Файл: ГЛАВА 6 ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2020

Просмотров: 446

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатли­тельностью, склонностью к страхам, причем у одних преоблада­ют повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других — робость, застенчи­вость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повы­шенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональ­ных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственно-сти. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остано­виться, и эмоции приобретают как бы насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении. Эмоциональные рас­стройства доминируют среди других проявлений, вызывающих трудности адаптации, характерные для этих детей, особенно в раннем возрасте.

Кроме повышенной эмоциональной возбудимости могут на­блюдаться состояния полного безразличия, равнодушия, безуча­стности (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга. Воз­можны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость во­левого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.

Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей с церебральным параличом. Повышенная впечатли­тельность в сочетании с эмоциональной возбудимостью и аффек­тивной инертностью создает благоприятный фон для возникно­вения невроза страха. Страх может возникать даже под влиянием незначительных психогенных факторов — незнакомой ситуации, кратковременной разлуки с близкими, появления новых лиц и даже новых игрушек, громких звуков и т. п. У одних детей он про­является двигательным возбуждением, криком, у других — гипо-динамией, общей заторможенностью и в обоих случаях сопро­вождается выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями — побледнением или покраснением кожи, гипергидрозом, учаще­нием пульса и дыхания, иногда ознобом, повышением темпера­туры. При возникновении страха у ребенка усиливаются салива­ция и двигательные нарушения (спастичность, гиперкинезы, атак­сия). Возможны психогенно обусловленные навязчивые фобии в виде страха одиночества, высоты, передвижения; в подростковом возрасте — страх болезни и смерти.

Страхи, возникающие спонтанно, вне связи с какими-либо психогенными факторами, называются неврозоподобными; они обусловлены органическим поражением головного мозга. К ним

376


относятся недифференцированные ночные страхи, появляющие­ся эпизодически во время сна и сопровождающиеся криком, пла­чем, общим возбуждением, вегетативными расстройствами. Они характерны для детей с гипертензионно-гидроцефальным синд­ромом, часто возникают на фоне гипертермии. Если страхи появ­ляются внезапно, на фоне соматического благополучия, в опре­деленное время ночного сна, через одинаковые промежутки вре­мени, сопровождаются двигательными автоматизмами, их следу­ет отличать от пароксизмов эпилептического генеза, которые так­же могут наблюдаться при детских церебральных параличах.

Эмоциональные нарушения с соматовегетативными расстрой­ствами являются у детей с церебральным параличом благоприят­ной почвой для возникновения истероформных реакций. Такие реакции обычно провоцируются обидой или неудовлетворенны­ми требованиями и желаниями ребенка, сопровождаются бурны­ми проявлениями — падением на пол, криком, агрессивностью по отношению к окружающим, соматовегетативными нарушени­ями. При неправильном воспитании эти реакции закрепляются и приобретают условно-рефлекторный, привычный характер. Став привычными формами поведения, они могут составить основу для формирования патологического характера.

Среди вариантов аномального развития личности при церебраль­ных параличах наиболее часто отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма. В основе психического инфанти­лизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоцио­нально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней. Основной признак инфантилизма — недоразвитие произвольной ре­гуляции поведения и других форм произвольной деятельности (выс­ших психических функций). В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, сиюминутными желаниями. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо.

В основе формирования личности по типу психического ин­фантилизма лежит нарушение созревания лобных отделов коры головного мозга. К дополнительным условиям развития этого типа личности относятся неправильное воспитание, ограничение дея­тельности и общения, обусловленное не только двигательной и речевой недостаточностью, но и гиперопекой.

Инфантилизм сохраняется нередко и в старшем школьном воз­расте, проявляясь в виде повышенного интереса к детским иг­рам, слабости волевых усилий, недостаточной целенаправленно­сти интеллектуальной деятельности, повышенной внушаемости.

При осложненных формах инфантилизма, который наиболее типичен для детей с церебральным параличом, наряду с основ-


377


ными проявлениями наблюдается повышенная психическая ис-тощаемость, двигательная расторможенность.

Кроме того, для детей с церебральным параличом характерен так называемый невропатический вариант психического инфан­тилизма. Основные характеристики этих детей включают: несамо­стоятельность, повышенную внушаемость, пугливость, неуверен­ность в своих силах, чрезмерную зависимость от матери, трудно­сти адаптации к новым условиям.

