Файл: Радугин А.А. Философия. Курс Лекций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 3049

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая проверка истинности знаний, теорий может но­сить многообразные формы в соответствии с особенностями тех сфер знания, которые требуют данной проверки. Такой формой может быть непосредственная реализация замысла в природной и социаль­ной реальности. В науке формой практической проверки является эксперимент. Для сложных, абстрактных областей познания объек­тивной формой проверки может служить построение модели, моде­лирование.

Итак, введение принципа практики в познавательный процесс позволило Марксу и Энгельсу решить вопрос о тождестве мышления и бытия, соединить теоретический и практический разум, построить «мост» между явлениями и вещью в себе и, таким образом, в опреде­ленной форме разрешить основные проблемы немецкой классической философии.

тема 10

Русская религиозная философия XIX—XX вв.

1. Формирование русской религиозной философии:

славянофильское учение о мессианской роли русского народа и соборности

2. Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология

З. Проблемы веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)

Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влия­нием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает знаменитое «Слово о законе и благодати», в кото­ром развивает богословско-историческую концепцию, обосновываю­щую включенность «русской земли» в общемировой процесс торже­ства божественного света. Дальнейшее развитие русской философ­ской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным в этом смысле является созданное во времена правления Василия III учение игумена Елиазаровского монастыря Филофея о «Москве как третьем Риме».

Оригинальные поиски русской философской мысли продол­жались на протяжении XVI—XVIII вв. Эти поиски проходили в ат­мосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобыт­ность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вто­рая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже дру­гих стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.

Наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40 — 60-х годах XIX в. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую — запад-пики. Идеологию западников поддерживали такие авторитетные мыслители и общественные деятели как В. Г. Белинский, Н. Г. Чер­нышевский, А. И. Герцен. Все они были крупными литераторами, критиками, писали философские произведения. И если бы мы имели достаточное время, то было бы неплохо познакомиться с их фило­софскими трудами. Но мы не имеем возможности это сделать, так как, в противном случае, не успеем познакомиться с оригинальной философской мыслью России. Работы же «западников», в большей мере, воспроизводят уже известные нам идеи крупных западноев­ропейских философов: Белинский — Гегеля, Чернышевский — Фейербаха, Герцен — французских материалистов и т. д.


Формирование русской религиозной философии:

славянофильское учение о мессианской роли русского народа и соборности

Оригинальным русским философско-идеологическим течением является славянофильство А. С. Хомяков (1804 — 1860), Ю. Ф. Са­марин (1819 —1876). Славянофилы опирались на «самобытников», на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытнос­ти и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофи­лов состоит в утверждении решающей роли православия для раз­вития всей мировой цивилизации. По мнению А. С. Хомякова, именно православие сформировало «то исконно русские начала, тот "русский дух", который создал русскую землю в ее бесконеч­ном объеме».

Какие же качества православия дают ему преимущество пе­ред другими религиями? Для ответа на этот вопрос А. С. Хомяков проводит исследования, в которых оценивает роль различных ре­лигий в мировой истории. Он делит все религии на две основные группы: кушитскую и иранскую. Коренное различие между этими двумя группами религий, по его мышлению, определяется не коли­чеством богов или особенностями культовых обрядов, а соотноше­нием в них свободы и необходимости. Кушитство строится на нача-дах необходимости, обрекая его последователей на бездумное под­чинение, превращает людей в исполнителей чуждой им воли. Напротив, иранство — это религия свободы, она обращается к вну­треннему миру человека, требует от него сознательного выбора между добром и злом.

Наиболее полно сущность иранства выразило, по мнению А. С. Хомякова, христианство. Но христианство раскололось на три крупных направления: католицизм, православие и протестантизм. После раскола христианства «начало свободы» уже не принадлежит всей церкви. В различных направлениях христианства сочетание свободы и необходимости представлено по-разному. Католицизм об­виняется славянофилами в отсутствии церковной свободы, посколь­ку там существует догмат о непогрешимости папы римского. Проте­стантизм же впадает в другую крайность — в абсолютизацию чело­веческой свободы, индивидуального начала, которое разрушает Церковность. Только православие, считает А. С. Хомяков, гармониче­ски сочетает свободу и необходимость, индивидуальную религиоз-вость с церковной организацией.

Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, ин­дивидуального и церковного начала служит у славянофилов важ­ным методологическим принципом для разработки ключевого поня­тия их религиозно-философский воззрений — понятия соборности. Определяющим признаком соборности служит принцип «единство во множественности». Понятие «соборный» раскрывает не только внешнее, видимое соединение людей в каком-либо месте, но и посто­янную возможность такого соединения на основе духовной общнос­ти. Соборность проявляется на основе духовной общности. Собор­ность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека:


в церкви, в семье, в обществе, в отношениях между государствами и т. д. Она есть следствие, итог взаимодействия свободного человечес­кого начала («свободы воли человека») и божественного начала («благодати»). Соборность основывается на «безусловных», не зави­сящих от внешних форм выражения истинах, обеспечивающих су­ществование церкви на протяжении всей истории ее развития. Эти истины — не плод рациональных познавательных усилий человека:

а плод духовных исканий людей.

Стержнем всего соборного сознания является Никео-парь-градский символ веры, лежащий в основе вероучения Русской пра­вославной церкви (12 догматов и 7 таинств). Никео-царьградский символ веры был принят на первых семи Вселенских соборах и, сле­довательно, считают славянофилы, выработан соборным сознанием и является внешним выражением этого сознания, его «свидетельст­вом». Славянофилы подчеркивают, что соборность может быть поня­та и усвоена только тем, кто живет в православной «церковной огра­де», то есть членами православных общин, а для «чуждых и непри­знанных» она недоступна. Главным же признаком жизни в церкви они считают участие в церковных обрядах, культовых действиях. В православном культе, по их мнению, воспитываются наиболее важные «чувства сердца». Культ не может быть заменен теоретиче­ским, умозрительным изучением веры. Православное богослуже­ние, утверждают славянофилы, на практике обеспечивает реализа­цию принципа «единства во множественности». Приобщаясь к богу через таинства крещения, причащения, миропомазания, исповеди и брака, верующий осознает, что только в церкви он может в полной мере вступить в общение с Богом и получить «спасение». Отсюда вы­текает стремление к «живому общению» с другими членами право­славной общины, тяга к единству с ними. Вместе с тем, каждый члея церкви, находясь в ее «ограде», может по своему переживать и чув­ствовать религиозные действия, в силу чего имеет место и «множест­венность».

Одной из важных тем размышлений славянофилов была тема гармоничного сочетания соборных истин и рассудочных положений, религиозной жизни и светской философии. Славянофилы подвергли резкой критике распространенный в русском православии тезис о

существовании непримиримого противоречия между религией и философией. Они признавали важную роль в жизни людей рассу­дочного начала, философских исканий и призывали к созданию са­мобытной русской философии как общего основания всех наук и ду­ховного опыта русского народа, ратовали за соединение соборных истин с современным просвещением. Однако, по их мнению, фило­софские размышления полезны лишь постольку, поскольку не стре­мятся господствовать над религиозной жизнью. В тех же случаях, когда происходит выдвижение философии на первый план, соборное сознание подменяется рассудочным: философия призвана служить углублению соборного начала.


Исходя из тезиса о решающей роли соборного начала, славя­нофилы рассматривали и деятельность народа, и великих личнос­тей. Славянофилы, как бы отстраняясь от исторических реалий, рас­сматривают народ как некий постоянный набор идеальных качеств, выделяя в нем некую неизменную «духовную сущность», субстанци­ей которой выступает православие и общинность. Предназначение великих личностей — быть представителями этого народного духа. Их величие, прежде всего, зависит от того, насколько они сумели вы­разить чаяния и стремления народа. Такое понимание роли личнос­ти приводит славянофилов в своеобразной оценке самодержавия. Они считали, что монархия — лучшая форма правления для России. В то же время, по их мнению, царь получил свою власть не от Бога, а от народа путем избрания его на царство (Михаил Романов). Поэто­му для того, чтобы оправдать свое предназначение, самодержец дол­жен действовать в интересах всей земли русской.

