ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2020

Просмотров: 277

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


Альметьевский государственный нефтяной институт


Кафедра гуманитарного образования и социологии






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История»

на тему: «Социально-экономический строй в Киевской Руси»





Выполнил: студент группы 31-51

31-51-08

Булатов О.А.

Проверил: Данилова И.Ю.







Альметьевск 2011 год

Содержание




Введение -------------------------------------------------------------------------------------- 3

Глава I. Экономический строй Киевской Руси --------------------------------------- 4

    1. Феодальное землевладение ------------------------------------------------------- 4

    2. Формирование феодальных отношений ---------------------------------------- 5

    3. Денежное обращение и финансы ------------------------------------------------ 7

Глава II. Социальный строй Киевской Руси ------------------------------------------ 10

2.1 Древнерусские село и город ------------------------------------------------------ 10

2.2 Социальные отношения и правовое положение населения----------------- 13

Заключение ---------------------------------------------------------------------------------- 18

Список литературы ------------------------------------------------------------------------ 19






























Введение


В VIII - IX вв. у восточных славян, наряду с распадом родоплеменных отношений, шёл процесс создания племенных объединений, у каждого из которых было своё "княжение".

Образование древнерусского государства произошло в 882 г., князь Олег объединил Новгородские, Киевские и Смоленские земли, провозгласил себя Великим Киевским Князем, объединив тем самым Северную и Южную Русь.

Киевская Русь была одним из самых крупных государственных образований современной Европы - ее площадь составляла свыше 700 тыс. кв. км. Центрами областей - земель были стольные города: Киев, Чернигов, Суздаль, Новгород и др. Плотность населения - была невелика и неравномерна, сообщение между отдельными районами - часто затруднено или зависело от сезонных факторов.

Древней формой, сохранявшейся со времен самоуправления союзов племен, было вече, которое существовало во всех крупных городах Руси, но имело неодинаковое значение. Нередко в городах вече вмешивалось в военные дела, решало политические вопросы. За ним признавали право на утверждение, избрание и даже отказ в княжении, считались в вопросах о войне и мире, оно участвовало в решении хозяйственных и финансовых вопросов городского самоуправления. В Древней Руси вече не имело определенной компетенции, формы представительства и порядка созыва.

Цель моей работы – рассмотреть социальный и экономический строй Киевской Руси

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  1. охарактеризовать феодальное отношение в Киевской Руси;

  2. рассмотреть отношение между сословий;

  3. изучить денежное обращение Древнерусского государства;

Объектом исследования данной работы является Киевская Русь


Предмет исследования – экономика и социальная структура Киевской Руси.

Глава I. Экономический строй Киевской Руси


Феодальное землевладение

Наступление феодализма обусловлено возникновением разделения труда между двумя жизненно важными функциями древнего общества - земледелием и безопасностью (обороной) и характеризуется выделением многочисленных социально-значимых непроизводительных профессиональных групп населения таких как князья, бояре, священнослужители, воины, купцы и др. Драгоценная утварь и произведения художественного ремесла, поступавшие по трансконтинентальным путям из Византии и Европы оседали в сокровищницах знати и монастырей или превращались в личную собственность, а в дальнейшем служили атрибутами светской и духовной власти феодалов.

Феодальное землевладение в Древней Руси осуществлялось следующими способами:

1. налогообложения свободных собственников-производителей (полюдье, дань, оброк и др.);

2. исполнения земледельцами-производителями различных повинностей;

3. непосредственной эксплуатацией зависимого труда (с признаками рабовладения);

4. использованием наемного труда;

5. правом владельца на перераспределение, куплю-продажу, наследование, разрешение межевых споров, отчуждение и т.п.

Сочетание и соотношение приведенных выше факторов могло значительно изменяться для земель (так называли территории и поселения, объединенные по признакам географии и принадлежности племенным союзам), волостей и различных хозяйств - индивидуальных, сельских общин, городских, вотчинных, монастырских и др. - в зависимости от местных условий, отношений и со временем. Наибольшее значение в киевский период как в общем объеме сельскохозяйственного производства, так и в отношении численности связанного с ним населения имело налогообложение свободных общинников - земельная рента.

Отношения феодального землевладения, сложившиеся в киевский период, законодательно отраженные в Русской Правде, оказались чрезвычайно консервативными, носили наследственный классово-сословный характер, но не охватывали всего земледельческого населения - летописи говорят о существовании черносошного крестьянства (люди); а в последующие века - приняли форму государственного крепостного права, пережитки которого сохранились до XX в.

