услуги, которые регион предлагает туроператорам из других регионов или приезжим гостям;

  • туристский отдел не является туристским предприя­тием. Это отдел предприятия, основная деятельность ко­торого не связана с туризмом.

Правовой и экономический статус турпосредников. Не имеют правового и экономическо­го статуса отделы по бронированию, а также турбюро, принад­лежащие туроператорам. Полную экономическую и правовую самостоятельность имеют лицензионные турбюро, которые работают на основании договорных обязательств со многими туроператорами и правомочны открывать собственные предста­вительства, филиалы; объединения туристских бюро, которые совместными усилиями координируют свою деятельность; турбюро, созданные на основе договора франчайзинга.

Объем работы турпосредников. В зависимости от величины предприятия различаются крупные, средние и мелкие посредники. В туристской отрасли главным образом работают предприятия мелких и средних размеров.

Таким образом, важнейшее различие турпосредников заключается в разнообразии предлагаемого ими ассорти­мента. Важнейшими типами туристских посредников яв­ляются турбюро, предлагающие полный набор туристских услуг, и бюро путешествий и экскурсий. Турпосредники имеют различные правовые и хозяйственные статусы и вы­полняют разный объем работ и услуг.


Транспортные предприятия специального назначения.

Существуют транспортные предприятия, которые спе­циализируются на перевозке туристов. Так как основное направление их деятельности связано с туризмом, их отно­сят к туристским предприятиям первичных услуг. При этом не имеет значения, на какое расстояние перевозятся тури­сты и как долго длится переезд. К этой группе относится как чартерная авиакомпания, перевозящая туристов из Европы в Новую Зеландию, так и предприятие, эксплуати­рующее лифты и подъемники для горнолыжников. К ней же принадлежат железные дороги, паромные переправы, экскурсионные и круизные корабли, канатные дороги.

Гостиничные предприятия.

Третья группа туристских предприятий первичных ус­луг — это гостиницы. Гостиничные комплексы существу­ют исключительно за счет прибыли, полученной от разме­щения туристов. К группе гостиничных предприятий относятся крупные гостиничные комплексы (гостиницы, пансионаты, дома отдыха) и мелкие хозяйства гостинич­ного типа (кемпинги, молодежные турбазы, квартиры).

Прочие туристские предприятия первичных услуг.

Кроме туроператоров и турпосредников, транспортных предприятий и гостиниц, существует еще целый ряд пред­приятий, которые также относятся к туристским. Важней­шими из них являются кредитные учреждения, страховые компании, станции проката спортинвентаря и лодок, спортивные школы, производители товаров для туризма и отдыха, рекламные агентства и др.

Кредитной карточкой можно оплачивать услуги и по­купку товаров. При таком расчете нет необходимости но­сить с собой наличные деньги. Потраченные владельцем кредитной карточки суммы через определенное время бу­дут списаны с его счета. Туристы особенно охотно пользу­ются кредитной карточкой во время зарубежных поездок. Именно поэтому учреждения, выдающие и прослеживаю­щие движение денежных сумм, относятся к предприяти­ям первичных туристских услуг.

Страховые компании, если они специализируются на страховании туристов, также существуют за их счет. Важ­ный специальный продукт страховых компаний — страхо­вание на случай выхода из договорных обязательств, стра­хование багажа и страхование на случай болезни во время путешествия за границей.

К туристским предприятиям этого же типа относятся и станции проката спортивного инвентаря, лодок, а также оп­ределенные спортивные школы. Независимо от того, что предлагается в прокат — лыжи, санки, велосипеды, снаря­жение для подводного плавания, серфинговые доски, лодки или парусные яхты, большую часть пользователей станций проката составляют туристы. Спортивные школы считаются туристскими предприятиями, если их услугами пользуются не местные жители, а приезжие туристы. Это чаще всего происходит тогда, когда человек определенным видом спорта может заниматься только во время отпуска.


Говоря о туристских предприятиях первой группы, нельзя забывать производителей товаров для туризма и рекламы. Путешествующим туристам всегда необходимы такие товары, как чемоданы, дорожные сумки, путеводи­тели и карты. Большое экономическое значение имеет торговля сувенирами, которые покупают туристы, чтобы сохранить память о посещаемых ими местах.

Реклама также является важным инструментом, содей­ствующим сбыту туристских услуг. Если предприятие спе­циализируется в изготовлении туристской рекламы, это дает основание отнести его к предприятию туристского типа.


