Файл: Otvety_k_ekzamenu_po_dreli-1502.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2020

Просмотров: 1097

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Предпосылки возникновения и развитие ДРЛ. Осн.черты, проблема периодизации.


ДРЛ (XI – XVII вв – формирование государства от Киева до Петра). Глубокий след, богатство и гордость, истоки гражданственности, духовности, патриотизма. Изучать трудно, т.к. все непривычное – собств.законы (как иконопись).

Предпосылки:

1. Письменность (c X в) – новгородские берест.грамоты, библиотека Ярослава Мудрого (X-XI вв).

2. Эконом. и культ. усл. (множество городов, работа монастырей) Писали на пергамЕне(коже) деревян.стилами, естествен.чернила, дерев. Переплет, большой объем, несколько авторов. Древнейшая книга – Остромирово Евангелие.(1056-57).

Разные виды почерка – устав (квадрат, медленно, без пробелов), полуустав (XIV-XV вв, покруглее), скорость (XVI-XVII, мелко, нечетко, быстро), вязь – замысловато.

До 1564 – только рукописные книги, без четкого деления по жанру и тематике.

До XVII – сборники, своды.


Связь с религиозным, деловым и фольклорным началами. Содержание богато. Осн. Тема – величие рус.земли, кот.надо защищать. ДРЛ сохр. события и имена.

Образ простого чел-ка постепенно стал центральным.

Вера, добро, мужество, жизнеутреждающий пафос, единство.

Лихачев: В ДРЛ одна тема – история.

Древнерусский язык = церковно-славянск. + разговорн.


Осн. Черты:

1. Высокая духовность. (милосердия, альтруизм)

2. Историзм (отражение событий) = реализм + религ.фантастика.

3. Воинствующий дидактизм (по Еремину)

4. Этикетность (каноны в приемах)

5. Символичность (природа предсказ.)

6. Традиционность (общие места. повторы)

7. Рукописный характер.

8. Особая система жанров:

- церковные (библия, псалмы, слова, жития, прОлоги, минеи)

- между – хожения.

- светские (повести, сказания, предания, летопись, вирши)

Жития, слова – ушли, другие жанры приспособились (хожения => дневники, поучения => басни), третьи – новое звучание.


ДРЛ – общая для вост.славян. Центр – Киев => Новгород => (XII-XIV) Чернигов, Галич, Рязань, Владимир => (XV) Москва.


Периодизаций др. лит-ры много, но мы пользуемся одной из них:1. Лит-ра Киевской Руси (11 -первая треть 12 века). Этот период характеризуется относительным единством литературы, которое определяется взаимосвязью 2-ух главных культурных центров государства — Киева и Новгорода. Это период ученичества, в роли наставников Византия и Болгария. Переводная литература преобладает. В ней сначала доминируют религиозные тексты, а затем появляется светская литература. Главная тема- тема Русской земли и её положения в семье христианских народов.2. Лит-ра эпохи феодальной раздробленности (вторая треть 12-первая треть 13 в.). Этот период связан с появлением областных литературных центров во Владимире, Ростове, Смоленске и др. наметился процесс «расподобления» стилей русского летописания, агиографии, ораторского искусства. Господствует монументально-исторический стиль в литературе.3. Лит-ра эпохи начала татаро-монгольского ига (вторая треть 13-1380 г.). В этот период основная тема литературы-героическая, а монументально- исторический стиль приобретает трагический оттенок и лирическую взволнованность.


00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000004. Лит-ра эпохи Куликовской битвы (1380-80-е гг. 15 в.). Это время творческих исканий и открытий в литературе, что вызвано подъёмом национального самосознания и возвышением Москвы. Складывается новый нравственный идеал эпохи, что нашло отражение в житиях святых Епифания Премудрого. Растёт интерес читателя к беллетристической и историко-публицистической литературе.5. Лит-ра Московского централизованного государства (конец 15-16 в.). Этот этап характеризовался небывалым расцветом публицистики, т.к. в государстве было множество проблем. Традиция начинает преобладать над новым, литература переживает период нового монументализма, проявляется интерес к биографиям исторических деятелей.6 Лит-ра переходного этапа (17 в.). В этот период происходит столкновение новых и старых принципов художественного творчества. Развитие индивидуального начала видно во всём. После церковной реформы Никона литература разделилась на демократическую и официальную. Стремительно растёт автобиографическое начало, появляется внимание к личности человека.


