Файл: № 3 учебная программа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2020

Просмотров: 271

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возрастная психология и психология развития

Учебная программа

Пояснительная записка

Курс «Возрастная психология и психология развития» является элементом блока общепрофессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология (дошкольная). Базовые знания для изучения данного курса формируются в процессе изучения общей психологии и возрастной физиологии и анатомии. Курс «Возрастная психология и психология развития», в свою очередь, представляет собой теоретическую основу для последующего изучения детской, специальной, педагогической и практической психологии, а также педагогических дисциплин.

Цель курса: создание условий для освоения знаний о закономерностях, условиях и движущих силах психического развития личности, а также о психологических особенностях человека на разных этапах онтогенеза. Такие знания являются условием контроля психического развития и создания оптимальных условий для обучения и воспитания человека, а также коррекции и психологической помощи в случае отклонений.

Задачи:

  • формирование понятийного аппарата в области возрастной и генетической психологии;

  • ознакомление с основными подходами к проблемам развития личности в психологии и формирование знаний о закономерностях психического развития и психологических особенностях человека на разных этапах онтогенеза;

  • формирование умения решать проблемы, возникающие в процессе воспитания и обучения детей и подростков, на основе психологических знаний;

  • формирование гуманистического отношения к ребенку, создание установки на перенос полученных в курсе знаний в практическую работу.

Методологической основой курса являются фундаментальные работы отечественных психологов, прежде всего Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной. В рамках дисциплины рассматриваются основные проблемы возрастной психологии: проблемы факторов и движущих сил психического развития, соотношения обучения и психического развития и периодизации психического развития. Эти проблемы представляются в контексте культурно-деятельностного подхода в сравнении с другими психологическими теориями.

Базовым понятием при изучении данного курса является понятие «психологический возраст», которое отражает психологические особенности, характерные для большинства представителей данной культуры при сравнительно одинаковых социально экономических условиях. В предлагаемой программе каждый возрастной период характеризуется по критериям, выделенным Л. С. Выготским и Д. Б. Элькониным: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования, кризисы.

Основное содержание курса представлено в двух разделах: введение в проблемы возрастной и генетической психологии; особенности психического развития человека на разных возрастных этапах.


Формами организации обучения в рамках данного курса являются лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа студентов. Контроль результатов освоения знаний осуществляется в форме экзамена.

Содержание курса разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2005), и спланировано с учетом, предусмотренного учебным планом, бюджета времени.

Примерный тематический план

п/п

Тема

всего часов

ЛК

СМ

ЛБ

СР

1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ И ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1

Предмет, задачи и основные понятия возрастной и генетической психологии

8

2

2


4

2

Стратегии и методы возрастной психологии

8

2

2


4

3

Общая характеристика зарубежной психологии развития

14

4

4


6

4

Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии

18

6

4


8

II. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

5

Психология младенца

4

1

1


2

6

Психология ребенка раннего возраста

4

1

1


2

7

Психология ребенка дошкольного возраста

7

2

1


4

8

Психология ребенка младшего школьного возраста

7

2

1


4

9

Психология подростка

5

1

1


3

10

Психология юношества

5

1

1


3

11

Психология зрелых возрастов

4

1

1


2

12

Психология старости

4

1

1


2

Итого

88

24

20


44

Содержание дисциплины

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ И ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


Тема 1. Предмет, задачи и основные понятия возрастной психологии

Предметы возрастной и генетической психологии.

Понятие психического развития, онтогенеза и филогенеза психики. Закономерности психического развития: нелинейность, гетерохронность, сензитивность, необратимость, направленность, надстраивание высшего над низшим, поэтапность.

Понятие возраста. Житейское и научное понимание возраста. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Структура и динамика психологического возраста. Основные структурные компоненты психологического возраста: социальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность. Стабильные и кризисные периоды. Этапы психического развития и основные разделы возрастной психологии: детская психология, психология юношества, психология зрелости, геронтопсихология.

Исторический анализ понятий: детства, зрелости, старости. Характеристика детства как социокультурного феномена. «Парадоксы детства» (Д. Б. Эльконин), особенности становления различных сфер психики в разных общественных и исторических условиях. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация.


Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Место возрастной психологии в системе психолого-педагогических дисциплин.