Славянофилы отстаивают тезис о принципиальном отличии развития России от всей западной цивилизации. И здесь на передний план выходит религиозное начало. Западные народы, извратив сим­вол веры, тем самым предали забвению соборное начало. А это, в свою очередь, породило недостатки европейской культуры и преж­де всего, распад общества на эгоистических индивидов, преследую­щих свои меркантильные интересы. Россия же, опираясь на право­славную духовную основу, идет своим особым путем, который Должен привести ее к мировому лидерству. Это высокое предназна­чение России необходимо осознавать ее гражданам, ибо «право, дан­ное историей народу, есть обязанность, налагаемая на каждого из его членов». Обращаясь к отечественной истории, славянофилы пыта­лись доказать «всесторонность и полноту начал», на которых строи­лось русское общество. Западные государства, по их мнению, явля­ются искусственными созданиями. Напротив, Россия сформирова­лась органически, она «не построена», а «выросла».

Это естественное органическое развитие России объясняется •славянофилами, тем, что православие породило специфическую со-Цйальную организацию - сельскую общину, «мир». Общинное уст­ройство русской жизни, по мнению славянофилов, является вто-ЬДи..,

рым, наиболее важным, признаком русского народа, определяюще­го его особый путь в историческом развитии. С точки зрения славя­нофилов, сельская община сочетает в себе два начала: хозяйствен­ное и нравственное. В хозяйственной области община или «мир» вы­ступает главным организатором сельскохозяйственного труда решает вопросы вознаграждения за работу, заключает сделки с по­мещиками, несет ответственность за исполнение государственных повинностей и т. д.

В описании сельскохозяйственной общины славянофилами явственно проступает ее идеализация, приукрашивание. Экономи­ческая деятельность общины представляется как гармоническое со­четание личностных и общественных интересов, а все члены общины выступают по отношению друг к другу как «товарищи и пайщики». Вместе с тем, они все же признавали, что в современном им устройст­ве общины имеются негативные моменты, порожденные наличием крепостного права. Славянофилы осуждали крепостное право и вы­ступали за его отмену.


Однако главное достоинство сельской общины славянофилы видели в тех духовно-нравственных принципах, которые она воспи­тывает у своих членов: готовность постоять за общие интересы, чест­ность, патриотизм и т. д. По их мнению, возникновение этих качеств у членов общины происходит не сознательно, а инстинктивно, путем следования древним религиозным обычаям и традициям.

Основываясь на принципиальной установке, что община явля­ется лучшей формой социальной организации жизни, славянофилы требовали сделать общинный принцип всеобъемлющим, то есть пе­ренести его в сферу городской жизни, в промышленность. Общинное устройство должно быть также положено в основу государственной жизни и способно, по их словам, заменить собой «мерзость админис-тративности в России».

Славянофилы верили, что, по мере распространения «общин­ного принципа» в российском обществе, будет все более укрепляться «дух соборности». Ведущим принципом социальных отношений ста­нет «самоотречение каждого в пользу всех». Благодаря этому, в еди­ный поток сольются религиозные и социальные устремления людей. В результате, будет выполнена задача нашей внутренней истории, определяемая ими как «просветление народного общинного начала началом общинным, церковным».

Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология В. С. Соловьев (1853 —1900) -— крупнейший русский философ, зало­живший основы русской религиозной философии. В. С. Соловьев по­пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, долж-до стать христианство. Религиозные мыслители и до, и после Соловь­ева не раз высказывали эту идею, но они, как правило, говоря о хри­стианстве, как основе мировоззрения, подразумевали какую-то одну христианскую конфессию: православие, католицизм или про­тестантизм. Особенность подхода Соловьева заключается в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий. Поэтому его учение носит межконфессиональный, экуменический характер. Другой важной особенностью философии В. С. Соловьева является то, что он попытался включить в христианское мировоззрение но­вейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства. При разработке этой идеи Соловьев отталкивается от славянофиль­ской идеи соборности, но придает этой идее онтологическую окраску, всеохватывающее, космическое значение. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимо­связаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее «вбирает в себя» низшее. Онтологической основой всеединства выступает у Соловьева божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основ­ной принцип всеединства — «Все едино в Боге». Всеединство — это, прежде всего, единство творца и творения. Бог у Соловьева лишен антропоморфных черт. Философ характеризует Бога как «космиче­ский разум», «существо сверхличное», «особую организующую си­лу, действующую в мире ».