Файл: русский язык ответы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2020

Просмотров: 799

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2

Глава 1. Язык и его основные функции


Язык определяется обычно в двух аспектах: первый - это система фонетических, лексических, грамматических средств, являющихся орудием выражения мысли, чувств, волеизъявлений, служащая важнейшим средством общения людей, т.е. язык - социальное явление, связанное в своем возникновении и развитии с человеческим коллективом; второй - разновидность речи, характеризующаяся теми или иными стилистическими признаками (казахский язык, разговорный язык).

Язык как основное средство человеческого общения устроен таким образом, чтобы адекватно намерениям и желаниям отдельной языковой личности и задачам человеческого сообщества выполнять различные функции. В самом общем виде под функциями языка понимается использование потенциальных свойств средств языка в речи для разных целей. Язык в целом предназначен для осуществления коммуникации людей в самых разнообразных ситуациях деятельности человека, т.е., основной функцией языка является функция общения (коммуникативная функция), заключающаяся во взаимном обмене высказываниями членами языкового коллектива.

В речевом общении участвуют говорящий субъект, адресат речи (реальный или потенциальный, единичный или массовый) и то, о чем сообщается.

Принимая во внимание конкретные цели общения, кроме основной функции языка - коммуникативной, выделяют еще и следующие:

- функцию информативную, или сообщения, выражающуюся в передаче некоторого логического содержания;

- функцию воздействия, реализацией которой являются:

а) выражение волеизъявления говорящего; б) сообщение выразительности высказыванию; в) выражение чувств, эмоций.



























3

Глава 2. Речь: виды и формы речи


Речь в традиционном понимании - конкретное говорение, происходящее как в устной, так и в письменной форме. Речь при этом определяется не только как сам процесс говорения, но и результат этого процесса, т.е. и речевая деятельность и речевые произведения, фиксируемые памятью и письмом. Речь обычно характеризуется через противопоставление языку, где язык определяется как система знаков, а речь - реализация данной системы знаков, но в совокупности речь и язык образуют единый феномен языка. Если язык - это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием способ (вид) общения. Речь материальна, воспринимается чувствами‚ (слухом, зрением, осязанием), язык же (система языка) включает в себя абстрактные аналоги единиц речи. Речь конкретна, неповторима, устремлена к определенной цели, обусловлена ситуацией общения, развертывается во времени и пространстве, является видом свободной творческой деятельности.


Примечание: конкретный - вполне определенный, предметный; феномен - то же, что явление; абстрактный – отвлеченный; аналог - нечто, представляющее соответствие другому предмету.



§1. Общая характеристика форм и видов речи


Диалогическая речь - вид речи, при котором происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.

Монологическая речь – вид речи, обращенном к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный). Письменная речь может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.).

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение).

Активная речь – речь, всегда требующая программирования, исходящая из внутреннего замысла человека, предполагает самостоятельный выбор содержания высказывания и отбор языковых средств.

Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.

Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием: например, «речь про себя».





4

§2. Устная речь: ее ведущие признаки


Устную речь нередко характеризуют слова: произносимая, звучащая, говоримая.

Какое из этих определений, на наш взгляд, более точно обозначает суть устной речи?

Непосредственность живого общения делает устную речь несколько нестройной: человек и мыслит, и говорит одновременно, да и форма выражения мысли его не особенно беспокоит – он уверен, что, если не поймут, переспросят. К тому же при устном общении во многом «помогают» жесты, мимика, а иногда и предметы, находящиеся в поле зрения говорящих. Даже заранее подготовленная устная речь в ходе произнесения может претерпевать целый ряд изменений, вызванных конкретной ситуацией, когда говорящий будет вынужден перестроиться, направить речь в «стихийное» русло.