Тема 2. Стратегии и методы возрастной психологии

Понятия методологии, метода, стратегии. Стратегии исследования в возрастной психологии (Д. Б. Эльконин). Цели, достоинства, недостатки. Классификация методов возрастной психологии по Б. Г. Ананьеву: организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный), эмпирические (наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы), методы обработки данных, интерпретационные методы. Особенности использования разных методов в зависимости от цели исследования и возраста испытуемых.

Тема 3. Общая характеристика зарубежной психологии развития

Становление возрастной психология в конце Х1Х – начале ХХ вв. Биогенетический подход в детской психологии. Концепция рекапитуляции Ст. Холла, биогенетический закон. Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии В. Штерна.

Проблемы психического развития в зарубежной психологии ХХ века. Поведенческая психология развития (Дж. Уотсон, Б. Скиннер). Психоаналитическая теория развития ребенка 3. Фрейда. Этапы и движущие силы психического развития. Учение Ж. Пиаже о развитии интеллекта. Качественные особенности детского мышления. Стадии интеллектуального развития.

Тема 4. Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии

Особенности культурно-исторической теории психического развития ребенка Л. С. Выготского. Понятие высших психических функций, закон их развития. Натуральная и культурная линии развития психических функций. Учение о сензитивных периодах развития.

Понятие условий, источников и движущих сил психического развития в культурно-исторической теории психического развития ребенка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович). Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев).

Роль общения в психическом развитии. Понятие госпитализма. Качественные изменения в общении ребенка со взрослыми на разных возрастных этапах (М. И. Лисина).

Проблема обучения и развития в работах Л. С. Выготского. Понятие «зона ближайшего развития», теоретическое и практическое значение. Развивающее обучение (Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Проблема периодизации психического развития в отечественной психологии. Генетическая и функциональная периодизации. Критерии периодизации Л. С. Выготского – Д. Б.Эльконина, понятия «социальная ситуация развития», «возрастные новообразования». Стабильные и критические возраста, особенности и значение кризисов в психическом развитии ребенка, закон чередования ведущих типов деятельности Д. Б. Эльконина.


  1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА



Тема 5. Психология младенца

Особенности кризиса новорожденности. Безусловные и первые условные рефлексы. Условия развития новорожденного. Улыбка как новообразование новорожденности.

Социальная ситуация развития ребенка в младенческом возрасте, ее динамика. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий вид деятельности в младенческом возрасте и его развитие. «Комплекс оживления» как средство воздействия на взрослого. Развитие сенсорных процессов, их связь с моторикой. Возникновение акта хватания, его значение для психического развития младенца. Манипулятивная деятельность младенца. Подготовительные стадии развития речи. Новообразования возраста: ходьба, речь (Л. С. Выготский). Характеристика кризиса первого года жизни (симптомы, значение).

Тема 6. Психология ребенка раннего возраста

Социальная ситуация психического развития ребенка в раннем возрасте. Предметно-орудийная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем возрасте. Этапы и закономерности освоения предметно-орудийной деятельности (Д.Б. Эльконин). Особенности восприятия, памяти, мышления в раннем возрасте. Развитие самосознания в раннем возрасте: «Система-Я» как центральное новообразование возраста (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Характеристика кризиса трех лет (симптомы, значение).

Тема 7. Психология ребенка дошкольного возраста

Социальная ситуация психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Структура и динамика сюжетно-ролевой игры (Д. Б. Эльконин). Развитие познавательных процессов, эмоций, самосознания, мотивации и произвольного поведения у дошкольника. Основные психические новообразования дошкольного возраста: интеллектуализация поведения (Л. С. Выготский), «социальное-Я», этические оценки, соподчинение мотивов, произвольное поведение (Д. Б. Эльконин, Л.И.Божович). Характеристика кризиса семи лет (симптомы, значение). Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Тема 8. Психология ребенка младшего школьного возраста

Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Учение как ведущая деятельность. Содержание, структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Ее влияние на развитие познавательной сферы и личности ребенка. Трудности в адаптации к школе и усвоения школьных программ, их причины. Новообразования возраста: рефлексия, анализ, внутренний план действий (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

Тема 9. Психология подростка

Проблема кризиса подросткового возраста в зарубежной и отечественной психологии. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Изменение социальной ситуации развития и отношений со взрослыми в подростковом возрасте. «Чувство взрослости». Кризис 13 лет. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность подростка. Учебная деятельность подростков, факторы, влияющие на успеваемость подростков. Развитие самосознания, познавательной и эмоциональной сфер. Акцентуации характера у подростков. Девиантное поведение. Самосознание как новообразование возраста.


