Файл: САМОСТ РАБОТЫ по Педаг.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2020

Просмотров: 221

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа № 1.

Тема. Формы организации учебной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие об уроке.

  2. Основные характеристики урока (тип и вид).

  3. Понятие о вспомогательных формах организации обучения.

  4. Характеристика традиционных вспомогательных форм организации обучения.


Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – С. 525 – 540.

  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – С. 134 – 139.

  3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2001. – С. 327 – 395.

Дополнительная литература:

  1. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. – С. 217 – 222.

  2. Педагогическая энциклопедия (любое издание).

  3. Педагогический словарь (любое издание).

  4. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 273 – 283.

  5. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 309 – 315.

  6. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – С. 85 – 115.

Задания:

  1. Изучить рекомендуемую литературу.

  2. Пользуясь источниками 1, 2, 3, 4, определить понятия: «урок», «тип урока», «вид урока», «структура урока»

  3. На основе изучения источников 1, 4, 5 выявить подходы к определению типов уроков. Изучить типологию уроков Г.И. Щукиной, данные занести в таблицу.

Характеристика основных типов уроков

Тип урока

Дидактические задачи

Структура урока

Основные требования





  1. Дать определение понятия «вспомогательные формы организации обучения».

  2. Охарактеризовать вспомогательные формы организации обучения. Данные занести в таблицу.

Вспомог-ая форма

Суть

Цель

Особенности















Самостоятельная работа № 2.

Тема. Содержание образования в современной школе

Вопросы для обсуждения:

  1. Содержание образования: принципы и факторы его формирования.

  2. Учебная программа: понятие, структура.

  3. Учебный план: понятие о базисном и рабочем учебных планах.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

  1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – С. 54 – 66.

  2. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Росс. пед. агентство, 1996. – С. 237 – 255.

  3. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – С. 320 – 328.

  4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений – 3-е изд. – М., 2000. – С. 223 – 245.


Дополнительная литература:

  1. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991.

  2. Педагогическая энциклопедия (любое издание).

  3. Педагогический словарь (любое издание)

Задания:

  1. Изучить рекомендуемую литературу.

  2. Используя данные источники,

    • определить понятие: «содержание образования»,

    • выявить принципы формирования содержания образования,

    • изучить факторы формирования содержания образования.

  1. Раскрыть понятие «учебная программа», охарактеризовать ее основные структурные компоненты, принципы построения (линейный, концентрический, спиральный, смешанный). Изучить вопрос о взаимосвязи минимума содержания образования и учебных программ.

  2. Раскрыть понятия «учебный план», «Базисный учебный план», «рабочий учебный план», охарактеризовать их структурные компоненты. Изучить вопрос о взаимосвязи Базисного учебного плана и рабочего учебного плана.

    Самостоятельная работа № 3.

    Тема: Управление развитием воспитательной системой

    Вопросы:

    1. Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы.

    2. Способы и средства управления развитием воспитательной системы.

    Рекомендуемая литература:

    1. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост, Н. Л. Селиванова. М., 1989.

    2. Караковский В.Л, Стать человеком: Общечеловеческие ценности— основа целостного учебно-воспитательного процесса М., 1993,

    3. Караковский В.Л., Новикова JI.И., Селиванова Н.П. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 1996.

    4. Новикова Л. И. Воспитательная система: Исходные позиции // Советская педагогика 2000. 11. С. 61 64.

    5. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. 6. С. 28 35.

    6. Сидоркин Л. М. Процесс развития воспитательной системы школы // Советская педагогика. 1991. 11. С. 65 69.

    7. Управление воспитательной системой школы; Проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И. Соколовой. М., 1999.

    8. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М., 1999.

    Задания:

    1. Изучить рекомендуемую литературу (прилагаемый текст).

    2. Выделить особенности управления развитием воспитательной системой. Охарактеризовать эволюционный путь управления развитием воспитательной системы.

    3. Указать способы и средства управления развитием ВС извне. При каких условиях это возможно?

    4. Указать способы и средства управления развитием ВС изнутри. При каких условиях это возможно?

    5. Охарактеризовать пути и способы избежания ошибок в управлении ВС.


    (ТЕКСТ К САМ. Р.)

    Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы (ВС).