Языковые черты устной речи обусловлены ее непосредственностью. В устной речи словоупотребление свободнее, чем на письме – говорящий по своему усмотрению «наделить» слово каким-то значением, применимым только к данному случаю. Словарный состав устной речи невелик, из грамматических форм наиболее часто употребляются местоимения, частицы, именительный и родительный падежи существительных. Наблюдается синтаксическая неполнота конструкций. Фразы по ходу речи могут перестраиваться, отсюда – паузы с различным наполнением, добавлением, вставки, разрывы словосочетаний, перерастание одного синтаксически незавершенного предложения в другое. Порядок слов в устной речи отражает последовательность формирования мысли, главное в высказывании выделяется интонационно. В устной речи возможны неосознанные, а потому и некорректируемые ошибки.


Итак, устная речь – это живая речь, которая не только произносится. Звучит, но – главное – создается в считанные секунды, в момент говорения, на глазах у всех. Это – творимая, говоримая речь.


























5

§3. Письменная речь


Письменная форма речи используется в условиях непрямого контакта: момент создания текста не совпадает с моментом его восприятия. Таким образом, письменная речь – речь, графически закрепленная. Она предварительно обдумывается, ее фрагменты можно неоднократно копировать (тиражирование, чтение). Смысл письменной речи формируется в определенной последовательности вокруг тех или иных тематических центров высказывания. Интонация на письме передается знаками препинания.

Для письменной речи характерно преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов и др. Синтаксические конструкции усложнены, порядок слов строго подчинен логике.



3.1. Основные жанры письменной речи


Аннотация – краткая характеристика книги, статьи в виде перечня главнейших вопросов: аннотация статьи, монографии.

Выписка – выдержка из текста, цитата, то, что выписано из произведения, документа: делать выписки из статей.

Заметка – 1. Краткая запись о чем-либо: заметка в блокноте, делать заметки для памяти; 2. Краткое сообщение в печати: газетная заметка.

Изложение – пересказ чего-либо (обычно письменно) своими словами: изложение своими словами.

Комментарий – толкование, объяснения к тексту: комментарий к статье.

Конспект – краткое, письменное изложение содержания чего-либо: конспект лекции, конспект статьи.

Обобщение – общий вывод, сделанный в результате изучения частных явлений: перейти к обобщениям.

Описание – сочинение, изложение, в котором описывается что-либо: описание эксперимента.

Письмо – 1. Средство общения с помощью графических знаков, позволяющее фиксировать речь при передаче ее на расстоянии; 2. Написанный текст, посылаемый кому-либо для сообщения чего-либо.

План – определенная последовательность, краткая программа изложения чего-либо: план статьи.

Резюме – краткое изложение речи, статьи, краткий вывод.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи (статей), а также доклад с таким изложением: написать реферат статьи.

Рецензия – критическая оценка научного, художественного и др. сочинения, спектакля, фильма: рецензия на спектакль.

Статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале, газете: статья на тему…

Тезис – 1. Основная мысль, положение, доказываемое в каком-либо сочинении, в речи: выдвинуть тезис; 2. Тезисы (мн.ч.) – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции: тезисы доклада.






17,19

Глава 3. Текст как ведущая единица словесной коммуникации


Текст – можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сложных синтаксических целых, фрагментов, разделов и.т.д.


Рассмотрим основные признаки текста, осмысление которых важно для развития навыков связной речи.

  1. Тематическое единство текста. Оно выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи и с коммуникативной установкой (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.

Проанализируем следующий текст- отрывок из романа М.О. Ауэзова «Путь Абая»:


«Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара. По ее лесистым склонам, покрытом богатой растительностью, протекает бурная река. Тал, осина, кривая горная береза стоят здесь в пышном наряде полного расцвета. Здесь сочные пастбища, привольные места. Издавна обосновавшиеся здесь бокенши и борсаки никому не уступали их».


В тексте, состоящем из 47 слов, слово Карашокы употребляется только один раз, но у нас нет сомнений в том, что речь идет именно о вершине Карашокы. Такую уверенность нам придает употребление вместо предмета речи (Карашокы) соотносительных с ним местоименных слов «ее», «здесь». Повторяемые слова, последовательно проводимые через тот или иной ряд предложений, «сшивают» этот ряд предложений в единое целое.