3.Туристские предприятия вторичных услуг


Предприятия первичных и вторичных услуг различаются не видом предлагаемой ус­луги или товара, а большим их объемом и большей значи­мостью по сравнению с остальными направлениями их деятельности. Если предприятие предлагает продукт, ко­торый используется как туристами, так и не туристами, то в данном случае следует рассмотреть структуру потребите­лей его товаров и услуг и на этом основании считать его предприятием либо первичных, либо вторичных услуг. Ти­пичными предприятиями вторичных услуг являются пред­приятия общественного питания, некоторые транспорт­ные предприятия, а также производственные, торговые предприятия и предприятия сферы бытовых услуг.

В группу предприятий общественного питания входят рестораны, кафе и бары, услугами которых пользуются как туристы, так и местные жители. Транспортные предприя­тия вторичных услуг отличаются от туристских транспорт­ных предприятий тем, что среди их клиентов преобладают не туристы, а местные жители (в горнолыжных регионах на обычных маршрутах зимой вводятся дополнительные автобусные рейсы для перевозки лыжников). Второстепен­ный оборот от туризма получают некоторые промышлен­ные и торговые предприятия (хлебопекарня, обеспечива­ющая хлебом ресторан гостиницы, и т.д.), а также предприятия сферы услуг (многопрофильные страховые компании, предприятия бытовых услуг и т.п.).

Общим признаком всех предприятий вторичных тури­стских услуг является невозможность точного определе­ния объема товаров и услуг, которыми пользуются турис­ты. Распределение спроса между туристами и местными жителями может сильно колебаться в зависимости от се­зона. Кроме того, в определении степени причастности предприятия к туризму важную роль играет место распо­ложения предприятия (в магазине, расположенном около железнодорожного вокзала, основную массу покупателей составляют приезжие туристы).

Чтобы более наглядно представлять виды туристских предприятий (как первичных, так и вторичных услуг), можно разделить их на группы по направленности функ­ций управления (рис. 1.2.).

Туристские предприятия

связанные с объектом управления


связанные с субъектом управления



связующего направления


предприятия размещения и питания;

оздоровительные и лечебные предприятия;

предприятия культурного и развлекательного аспекта;

особые спортивные сооружения;

туристские транспортные компании;

рекламные предприятия; туристско-страховые общества; финансирующие туризм пред­приятия (кредитные банки)



специальные ту­ристские пред­приятия, работающие с отдельными контингентами туристов (детьми, школьниками, студентами, пенсионе­рами и т.д.)



турбюро и их разновид­ности




3.Признаки различия туристских предприятий


Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что все туристские предприятия классифицируются по различным функциональным признакам и направлениям, что позво­ляет менеджменту произвести их эффективное разделе­ние (табл.1.3).


Признаки различия туристских предприятий

Признак различия

Содержание работы

Пример

Функция, задача

транспортные услуги размещение, питание обслуживание/сервис турпосреднические ус­луги организация

объединение предложе­ний в комплекс


транспортное пред­приятие гостиница ресторан/гостиница

транспортное бюро/ управление турбюро и туроператор туристическая орга­низация


Место расположения

удобное размещение, ха­рактер, расстояние меж­ду местом отправления и назначения


лагерь отдыха в горах, на море, места для выездов на отдых, транспортные и адми­нистративные центры

Качество

региональный, местный характер, степень ком­форта


одна—пятизвездоч­ные гостиницы, систе­ма индивидуального и общественного питания


Размер

пространственный объем


крупные, средние, мел­кие предприятия1

Владелец

финансовая и производ­ственная организация


управляемые и арен­дные предприятия, частные и финансо­вые общества


Представленные в табл. 1.3. признаки и содержание работы туристских предприятий необходимы для эффективного менеджмента в туризме, поскольку позволяют произвести разделение труда по функциональному признаку.

Связь между субъектом и объектом туризма устанав­ливается посредством туристских предприятий, которые заранее разграничили предлагаемые ими услуги и устано­вили связи между собой. Это прежде всего турбюро и турорганизации, которые, с одной стороны, выступают как посредники (посредники по туризму, агенты по туризму, розничные продавцы), а с другой — как организаторы ту­ров (туроператоры).

В последнее время преобладающим количеством пред­ложений на рынке владеют организаторы туров. Наряду с основными услугами, посредничеством и/или организа­цией поездок турбюро предлагают ряд дополнительных услуг, а в зависимости от места расположения курорта обслуживают и деловые сделки. Такие организаторы ту­ров, как международный союз туризма (TUI), междуна­родный туристический сервис (ITS), постоянно занимают ведущее положение вследствие концентрации услуг в ту­ризме и постепенно приобретают форму промышленного менеджмента. Большую конкуренцию организаторам ту­ров и посредническим фирмам составляют воздушно-транспортные предприятия с их развитой системой ин­формации и бронирования.

Классическое разделение труда по функциональному направлению в посреднической туристской фирме пред­ставлено на рис. 1.4.