    Воспитательная система характеризуется как система открытая, неравновесная, в значительной степени самоорганизующаяся. В связи с этим, по утверждению исследователей ВС, управление ею обладает определенными особенностями [1; 2; 3; 4; 6; 7].

    Теоретическую основу управления развитием ВС определяет синергетика — наука, изучающая самоорганизующиеся системы.

    Важно при этом в максимальной степени учитывать естественные свойства складывающейся системы, ее внутренние качества, историю ее развития. Для этого нужны «малые воздействия», которые дадут «большие результаты», с помощью которых можно найти точки «резонансного» воздействия на систему. Управлять такой системой извне внутренними степенями свободы, недостижимыми для воздействия извне. Важно поэтому в каждом конкретном случае управлять эволюцией системы сбалансированно, гармонично сочетать внешние и внутренние воздействия, не только сохраняя уже имеющиеся степени свободы системы, но и создавая новые. Управляемость системы и способность ее к самоорганизации хотя и взаимосвязаны, но не очень жестко. Это дает возможность при управлении сочетать естественное — искусственное.

    Эффективность такого подхода во многом зависит от информационной обеспеченности процесса управления: важно знать не только то, что ты хочешь от системы, но и то, что направлено на поддержание ее устойчивости в условиях отнюдь неравномерного развития.

    Достигаемая устойчивость не означает строгой упорядоченности. ВС по необходимости должна включать зоны порядка и хаоса [7. С. 1718). Необходимость зон порядка и хаоса в ВС объясняется [5. С. 2835], с одной стороны, развитием, которое само есть движение к целостности, полной упорядоченности, а с другой целостностью, которая может стать причиной стагнации (застоя) системы. Есть множество фактов, иллюстрирующих реальность данного противоречия. Ни одна ВС не может существовать без определенной унификации, стандартизации поведения людей, без воспроизводства повторяющихся ситуаций, без единства мысли и действий ее субъектов. Вместе с тем по мере развития системы в различной форме (не обязательно конфликтной) проявляется неудовлетворенность отдельных личностей тем, что необходимо подчиняться общему ходу жизни. Объективно, независимо от желания того или иного человека, в системе складывается механизм отторжения того, что не вписывается в рамки принятого.

    Противоречие между хаосом и упорядоченностью (в форме противоречий между личностью и системой, между традициями и новациями) проявляется и разрешается в ВС иначе, чем в других социальных сферах. ВС раэвивается быстрее и никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. И это естественно, так как в любом образовательном учреждении быстро происходит смена поколений детей, постоянно привносится что-то новое [5.— С. 30-31].

    В соответствии с таким представлением управление должно осуществляться, во-первых, системой как целым; во-вторых каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия и с оглядкой на систему как целостность, его включающую; в-третьих как управление взаимодействием компонентов, обеспечивающим личностное развитие учащихся [7. С. 18].

    Управление развитием ВС может осуществляться двумя путями — революционным и эволюционным. Первый назван А.С. Макаренко «методом взрыва» (он, как правило, вызывается чрезвычайными обстоятельствами). При эволюционном пути хорошо поставленная объективная информация о состоянии и функционировании системы, стремление педагогов и ученического актива к постоянному творческому поиску делают процесс обновления планомерным, управляемым.

    Эволюционный путь постепенно усложняет ВС: обогащаются цели, разнообразнее становится содержание деятельности, более тонкими отношения, более разветвленными связи и организационные, управленческие процессы.

    Управление ВС не сводится к регулированию процессов ее становления и развития, так как это не главная цель. Самоцель личность развивающегося человека, включенного в воспитательную систему. Это значит, что надо управлять процессом взаимодействия и взаимовлияния системы и личности.

    Аспект управления требует поиска путей оптимального включения каждого учащегося в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, создания ситуаций, побуждающих каждого (как учащегося, так и педагога) к рефлексии, самопознанию, самореализации.

    Таким образом, управление ВС можно рассматривать как трехаспектный процесс: управление созданием целостной системы; укрепление ее целостности; управление корректирующее с включением каждого ребенка и взрослого в систему коллективных дел и отношений [5. С. 31-32].


    Способы и средства управления развитием воспитательной системы (ВС).

    Управление развитием ВС как целостной системы происходит по двум путям извне и изнутри.