2. Основные идеи начальной русской летописи.

Уже в названии ("Се повести блаблабла") содержится указание на идейно-тем содержание летописи. В центре внимания - исторические судьбы Русской земли, нач. с момента возникновения и заканч 1м десятилетием XII в. Летописцем руководит высокая патриотическая идея могущества Русской земли, её полит. самост-ти, религ независимости от Византии.

Летописные сказания злободневны (!), исполнены осуждения княжеских усобиц, ослаб могущество Русской земли, призыва блюсти Русскую землю, не посрамить её в борьбе с врагами (первостепенно - с печенегами, половцами).

Определяющей явл тема родины, ведущей в летописи. Интересы родины диктуют летописцу ту или иную оценку поступков князя, явл мерилом его славы и величия.

Далее вдумаемся в заглавие "ПВЛ". "Повесть" - рассказ, т.е. то, что поведано о прошлом Рус земли с целью установить, "откуду есть пошла..блаблабла..княжити". Если работа по сост-ю летописи нач в 30-40е гг, то её создатели выступили не только в кач-ве историков-исслед-й, но и в кач-ве 1х историков-писателей, т.к. требовалось не только добыть мат-л, но и обработать, систематизировать - как бэ "положить по ряду".

Материалом явл устные истор предания, легенды, эпич героич песни, затем письм источники: греч, болгар хроники, агиограф лит-ра.

Идеи. Не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов. Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В «ПВЛ» подчеркивается не только древность славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности. Из летописи видно, как складывается и крепнет Русь, расширяются границы, мрут враги. Летописца заботит судьба всей Русской земли, городов и князей. Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Рассказ о первых русских христианах, о распространении новой веры, стройке храмов, появлении монашества, успехах христианского просвещения занимает в «ПВЛ» центральное место.
С середины XI в. Древнерусское государство начало дробиться на отдельные княжества и земли. Умножились междуусобицы. Все это не могло оставить летописцев равнодушными. Заключительная часть «ПВЛ» пронизана мыслью о необходимости согласия между русскими князями, о том, что взаимная ненависть князей – тяжкий грех, преступление против Господа.
Русская летопись проникнута высокой идеей служения родной земле, заботой о ее благополучии, ревностным отношением к ее чести и достоинству. Призывы постоять за родную землю. Стояние за Русскую землю – до страдания и смерти за нее – неразрывно связывается в летописи с сознанием рыцарской чести и жаждой воинской славы, уважением к традициям отцов и дедов. Проходит настойчивая проповедь братолюбия и единения князей в борьбе с внешними врагами. В летописи нашла свое отражение классовая борьба, происходившая в Киевском государстве. Летописец прямо не высказывает своего отношения к восставшим киевлянам.



3. ПВЛ, её источники, история создания и редакции (по теории Шахматова).

Источники ПВЛ (по Лихачеву).

I. Устные: фольклор, устная лит-ра

1) исторические песни, повести, эпич. героич. песни

2) исторические предания и легенды, местные легенды

3) рассказы Вышаты и его сына Яня Вышатича

4) дружинная поэзия

5) своеобразные сказы, обладавшие диалогической формой

II. Письменные: греческие, болгарские хроники, труды предшественников-летописцев, ист. документы, агиографич. лит-ра.

Легенды, ист. сказания восходят корнями к глубокой древности. Само основание первых городов связано с легендами: построение Киева тремя тратьями – Кием, Щеком, Хоривом и сестрой их Лыбедью. Легенда была записана в VII в. н.э. армянским (!) историком.

Местные легенды связаны с урочищами, могильниками, селами и городами всей великой Русской равнины.