Тематическое единство текста находит выражение в заголовке, который обозначает предмет высказывания или коммуникативную установку автора. Заголовок, его наличие или потенциальная его возможность – один из существенных признаков текста, с этим признаков связан другой – завершенность текста. В приведенном в качестве примера тексте нет заголовка, но заголовок нетрудно сформулировать: «Вершина Карашокы».

Обозначение темы нередко содержится в начальном предложении (в начальных предложениях). Так, в первом предложении рассматриваемого текста «Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара» уже обозначен предмет высказывания – в этом предложении использованы слова, которые непосредственно связаны с темой. Дальнейший отбор языковых средств связан с развитием мысли, выражаемой в первом предложении, т.е. обусловлен темой текста и коммуникативной установкой автора – задачей сообщения, основной мыслью (идеей) высказывания.

Наш текст представляет собой художественное описание, выполняет важную функцию – создание образной картины природы. Этому способствует подбор определенных языковых средств. В первых двух предложениях дается общая картина природы. Но в третьем предложении усиливается крупный план пейзажа перечислением существительных, обозначающих названия деревьев в форме единственного числа. Текст не просто совокупность предложений, сумма предложений, а целостное сложное образование.

2. Наличие в тексте взаимообусловленных частей. В тексте – в зависимости от его величины – можно выделить главы, разделы, сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство, смысловой кусок).


В письменной речи части текста, как правило, графически выделяются. В устной речи они могут обозначаться более или менее значительными по длительности паузами. Каждая из названных частей (фрагментов текста), обладающая своей особой темой сохраняет смысловую самостоятельность и законченность при извлечении из текста. Минимальным текстом является сложное синтаксическое целое.

3. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – это сочетание нескольких предложений, объединенных по смыслу и синтаксически.

В сложном синтаксическом целом выделяются три структурно-смысловые части: начальная (зачин), средняя (основная разработка темы), концовка (конечная часть). Эти части текста соотнесены друг с другом, т.к. в каждой из них раскрывается часть темы, подтема или микротема. В нашем тексте можно выделить одну микротему: Карашокы, одна из вершин Чингиса, находится неподалеку от зимовки Кодара. Мысль этой микротемы выражена в одном предложении. Микротема (как часть текста) может состоять и из большего количества предложений. Это связано не только с предметом высказывания, но и с величиной текста, в котором она раскрывается. Части текста расположены в логической последовательности друг за другом, как в анализируемом тексте, где невозможно переставить ни одну из имеющихся в нем частей.

4. В организации текста важную роль играют наиболее часто используемые два способа связи, которые определяются как цепная и параллельная.

Цепная связь - структурное сцепление предложений, непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.

Основными средствами связи выступают лексические повторы, лексические и текстовые синонимы, местоимения.


Виды цепной связи

Примеры взаимосвязи предложений

Способы связи

1.Одно из великолепных полотен Кастеева – портрет Амангельды Иманова.

Работа над портретом была затруднена из за отсутствия прижизненных изображений и фотографий («Казахстанская правда»).

Лексический повтор.

2. У Барласа узкая серебряная борода, почтенная внешность и звонкий голос. Он сразу понравился Абаю (М.Ауезов).

Местоименная замена.

3.Как-то в разгар их захватывающей беседы издалека приехали два гостя: старик и юноша. Молодого Абай знал раньше и страшно обрадовался, увидев его (М.Ауезов).

Синонимическая связь.

4.Выпал снег. Чистой, белой скатертью покрылась и отдыхает земля.

Замена слова образным выражением.


Цепная связь – наиболее распространенный способ соединения предложений в тексте.

При параллельной связи структурная соотнесенность предложений выражается в их параллельном отношении, т.е. предложения не развиваются одно из другого, а каждое последующее построено по типу предшествующего. Основные средства выражения параллельной связи – одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм выражения членов предложения, видо-временная соотнесенность сказуемых.