ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2020
Просмотров: 276
Скачиваний: 2
Возрастная психология и психология развития
Учебная программа
Пояснительная записка
Курс «Возрастная психология и психология развития» является элементом блока общепрофессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология (дошкольная). Базовые знания для изучения данного курса формируются в процессе изучения общей психологии и возрастной физиологии и анатомии. Курс «Возрастная психология и психология развития», в свою очередь, представляет собой теоретическую основу для последующего изучения детской, специальной, педагогической и практической психологии, а также педагогических дисциплин.
Цель курса: создание условий для освоения знаний о закономерностях, условиях и движущих силах психического развития личности, а также о психологических особенностях человека на разных этапах онтогенеза. Такие знания являются условием контроля психического развития и создания оптимальных условий для обучения и воспитания человека, а также коррекции и психологической помощи в случае отклонений.
Задачи:
-
формирование понятийного аппарата в области возрастной и генетической психологии;
-
ознакомление с основными подходами к проблемам развития личности в психологии и формирование знаний о закономерностях психического развития и психологических особенностях человека на разных этапах онтогенеза;
-
формирование умения решать проблемы, возникающие в процессе воспитания и обучения детей и подростков, на основе психологических знаний;
-
формирование гуманистического отношения к ребенку, создание установки на перенос полученных в курсе знаний в практическую работу.
Методологической основой курса являются фундаментальные работы отечественных психологов, прежде всего Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной. В рамках дисциплины рассматриваются основные проблемы возрастной психологии: проблемы факторов и движущих сил психического развития, соотношения обучения и психического развития и периодизации психического развития. Эти проблемы представляются в контексте культурно-деятельностного подхода в сравнении с другими психологическими теориями.
Базовым понятием при изучении данного курса является понятие «психологический возраст», которое отражает психологические особенности, характерные для большинства представителей данной культуры при сравнительно одинаковых социально экономических условиях. В предлагаемой программе каждый возрастной период характеризуется по критериям, выделенным Л. С. Выготским и Д. Б. Элькониным: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования, кризисы.
Основное содержание курса представлено в двух разделах: введение в проблемы возрастной и генетической психологии; особенности психического развития человека на разных возрастных этапах.
Формами организации обучения в рамках данного курса являются лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа студентов. Контроль результатов освоения знаний осуществляется в форме экзамена.
Содержание курса разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2005), и спланировано с учетом, предусмотренного учебным планом, бюджета времени.
Примерный тематический план
№ п/п |
Тема |
всего часов |
ЛК |
СМ |
ЛБ |
СР |
1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ И ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ |
||||||
1 |
Предмет, задачи и основные понятия возрастной и генетической психологии |
8 |
2 |
2 |
|
4 |
2 |
Стратегии и методы возрастной психологии |
8 |
2 |
2 |
|
4 |
3 |
Общая характеристика зарубежной психологии развития |
14 |
4 |
4 |
|
6 |
4 |
Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии |
18 |
6 |
4 |
|
8 |
II. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА |
||||||
5 |
Психология младенца |
4 |
1 |
1 |
|
2 |
6 |
Психология ребенка раннего возраста |
4 |
1 |
1 |
|
2 |
7 |
Психология ребенка дошкольного возраста |
7 |
2 |
1 |
|
4 |
8 |
Психология ребенка младшего школьного возраста |
7 |
2 |
1 |
|
4 |
9 |
Психология подростка |
5 |
1 |
1 |
|
3 |
10 |
Психология юношества |
5 |
1 |
1 |
|
3 |
11 |
Психология зрелых возрастов |
4 |
1 |
1 |
|
2 |
12 |
Психология старости |
4 |
1 |
1 |
|
2 |
Итого |
88 |
24 |
20 |
|
44 |
Содержание дисциплины
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ И ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 1. Предмет, задачи и основные понятия возрастной психологии
Предметы возрастной и генетической психологии.
Понятие психического развития, онтогенеза и филогенеза психики. Закономерности психического развития: нелинейность, гетерохронность, сензитивность, необратимость, направленность, надстраивание высшего над низшим, поэтапность.
Понятие возраста. Житейское и научное понимание возраста. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Структура и динамика психологического возраста. Основные структурные компоненты психологического возраста: социальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность. Стабильные и кризисные периоды. Этапы психического развития и основные разделы возрастной психологии: детская психология, психология юношества, психология зрелости, геронтопсихология.
Исторический анализ понятий: детства, зрелости, старости. Характеристика детства как социокультурного феномена. «Парадоксы детства» (Д. Б. Эльконин), особенности становления различных сфер психики в разных общественных и исторических условиях. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация.
Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Место возрастной психологии в системе психолого-педагогических дисциплин.
Тема 2. Стратегии и методы возрастной психологии
Понятия методологии, метода, стратегии. Стратегии исследования в возрастной психологии (Д. Б. Эльконин). Цели, достоинства, недостатки. Классификация методов возрастной психологии по Б. Г. Ананьеву: организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный), эмпирические (наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы), методы обработки данных, интерпретационные методы. Особенности использования разных методов в зависимости от цели исследования и возраста испытуемых.
Тема 3. Общая характеристика зарубежной психологии развития
Становление возрастной психология в конце Х1Х – начале ХХ вв. Биогенетический подход в детской психологии. Концепция рекапитуляции Ст. Холла, биогенетический закон. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии В. Штерна.
Проблемы психического развития в зарубежной психологии ХХ века. Поведенческая психология развития (Дж. Уотсон, Б. Скиннер). Психоаналитическая теория развития ребенка 3. Фрейда. Этапы и движущие силы психического развития. Учение Ж. Пиаже о развитии интеллекта. Качественные особенности детского мышления. Стадии интеллектуального развития.
Тема 4. Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии
Особенности культурно-исторической теории психического развития ребенка Л. С. Выготского. Понятие высших психических функций, закон их развития. Натуральная и культурная линии развития психических функций. Учение о сензитивных периодах развития.
Понятие условий, источников и движущих сил психического развития в культурно-исторической теории психического развития ребенка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович). Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев).
Роль общения в психическом развитии. Понятие госпитализма. Качественные изменения в общении ребенка со взрослыми на разных возрастных этапах (М. И. Лисина).
Проблема обучения и развития в работах Л. С. Выготского. Понятие «зона ближайшего развития», теоретическое и практическое значение. Развивающее обучение (Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Проблема периодизации психического развития в отечественной психологии. Генетическая и функциональная периодизации. Критерии периодизации Л. С. Выготского – Д. Б.Эльконина, понятия «социальная ситуация развития», «возрастные новообразования». Стабильные и критические возраста, особенности и значение кризисов в психическом развитии ребенка, закон чередования ведущих типов деятельности Д. Б. Эльконина.
-
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА
Тема 5. Психология младенца
Особенности кризиса новорожденности. Безусловные и первые условные рефлексы. Условия развития новорожденного. Улыбка как новообразование новорожденности.
Социальная ситуация развития ребенка в младенческом возрасте, ее динамика. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий вид деятельности в младенческом возрасте и его развитие. «Комплекс оживления» как средство воздействия на взрослого. Развитие сенсорных процессов, их связь с моторикой. Возникновение акта хватания, его значение для психического развития младенца. Манипулятивная деятельность младенца. Подготовительные стадии развития речи. Новообразования возраста: ходьба, речь (Л. С. Выготский). Характеристика кризиса первого года жизни (симптомы, значение).
Тема 6. Психология ребенка раннего возраста
Социальная ситуация психического развития ребенка в раннем возрасте. Предметно-орудийная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем возрасте. Этапы и закономерности освоения предметно-орудийной деятельности (Д.Б. Эльконин). Особенности восприятия, памяти, мышления в раннем возрасте. Развитие самосознания в раннем возрасте: «Система-Я» как центральное новообразование возраста (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Характеристика кризиса трех лет (симптомы, значение).
Тема 7. Психология ребенка дошкольного возраста
Социальная ситуация психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Структура и динамика сюжетно-ролевой игры (Д. Б. Эльконин). Развитие познавательных процессов, эмоций, самосознания, мотивации и произвольного поведения у дошкольника. Основные психические новообразования дошкольного возраста: интеллектуализация поведения (Л. С. Выготский), «социальное-Я», этические оценки, соподчинение мотивов, произвольное поведение (Д. Б. Эльконин, Л.И.Божович). Характеристика кризиса семи лет (симптомы, значение). Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Тема 8. Психология ребенка младшего школьного возраста
Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Учение как ведущая деятельность. Содержание, структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Ее влияние на развитие познавательной сферы и личности ребенка. Трудности в адаптации к школе и усвоения школьных программ, их причины. Новообразования возраста: рефлексия, анализ, внутренний план действий (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).
Тема 9. Психология подростка
Проблема кризиса подросткового возраста в зарубежной и отечественной психологии. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Изменение социальной ситуации развития и отношений со взрослыми в подростковом возрасте. «Чувство взрослости». Кризис 13 лет. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность подростка. Учебная деятельность подростков, факторы, влияющие на успеваемость подростков. Развитие самосознания, познавательной и эмоциональной сфер. Акцентуации характера у подростков. Девиантное поведение. Самосознание как новообразование возраста.