Формирование феодальных отношений

С постепенным развитием хозяйства крестьяне и ремесленники стали производить больше продуктов и изделий, часть которых стали присваивать себе старейшины, военные предводители, дружинники. Они могли теперь .жить за счет труда зависимых от них крестьян и ремесленников.

Крестьяне Древней Руси, или, как тогда говорили, "люди", "смерды", все чаще попадали в зависимость от государственной власти: князья захватывали общинные земли и собирали дань с подвластного населения, со своих "людей". Сбор дани так и назывался — полюдье. Обычно князья отправлялись в полюдье с началом зимы. Во главе сильного отряда дружинников они входили в славянский поселок и требовали дань. Жители — "подданные" князя (от слова "дань") несли ему разное добро; особенно ценился мех куницы, бобра, белки. Несли мед в кувшинах и деревянных ведерках, круги воска и другие продукты своего хозяйства. Жители поселка кормили за свой счет князя с дружиной. Лошадям князя и дружинников надо было давать овса "сколько съедят".


Когда власть князей укрепилась, они стали требовать, чтобы подданные сами привозили дань. Такой способ сбора дани называли повоз. Постепенно количество свободных крестьянских земель уменьшалось, а размеры владений знати росли.

Захватив крестьянские общинные земли, бояре (так называли на Руси знатного землевладельца) оставляли крестьянам небольшие земельные наделы, чтобы крестьяне, работая на феодала, в то же время могли прокормить себя и свои семьи. У крестьянина было свое хозяйство: лошадь или пара волов, орудия труда, изба. В зависимость от землевладельца крестьяне попадали различными путями.

Иногда крестьянин получал от боярина ссуду — по-тогдашнему "купу" — деньгами, зерном, скотом. Такой крестьянин работал на хозяина и назывался "закуп". В других случаях с хозяином заключался договор, или "ряд",-о работе на феодала. Такой работник назывался "рядович". Все зависимые люди, работавшие во дворе феодала, назывались челядью. В их состав входили рабы, их называли холопами. В холопы попадали прежде всего военнопленные. Но иногда и очень бедные смерды продавали себя феодалам в холопы. Женившийся на холопке становился холопом.

Зависимые смерды несли повинности: отрабатывали в хозяйстве феодала (барщина) или платили натуральный оброк. Землевладельцы Древней Руси различались по количеству находившихся в их собственности земли зависимых людей и военных слуг. Устанавливалась система феодальной иерархии, т. е. соподчинения феодалов.

"Великий князь русский" считался владельцем всей земли и государства. Зависимые от него "светлые князья" и бояре владели отдельными княжествами и землями, а также городами. Более мелкие феодалы, в свою очередь зависящие от князей и бояр, владели меньшими городами или отдельными селами. Земельные владения князей и бояр назывались вотчинами (вотчина — владение, передаваемое по наследству от отца). В Западной Европе такие владения назывались феодами, что и дало название эпохе — феодализм.

Обычно в центре вотчины располагался господский двор. Здесь находились жилой дом феодала, помещения для слуг хозяйственные постройки: клеть для хранения зерна хлев и загон для коров и овец, конюшня для лошадей. В каждой вотчине было много слуг, помогавших феодалу управлять хозяйством и держать в повиновении крестьян: огнищанин (старший дружинник, управитель хозяйства), тиун (управитель дома), подъездной (сборщик оброка, дани) и др.

Пахотные земли вотчины состояли из двух частей: на одной велось господское хозяйство, другая делилась на наделы зависимых крестьян. Наряду с передаваемой по наследству существовала и другая форма феодальной собственности: земля давалась князьями своим дружинникам во временное держание за военную службу.

После принятия христианства особым видом феодальной земельной собственности стало церковное и монастырское землевладение.



Денежное обращение и финансы

Во времена союзов племен в качестве средств платежей и их эквивалентов использовались меха. Об этом говорят названия древнерусских денежных единиц: куна (шкурка куницы), ногат (шкурка с четырьмя ногами), веверица (беличья шкурка),- так же впоследствии назывались монеты или весовые единицы серебра, когда-то соответствовавшие по цене меховым изделиям. В киевский период использовали оба значения слов, хотя в действительности к тому времени средством платежа уже служили серебряные (иногда и золотые) монеты и слитки. Своей универсальной денежной единицы на Руси тогда не было.