    Управление извне осуществляется органами народного образования. Цель такого управления создание условий, благоприятных для возникновения, развития и совершенствования ВС образовательного учреждения [7. С. 19].

    В связи с тем, что управление призвано обеспечить взаимодействие, можно говорить о том, что оно должно обеспечить извне взаимодействие педагогов с теоретическими основами создания и развития ВС, а также с соответствующим передовым педагогическим опытом прошлого и настоящего времени. Какие способы и средства организации такого взаимодействия (способы управления) возможны?

    Практика показывает, что таковыми могут быть: введение изучения теории ВС в учебные планы и программы курсов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; создание проблемных курсов для педагогов; проведение научно-практических конференций; обмен опытом с коллегами своего региона, других регионов; соответствующая подготовка управленческих кадров школ; организация изучения соответствующего опыта в других странах; создание консультационной психолого-педагогической службы для работников школ из числа научно-педагогических кадров вузов.

    Данный перечень способов управления, безусловно, открытый. Творческий подход к делу будет способствовать поиску оптимальных способов управления ВС. Перечисленные и иные способы и средства управления ВС требуют ряд условий, а именно; поддержки первых достижений школ на пути создания ВС, а также создания доброжелательного отношения к опыту школы по становлению и развитию ВС [7. С. 19].

    Мы считаем, что поддержка первых достижений может быть осуществлена путем: проявления интереса органов народного образования к деятельности педагогических коллективов по созданию ВС; изучения опыта деятельности педагогического коллектива; привлечения заинтересованных лиц к изучению опыта с целью формирования позиции общественного принятия новой идеи; морального поощрения и материального вознаграждения за успешные и эффективные результаты деятельности.

    Для создания доброжелательного отношения к опыту становления и развития ВС мы рекомендуем обратиться к такому феномену, как имидж. Имидж понимается как непосредственно или преднамеренно создаваемое впечатление о личности или социальной структуре [8. С. 276].

    Имидж чаще всего заканчивается на такой первоначальной операции, как представление, и находится на низших этажах нашей психики — в подсознании или обыденном сознании. В качестве конкретной психологической продукции имидж выступает как социальная установка, как ценностный стереотип, как зовущая мечта [8]. Создание привлекательного в глазах других людей образа ВС; формирование в педагогических коллективах, у родителей учащихся, общественности установки на принятие ВС как социально-педагогической ценности; формирование потребности в стремлении к творчеству в педагогической деятельности и высоким нравственным идеалам все это составляет имидж органов народного образования и является важными функциями.

    Содержание управления изнутри представляет собой организация совместной деятельности и общения детей, а также регулирование возникающими отношениями в детской среде. Средствами внутреннего управления развитием ВС являются включение всех учащихся в коллективные творческие дела; создание воспитывающих ситуаций; гуманизация отношений между детьми, детьми и взрослыми; регулирование познавательного, эмоционально-мотивационного и поведенческого компонентов деятельности школьников.

    Средствами управления развитием ВС могут быть и структурные компоненты школы. Это классные ученические коллективы, кружки, спортивные секции, трудовые объединения, а также учебные кабинеты, музеи, мастерские при условии превращения их в творческие центры для всего школьного коллектива. Условиями такого управления развитием ВС являются: оптимальное соотношение традиций и новаций в организации школьной жизни; опора на кадры педагогов выпускников этой же школы; использование творческого потенциала педагогов и учащихся.

    Исследователи теории ВС считают, что управление ВС связано с созданием в школьной среде различных зон, поведение человека в которой обусловлено ее спецификой. Это зоны повышенного внимания (малыши); особой ответственности (учащиеся, чье поведение и деятельность требуют коррекции); упорядоченного поведения (когда нужно выполнять общепринятые правила поведения); свободной деятельности и нерегламентированного поведения (зоны хаоса). По своей сути это модели наиболее распространенных социальных ситуаций. Создание их важно для выполнения детьми и подростками различных социальных ролей в условиях принятия и самостоятельной выработки норм поведения и деятельности. (Но здесь должен действовать педагогический закон: любые элементы формализма неприемлемы.)