Тема 10. Психология юношества
Юность как этап психологического развития. Граници и периоды юности (Д.Б. Эльконин, И.С. Кон). Особенности социальной ситуации развития в юношеском возрасте. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность данного этапа. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: проблема противостояния «отцов и детей». Юношеская субкультура. Психосексуальное развитие. Проблема будущего в юношеском возрасте. Самоопределение как новообразование возраста. Кризис 21 года.
Тема 11. Психология зрелых возрастов
Понятие и критерии зрелости. Факторы, влияющие на человека в зрелых возрастах. Понятие «жизненный путь» (Б. Г. Ананьев). Граници и периоды зрелости. Особенности социальной ситуации развития, ее динамика. Трудовая деятельность как ведущая деятельность данного периода.
Молодость как начальный этап зрелости. Потребность в независимости как ведущая на данном этапе. Основные проблемы данного возраста: осознание себя как взрослого человека, вступление в брак, освоение новых социальных ролей (семейных, профессиональных).
Кризис середины жизни, его содержание и значение: осознание утраты молодости, начало снижения физических возможностей, сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема данного кризиса.
Средняя зрелость как «золотой возраст». Потребности в самореализации и передаче опыта. Преобразование социальных ролей. Критика понимания зрелости как «психической окаменелости». «Личностная зрелость» как новообразование возраста. Особенности психических процессов и возможности обучения в зрелых возрастах. Содержание и значение предпенсионного кризиса (50—55 лет).
Тема 12. Психология старости
Биологические и социальные критерии старости. Понятие геронтогенеза. Периодизация старения. Факторы старения. Критика «теории инволюции». Особенности социальной ситуации развития. Потребности в передаче накопленного опыта, уважении, самоутверждении как продуктивные показатели возраста. Общение как ведущая деятельность данного периода. Индивидуальные варианты старения. Влияние «истории жизненного пути» личности на процесс старения. Особенности психических функций и возможности трудовой деятельности в старости, ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. «Духовная зрелость» как новообразование возраста.
Вопросы для самостоятельного изучения
№ |
Тема |
Вопросы для самостоятельного изучения |
Литература |
1 |
Предмет и задачи возрастной психологии |
Связь возрастной психологии с другими науками Закономерности психического развития |
1, 4 17 |
2 |
Стратегии и методы возрастной психологии |
Особенности использования разных методов в зависимости от цели исследования и возраста испытуемых |
6 |
3 |
Общая характеристика зарубежной психологии развития |
Особенности периодизаций психического развития в психоанализе и генетической психологии |
1, 9, 10, 16 |
4 |
Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии |
1) Предпосылки и условия психического развития ребенка по Л.И. Божович; 2) Генетическая и функциональная периодизации; 3) Качественные преобразования в общении ребенка на разных возрастных этапах |
5 16 13 |
5 |
Психология младенца |
1) Безусловные и ранние условные рефлексы новорожденного; 2) Симптоматика кризиса 1 года жизни |
4, 7, 21 |
6 |
Психология ребенка раннего возраста |
1) Характеристика развития познавательных процессов в раннем возрасте; 2) Симптоматика кризиса трех лет |
4, 7, 21 |
7 |
Психология ребенка дошкольного возраста |
1) Характеристика развития познавательных процессов, самосознания и произвольного поведения у дошкольника; 2) Симптоматика кризиса семи лет. |
4, 7, 21 |
8 |
Психология ребенка младшего школьного возраста |
1) Особенности общения с взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте; 2) Характеристика развития познавательных процессов и личности младшего школьника; 3) Проблема школьной дезадаптации |
1, 4, 10, 12, 14, 17,18 |
9 |
Психология подростка |
1) Симптоматика кризиса 13 лет; 2) Девиантное поведение в подростковом возрасте; 3) Учебная деятельность подростков; 4) Характеристика развития познавательных процессов у подростков |
4, 11, 12, |
10 |
Психология юношества |
1) Проблема противостояния «отцов и детей» в юношеском возрасте; 2) Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов в юношеском возрасте; 3) Неформальные молодежные объединения; 4) Симптоматика кризиса 21 года |
4, 11, 12, 17,18 |
11 |
Психология зрелых возрастов |
1) Кризисы зрелых возрастов; 2) Характеристика развития познавательных процессов и возможностей обучения в зрелых возрастах |
4, 8, 12, 22 |
12 |
Психология старости |
1) Проблема долголетия и жизнеспособности; 2) Особенности психических процессов и возможности трудовой деятельности в старости |
4, 8, 12, 22 |