Файл: литье илл для студентов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2020

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Преимущества литья в оболочковых формах: 1) возможность получения точных с чистой поверхностью отливок; 2) высокая прочность (150—450 МПа) и малая гигроскопичность форм, что позволяет свободно их транспортировать и продолжительное время хранить, а низкая теплопроводность дает возможность снижать температуру заливаемого металла; 3) формы и стержни не пре­пятствуют усадке отливки; 4) снижается трудоемкость выбивки и очистки отливок вследствие сгорания связующих в форме и отсут­ствия пригара на стенках отливки; 5) значительно экономится в цехе формовочная площадь, площади складских помещений формовочных материалов.

15.5 Литье вакуумным всасыванием

Принцип получения литья вакуумным всасыванием состоит в том, что металл под действием атмосферного давления по специальному металлопроводу входит в литейную форму, установленную в ка­мере с разреженной атмосферой, заполняет полость формы, обра­зуя отливку.

15.6 Литье намораживанием

Если в полость формы, приготовленной для заливки, залить металл и через некоторое время, не дав ему затвердеть, вылить из формы, на стенках полости формы останется слой металла, успевшего за время от начала заливки до выливания кристаллизоваться на стенках формы. Разрушив форму и освободив слой металла от формовочной смеси, получим пустотелую отливку со стенкой толщиной, равной слою наморожен­ного на стенках формы заливаемого в нее металла. Способ получил название «литье намораживанием». Этот способ используют для отливки бюстов, имеющих полое основание. Толщина стенки отливки зависит от продолжительности намора­живания — выдержки металла в форме от заливки до выливания.


16 Обработка и сборка художественных отливок

Для удобства изготовления литейных форм художественные изде­лия часто отливают отдельными частями. Все части статуэтки отливают в самостоя­тельных литейных формах. Отливки после выбивки форм имеют на поверхности следы от питателей, выпоров, швы от соединений от­дельных частей формы (кусков), поэтому все части отливки нуж­даются в механической обработке.

После, обработки отдельно отлитые части собирают, получая целое изделие. Кроме того, при механической обработке на поверх­ности отливки восстанавливается резкость рисунка модели, так как на отливке он получается обычно слабее, чем на модели или оригинале.

Процесс механической обработки чугунных художественных отливок состоит из следующих операций: 1) отжига отливок; 2) обработки поверхности отдельных частей отливки; 3) чеканки поверхности; 4) сборки деталей на постаменте; 5) шпаклевки и окраски готового изделия.

16.1 Термическая обработка

Отливки художественных изделий из чугуна после выбивки из форм от быстрого охлаждения на воздухе приобретают твердую (отбеленную) поверхность, трудно поддающуюся механической обработке. Восстановить на отливке четкость рисунка поверх­ности ее модели можно только в том случае, если поверхность отливки для такой обработки будет достаточно мягкой.


Для уменьшения твердости поверхности художественные отливки из чугуна подвергают термической обработке — отжигу. Для этого отливки закладывают в ящик из жаростойкой стали, пересыпая их карбюризатором (смесью угля с песком) так, чтобы отливки не касались стенок ящика. Затем ящик закрывают крышкой и для герметичности замазывают его огнеупорной глиной. Герметичность ящика необходима для устранения возможности попадания в него воздуха. Кислород воздуха окисляет поверхность отливок, разрушает рисунок на ней, образуя слой окалины.

Ящик с отливками помещают в термическую печь, нагревают до температуры 900—950 °С и выдерживают при ней 2,5—4 ч в зависимости от толщины стенок отливок. Затем медленно, снизив температуру до 450—400 °С, печь открывают и охлаждают отливки вместе с печью до температуры выгрузки (150—100 °С).

16.2 Обработка поверхности отливок

После отжига и проверки качества отливки поступают на участок механической обработки. В процессе обработки на отливках сру­бают зубилом или отрезают ножовкой основания питателей и выпора, опиливают на поверхности отливки швы, получившиеся от соединений в форме ее отдельных частей, удаляют каркасную трубку, срубают концы поперечника каркаса, удерживающие ранее в форме стержень, заделывают вставками из меди или алюминия отверстия, оставшиеся на поверхности отливки после удаления из нее каркаса стержня.

Технологическим требованием при обработке художественной отливки является выполнение операции рубки, опиливания и зачистки поверхности отливки без углублений в ее тело, в противном случае возможно нарушение анатомической целости изделия.

16.3 Чеканка отливок

Каким бы четким не был рисунок поверхности модели, в отливке мы не сможем получить точную его копию, он будет всегда слабее. Потеря резкости отпечатка происходит и в процессе изготовления формы, и в процессе ее заливки. Поэтому восстановление поверх­ности художественной отливки производится в процессе ее чеканки.

16.4 Сборка отливок

В процессе сборки художественной отливки ее части собирают в одно целое — изделие. Части отливки при сборке соединяют между собой с помощью знака на одной части и соответствующего гнезда для него — в другой. Монтируемая часть удерживается на основной части при помощи шпильки, вставленной в отверстие, просверленное в гнезде основной части (через знак монтируемой части). Снаружи головка шпильки и шов между частями хорошо заделывают и прочеканивают под общий фон поверхности от­ливки.

16.5 Окраска отливок

Заключительной операцией в технологическом процессе механиче­ской обработки чугунных художественных и архитектурных отливок является покрытие их поверхности слоем краски или нержавеющего металла. Некрашеная поверхность чугунной отливки имеет некрасивый серый цвет и быстро ржавеет.


Применяют краску следующего состава: 1000 г олифы, 200— 250 г газовой канальной сажи, 30 г свинцового сурика.

Перед окраской поверхность отливок шпаклюют. Прошпаклеванную, просушенную и хорошо очищенную от пыли, окислов и масляных пятен отливку покры­вают слоем чистой высококачественной натуральной олифы. После прожарки проолифенную отливку покрывают вручную или пульверизатором тонким слоем краски 2 раза. Ручная окраска производится маляр­ными кистями. После каждого слоя покрытия отливку сушат в электрическом шкафу при температуре 150—250 °С в течение 30—40 мин. Температура сушки зависит от температуры воспламе­нения олифы и должна быть ниже ее на 20—25°. Практически отливку сушат до появления над ней легкого дымка, при этом она приобретает приятный матовый тон.

Иногда художественные отливки вместо окраски покрывают слоем цветного металла: меди, никеля, серебра и т. д. Для этого в ванну с соответствующим раствором опускают электрод из металла, которым хотят покрыть отливку, вторым электродом является сама отливка. К электродам подается постоянный элек­трический ток. В результате реакции в растворе под действием электрического тока металл осаждается на поверхности отливки. Такой способ покрытия слоем другого металла называется гальва­ническим.