Могильные насыпи издавна связаны у всех народов с ист. преданиями. Выс холмы, насыпавшиеся над могилами вождей, сами по себе свидетельствовали о стремлении сохранить на многие поколения память об умерших. Кроме того, память о погребённых поддерживалась тризнами.

Могилы Аскольда и Дира – завоевание Киева, могила «у Искоростеня града в Деревах» - гибель Игоря, могила Олега – легенда о Вещем Олеге, могила «у града Вручего» - смерть Олега Святославича.

Города и урочища: Новгород, Ладога – Рюрик, Изборск – Трувор, Белозеро – Синеус, Псков – сани Ольги (О_о)

3 поколения летописцев находились в дружественных отн-х с Вышатой и его сыном Янем на протяжении 1064-1106гг.

Вышата – сын новгородского посадника Остромира, автора знаменитого Остромирова Евангелия 1056-57 гг. Остромир – сын новгородскго посадника Константина, Константин – сын Добрыни – будущего героя русских былин Добрыни Никитича. судьба этого рода отражена в летописи. Янь – сын Вышаты.

Их рассказы, неточные хронологически, несут в себе следы сказочных мотивов и героизируют роль Вышатичей, подчеркивают близость к роду киевских князей (советы князьям и т.д.)

Сказания об этом роде были широко известны. В 1128 г., через 22 г. после смерти Яня, летописец привлёк истор. предание о Добрыне для объединения родовой вражды полоцких князей Рогволодовичей с Ярославичами. Родовые предания не были единичными, т.к. князья постоянно вспоминали отцов и дедов своих, считаясь с родовыми традициями.

ПВЛ сохранила содержание неск-х героич. преданий дружинной поэзии. Осн. тема – смелые походы русских дружин на Константинополь. Наход. отражение в летопис. рассказах о походах на Царьград аскольда и Дира, Олега, Игоря, Святослава, о знаменитых пирах Владимира Святославича, о бесстрашном князе Святославе.


История создания и редакции (Шахматов).

Шахматову, выдающемуся русскому филологу, удалось создать наиболее ценю гипотезу о составе, источниках и редакциях ПВЛ. Применён сравнительно-истор метод филологического изучения текста. Работы – Разыскания о древнейших русских летопис. сводах (СПб, 1908) и ПВЛ (1916).


В 1039г. в Киеве учредили митрополию – самостоят. церковную орг-цию. При дворе митрополита был создан «Древнейший Киевский свод», довед. до 1037г. (у меня ошибка в датах? исправьте) По предположению Шахматова, этот свод возник на основе греч. переводных хроник и местного фольклорного мат-ла. В Новгороде в 1036 г. созд. Новгородская летопись, на основе 2х созд. «Древнейший Новгородский свод» в 1050. В 1073 Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составляет «Первый Киево-Печерский свод», куда включил также записи ист. событий, произошедших после смерти Ярослава Мудрого (1054).

На основании «Первого Киево-Печерского свода» и «Древнего новгородского свода» созд. в 1095 «Второй Киево-Печерский свод» (сначала Шахматов наз. его «Начальный свод»). Автор второго свода дополнил свои источники мат-лом греч. хронографа, Паремийника, устными рассказами Яна Вышатича и житием Антония Печерского.

«Второй Киево-Печерский свод» и послужил основой ПВЛ, первая р-ция к-рой была созд. в 1113г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая ред. – игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116г. и третья – известным автором, духовником князя Мстислава Владимировича.

Первая ред. ПВЛ основное внимание в повествовании об ист. соб-х XI-XII вв. уделяла Святополку Изяславичу, умершему в 1113г. Вл. Мономах передал ведение летописи в свой вотчинный Выдубицкий монастырь, где Сильвестр осуществил ред. переработку, выдвинув не 1й план фигуру Мономаха. Несохранившийся текст 1й ред. он реконструировал в своей работе «ПВЛ», 2ю лучше всего сохр. Лаврентьевская летопись, 3ю – Ипатьевская.