Тема 10. Психология юношества

Юность как этап психологического развития. Граници и периоды юности (Д.Б. Эльконин, И.С. Кон). Особенности социальной ситуации развития в юношеском возрасте. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность данного этапа. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: проблема противостояния «отцов и детей». Юношеская субкультура. Психосексуальное развитие. Проблема будущего в юношеском возрасте. Самоопределение как новообразование возраста. Кризис 21 года.

Тема 11. Психология зрелых возрастов

Понятие и критерии зрелости. Факторы, влияющие на человека в зрелых возрастах. Понятие «жизненный путь» (Б. Г. Ананьев). Граници и периоды зрелости. Особенности социальной ситуации развития, ее динамика. Трудовая деятельность как ведущая деятельность данного периода.

Молодость как начальный этап зрелости. Потребность в независимости как ведущая на данном этапе. Основные проблемы данного возраста: осознание себя как взрослого человека, вступление в брак, освоение новых социальных ролей (семейных, профессиональных).

Кризис середины жизни, его содержание и значение: осознание утраты молодости, начало снижения физических возможностей, сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема данного кризиса.

Средняя зрелость как «золотой возраст». Потребности в самореализации и передаче опыта. Преобразование социальных ролей. Критика понимания зрелости как «психической окаменелости». «Личностная зрелость» как новообразование возраста. Особенности психических процессов и возможности обучения в зрелых возрастах. Содержание и значение предпенсионного кризиса (50—55 лет).

Тема 12. Психология старости

Биологические и социальные критерии старости. Понятие геронтогенеза. Периодизация старения. Факторы старения. Критика «теории инволюции». Особенности социальной ситуации развития. Потребности в передаче накопленного опыта, уважении, самоутверждении как продуктивные показатели возраста. Общение как ведущая деятельность данного периода. Индивидуальные варианты старения. Влияние «истории жизненного пути» личности на процесс старения. Особенности психических функций и возможности трудовой деятельности в старости, ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. «Духовная зрелость» как новообразование возраста.

Вопросы для самостоятельного изучения

Тема

Вопросы для самостоятельного изучения

Литература

1

Предмет и задачи возрастной психологии

Связь возрастной психологии с другими науками

Закономерности психического развития

1, 4


17

2

Стратегии и методы возрастной психологии

Особенности использования разных методов в зависимости от цели исследования и возраста испытуемых

6

3

Общая характеристика зарубежной психологии развития

Особенности периодизаций психического развития в психоанализе и генетической психологии

1, 9, 10, 16

4

Проблемы психического развития ребенка в отечественной психологии

1) Предпосылки и условия психического развития ребенка по Л.И. Божович;

2) Генетическая и функциональная периодизации;

3) Качественные преобразования в общении ребенка на разных возрастных этапах

5


16


13

5

Психология младенца

1) Безусловные и ранние условные рефлексы новорожденного;

2) Симптоматика кризиса 1 года жизни

4, 7, 21

6

Психология ребенка раннего возраста

1) Характеристика развития познавательных процессов в раннем возрасте;

2) Симптоматика кризиса трех лет

4, 7, 21

7

Психология ребенка дошкольного возраста

1) Характеристика развития познавательных процессов, самосознания и произвольного поведения у дошкольника;

2) Симптоматика кризиса семи лет.

4, 7, 21

8

Психология ребенка младшего школьного возраста

1) Особенности общения с взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте;

2) Характеристика развития познавательных процессов и личности младшего школьника;

3) Проблема школьной дезадаптации

1, 4, 10, 12, 14, 17,18

9

Психология подростка

1) Симптоматика кризиса 13 лет;

2) Девиантное поведение в подростковом возрасте;

3) Учебная деятельность подростков;

4) Характеристика развития познавательных процессов у подростков

4, 11, 12,

10

Психология юношества

1) Проблема противостояния «отцов и детей» в юношеском возрасте;

2) Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов в юношеском возрасте; 3) Неформальные молодежные объединения;

4) Симптоматика кризиса 21 года

4, 11, 12, 17,18

11

Психология зрелых возрастов

1) Кризисы зрелых возрастов;

2) Характеристика развития познавательных процессов и возможностей обучения в зрелых возрастах

4, 8, 12, 22

12

Психология старости

1) Проблема долголетия и жизнеспособности;

2) Особенности психических процессов и возможности трудовой деятельности в старости

4, 8, 12, 22