У таких детей в раннем возрасте обычно стойко выражены раз­личные соматовегетативные нарушения (расстройства сна, аппети­та, сверхчувствительность к различным раздражителями). В новой обстановке эти дети проявляют повышенную боязливость, затормо-женность, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации. В школьном возрасте эти особенности нередко сочетаются с повы­шенной самооценкой, эгоцентризмом, в связи с чем часто возника­ют ситуационные конфликтные переживания. Не найдя признания у сверстников, некоторые дети проявляют склонность к уходу в мир фантазий, постепенно у них развивается и закрепляется чувство оди­ночества. Все это приводит к еще большей дисгармонии в развитии личности. При длительных неблагоприятных воздействиях окружаю­щей среды затормаживание поведенческих реакций закрепляется и формируются характерологические особенности тормозного типа.

При невропатическом варианте психического инфантилизма часто имеет место так называемый аффект неадекватности, кото­рый проявляется в различных формах. Одна из них — реакции протеста, представляющие собой преходящие расстройства пове­дения на основе аффективных переживаний (переживания оби­ды, ущемленного самолюбия и т.п.). Для реакций протеста харак­терна определенная избирательность и направленность. Обычно преобладают реакции пассивного протеста: отказ от еды, от уст­ного общения с определенными лицами (избирательный мутизм), уходы из дому или из школы; иногда они проявляются в виде отдельных соматовегетативных расстройств: рвоты, энуреза, эн-копреза. Пассивный протест у детей с церебральным параличом наиболее часто проявляется отказом от выполнения требований родителей или учителя.

6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом

Олигофрения при церебральных параличах является одним из компонентов сложного дефекта, включающего описанные выше нарушения двигательного, сенсорного, эмоционально-волевого развития. При этом имеет место выраженная недостаточность по­знавательной деятельности, особенно абстрактного мышления, а также других высших психических функций.

378


Олигофрения разной степени выраженности наблюдается в 35—50 % случаев ДЦП. Наиболее часто она является результатом корковых поражений мозга, а также сочетанных поражений коры головного мозга и мозжечковой системы, что имеет место при атонически-астатической форме детского церебрального парали­ча. Кроме того, она наблюдается при генететически обусловлен­ных синдромах детского церебрального паралича.

В большинстве случаев это атипичная форма, характеризую­щаяся неравномерностью проявлений интеллектуального дефек­та. В одних случаях такая неравномерность проявляется в преиму­щественном недоразвитии таких высших корковых функций, как оптико-пространственный гнозис, конструктивный праксис, счет, в сочетании с типичными для олигофрении признаками — конк­ретностью и инертностью мышления. В других преобладает недо­развитие передних отделов мозга — лобной коры. Эти дети отли­чаются выраженной некритичностью, эйфорией, стойкими нару­шениями произвольной регуляции, двигательной расторможен-ностью.

Нередко Олигофрения у детей с церебральным параличом со­четается с резко выраженной неспособностью ребенка к психи­ческому усилию, с чрезмерной отвлекаемостью, полной бездея­тельностью, трудностью установления контакта с окружающими. Это так называемая атоническая форма олигофрении. Она преоб­ладает у детей с двусторонней гемиплегией и при атонически-астатической форме детского церебрального паралича.

Значительное место в структуре аномального психического раз­вития детей с церебральным параличом занимают недостатки речи. Характерно многообразие форм речевых нарушений у детей с це­ребральным параличом. Они проявляются в виде следующих ос­новных форм:

дизартрия — нарушения произносительной стороны из-за па­тологической иннервации речевых мышц;

алалия — системное недоразвитие речи в результате поражения или дисфункции корковых речевых зон;

дислексия — существенные трудности в овладении чтением;

дисграфия — нарушения формирования письменной речи;

невротическое и неврозоподобное заикание',

нарушения речи по типу мутизма.

Наиболее частой формой речевой патологии у детей с цереб­ральным параличом является дизартрия.

При дизартрии нарушение звукопроизношения и голоса обус­ловлено поражением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

К особенностям нарушений моторики артикуляционного ап­парата при дизартрии относятся:

- недостаточность произвольных артикуляционных движений;

379