Ещё существуют 3 гипотезы: Лихачёва, Истрина и Рыбакова…я рыдалъ и плакалъ, но скрепя сердце продолжаю писать эту муть……

Итак, Истрин. Он считал, что в 1039 при дворе митрополита-грека путём сохранения хроники Георгия Амартола возник «Хронограф по великому изложению, доп. русскими известиями». Выделенные из Хронографа в 1054г., они сост. 1ю ред-цию ПВЛ, а 2я создана Нестором в начале 2го 10тилетия XII в.

Лихачёв. Он отверг возможность сущ-ия в 1039г. «Древнейшего Киевского свода» и связал историю возникновения летописания с конкретной борьбой, к-рую пришлось вести Киевскому гос-ву в 30-50е гг. XIв. против полит. и религ. притязаний Византийской империи.

Рыбаков. Анализируя текст «Нач. рус. летописи», он приходит к выводу, что погодные краткие записи стали вестись в Киеве с появления христ. дух-ва (867г.) при княжении Аскольда. В конце XIв. был создан «Первый Киевский летописный свод», обобщивший разнородный мат-л кратких погодных записей, устных сказ-й. свод был создан при Десятинской церкви. свод кончался прославлением Владимира. В то же время оформился (по мнению Рыбакова) и Владимирский цикл былин, в кот. давалась нар. оценка соб. и лиц, когда в летописи – придворные оценки.


Разделяя т.зр. Шахматова о сущ-ии Новгородского свода, Рыбаков считает, что летопись была создана при участии Остромира.

Рыбаков выдвигает гипотезу об активном личном уч-ии Мономаха в созд-ии 2й Сильвестровой ред. 3ю рец. он связывает с деят-тью сына Мономаха Мстислава Владимировича, к-рый пытался противопоставить Киеву Новгород.



4. Композиция и типы летописн. пов-ния ПВЛ


.По композиции это очень интересное произведение. Оно распадается на 2 части: до 850 г.-условная хронология, а затем-погодная. Также были такие статьи, где год стоял, а записи не было. Это означало, что в этот год не произошло ничего значительного, и летописец не считал нужным это записывать. Под одними годом могло быть и несколько крупных повествований. Также композиционное своеобразие «Повести временных лет» проявляется в соединении множества жанров в этом произведении. Отчасти из-за этого под одним годом иногда помещались сообщения разного содержания. Летопись представляла собой свод первичных жанровых образований. Здесь находим и погодную запись-простейшую и древнейшую форму повествования, и летописный рассказ, летописные сказания.


Во вводной части излагается библейская легенда о разделении земли между сыновьями Ноя — Симом, Хамом и Иафетом — и легенда о вавилонском столпотворении, приведшем к разделению «единого рода» на 72 народа, каждый из которых обладает своим языком. Определив, что «язык (народ) словенеск» от племени Иафета, летопись повествует далее уже о славянах, населяемых ими землях, об истории и обычаях славянских племен.

Точные указания на года начинаются в «Повести временных лет» с 852 г., так как с этого времени, как утверждает летописец, Русь упоминается в «греческом летописании»

Далее в летописи повествуется о важнейших событиях IX в. — «призвании варягов», походе на Византию Аскольда и Дира, завоевании Киева Олегом.

В последующих летописных статьях рассказывается о княжении Олега. Летописец приводит тексты его договоров с Византией и народные предания о князе: рассказ о походе его на Царьград, с эффектными эпизодами, несомненно, фольклорного характера

Олегу наследовал на киевском «столе» Игорь, которого летописец считал сыном Рюрика. Сообщается о двух походах Игоря на Византию и приводится текст договора, заключенного русским князем с византийскими императорами-соправителями

Рассказ о смерти Игоря в летописи весьма краток; но в народной памяти сохранились предания о том, как вдова Игоря — Ольга отомстила древлянам за убийство мужа. Предания этибыли воспроизведены летописцем и читаются в «Повести временных лет» в статье 945 г.

Восторженно изображает летописец сына Игоря — Святослава, его воинственность, рыцарственную прямоту

После смерти Святослава между его сыновьями — Олегом, Ярополком и Владимиром — разгорелась междоусобная борьба. Победителем из нее вышел Владимир, ставший в 980 г. единовластным правителем Руси.