    Моделирование социальных (социально-педагогических) ситуаций должно быть ориентировано на вовлечение в них подростков в качестве субъектов, творцов. Важным фактором является выработка у них умений и способности конструктивной» рефлексии.


    Некоторые ошибки в управлении воспитательной системой

    Исследователи воспитательных систем главной ошибкой в управлении ими считают нормативный подход педагогов к организации воспитательного процесса. Это выражается в игнорировании природы ВС, ее специфического своеобразия. Ученые выделяют три главных качества ВС способность к и, самореализации и саморазвитию; открытый характер системы, ее неизбежное взаимодействие с окружающей средой; самобытность каждой конкретной ВС.

    Само же игнорирование специфичности ВС проявляется в насильственном характере целеполагания, в поспешности и неосмотрительности при выборе системообразующих видов деятельности, а также в упрощенном подражании телевизионным развлекательным передачам и чрезмерном увлечении разыгрывания воображаемых ситуаций взамен реальной жизни и нормальной человеческой деятельности.

    Как же избежать этих ошибок?

    Ученые называют возможные пути и способы. Известно, что для любой педагогической системы первостепенное значение имеет целеполагание. Педагоги должны постепенно, поэтапно формировать потребности учащихся, постоянно изучать детей и отслеживать их развитие. Этот материал дает основание для формирования целей, которое не может проходить без участия самих детей. С участия в формировании целей своей деятельности начинается становление человека как субъекта. «В этом деле педагоги не должны забегать вперед, выдавать желаемое за действительное» [7. С. 68].

    Важно выбрать системообразующий вид деятельности, способной привести к желаемому результату и быть наиболее значимой и привлекательной для большинства детей и педагогов (прежде всего детей) образовательного учреждения. И вовсе необязательно стремиться к тому, чтобы эта деятельность была учебной. Она может быть спортивной, художественно-творческой, трудовой и др. При развитии ВС будут расширяться зоны ее влияния, что обязательно приведет к включению в ВС всех значимых сфер жизнедеятельности, в том числе и учебно-поэнавательной. И ни в коем случае нельзя брать со «стороны» тот вид деятельности, который дает хорошие результаты в другом обрвэователыюм учреждении.

    Мало пользы приносит школе подражание популярным телепередачам, особенно развлекательного характера. Во-первых, они в основном неоригинальны, являются копиями. Во-вторых, требуют высокого профессионализма ведущих (каковыми не являются ни дети, ни педагоги, ни родители за очень-очень редким исключением), а также сложного технического оснащения (чего нет в школе). В связи с этим то, что делается в школах, далеко от хорошего вкуса.

    Неоднозначное отношение к себе вызывает другое направление формотворчества в школах. К нему относятся привлечение учащихся к разрешению сложных социальных, социально-педагогических и других проблем в ходе деловых игр. С одной стороны, участие в таких играх полезно для школьников: развиваются их мышление, воображение, коммуникативные и другие личностные свойстве и качества. С другой стороны, неумеренное увлечение разыгрыванием воображаемых ситуаций (или ограничение разыгрыванием реальных ситуаций) грозит подменой реальной жизни. Значительно плодотворнее в плане разностороннего воздействия на личность являются экскурсии, походы, занятия спортом и искусством, встречи с интересными людьми, любой физический труд, основанный на заботе о других людях, общение со сверстниками. Вспомним В.А.  Сухомлинского, С.Т. Шацкого и их убежденность в том, что педагогически организованное созерцание красоты труда человека положительно воздействует на нравственность ребенка.

    Создание ВС должно сопровождаться прогнозированием расширения воспитательного пространства, освоением социальной, природной, предметно-эстетической среды. Значительную роль в создании и развитии ВС играет ученическое самоуправление. Весьма важно понимание исследователями ВС сущности самоуправления. Ученые обращают внимание на чрезмерное создание различных организационных форм, назначением которых является руководство одних детей другими. И практическое игнорирование овладения умениями самоуправления своей деятельностью каждым учеником.

    Другим негативным аспектом в этом процессе является либо копирование в школах черт политической жизни государства, либо полное игнорирование необходимости создания ученических общественных организаций и органов их самоуправления.

    И наконец, отмечается «ликвидаторская позиция руководства образования в отношении воспитания», которая «привела к упразднению внешнего звена управления ВС» (7. С. 71).