Первые монеты стран Западной Европы попадают на Русь в 80-е гг. Х в., а их массовый приток сюда начинается в 20-х гг. XI в. Основную часть западноевропейских монет, поступавших на Русь, составляли германские пфенниги, англосаксонские пенни, денарии Венгрии, Чехии и других стран. Денарии, в основном, обращались на территории Северной и Северо-Восточной Руси в XI-начале XII вв., а в юго-западной части Руси, и на Киевщине, их обнаружено сравнительно немного. В самом начале XII в. их ввоз сюда в закончился, однако в незначительных количествах они проникали на Русь вплоть до 40-х гг. XII в.

В конце VIII в. на территорию Восточной Европы в значительных количествах начинает проникать восточная монета - серебряный куфический дирхем Арабского халифата, первоначально соответствовавший норме древнерусской куны (2,73 г.). Они попадали сюда главным образом по Волжскому торговому пути, особую роль на котором играла Волжская Болгария - меньшее значение имел торговый путь по Днепру и Северскому Донцу.

Первые попытки выпуска собственной монеты относятся к концу X-началу XI вв. они были связаны с кризисом серебра на Востоке и прекращением поступления арабских монет на Русь. Финансовая администрация Владимира Святославича (980-1015 гг.), вскоре после крещения Руси в 988 г., впервые предприняла меры для выпуска в обращение универсальной общегосударственной монеты. Однако, эмиссия национальных монет (златников и серебряников) не была постоянной, а продукции эпизодических выпусков оказалось недостаточно для того, чтобы занять заметное место на внутреннем рынке. Ограниченные попытки чеканки собственной монеты предпринимали после Владимира - Святополк Изяславич, Ярослав Мудрый, Михаил Тьмутараканский.

Еще в IX-первой половине Х в. на Руси имели хождение серебряные слитки (гривны) весом в 68,22 г., ареал распространения которых был ограничен близлежащими районами Русской земли. Структура денежного счета, согласно Русской Правде, имела следующий вид:

гривна (68,22 г.) = 20 ногат (3,41 г.) = 25 кун (2,73 г.) = 50 резан (1,36 г.) = 100 или 150 вевериц.

С наступлением феодальной раздробленности развиваются местные денежно-весовые системы, сфера действия которых была ограничена территориями отдельных земель. В XIII в. наряду с названием гривна, для новгородских слитков серебра стало употребляться название рубль, который составлял две полтины (половины). В дальнейшем рубль закрепился как денежно-счетная единица, а позднее стал основной элементом российской денежной системы.


В Русской Правде регламентировано понятие договора (ряда) купли-продажи, займа, кредитования, личного найма, поручения, наследования, хранения. Договора обычно заключались в устной форме в присутствии послухов, на торгу или в присутствии мытника. Исключения допускались лишь для займов в сумме не более 3 гривен: при отсутствии свидетелей для взыскания долга (при отказе должника) кредитору было достаточно принести присягу. Кредит в те времена был связан с обоюдным риском - поэтому деньги часто хранили в тайниках, закапывали в землю и т.п. Купец, ремесленник или смерд, в случае невыполнения долговых обязательств мог потерять свое имущество и превратится в закупа.

Кредит в Киеве был дорог, с него брали большой процент, из-за чего в 1113 году произошло восстание против ростовщиков, после которого Владимир Мономах ограничил ростовщичество. Встречаются также упоминания о ростовщической деятельности монастырей в Новгороде.

Об уровне жизни в Киеве говорит тот факт, что Ярославу удалось найти работников для строительства Святой Софии, лишь предложив платить в день по ногате, на которую тогда можно было купить барана. Для сравнения - низкооплачиваемые наемные работники тогда получали 2-3 ногаты в пересчете на месяц.

В конце Х в. князем Владимиром Святославичем была установлена церковная десятина - право на получение десятой части доходов, которую платили князья и бояре. Она была своеобразной формой распределения феодальной ренты между светской и духовной властью.








Глава II. Социальный строй Киевской Руси



Древнерусские село и город

Большинство древнерусских населенных пунктов являлись селами, где проживали крестьяне-смерды, а также феодалы, являвшиеся владельцами значительной части, земли, Смерды делились на две категории — лично свободных членов сельской общины и феодальнозависимых. Крестьянин - смерд был самостоятельным производителем, имевшим все необходимое для ведения собственного хозяйства.

Семья смерда состояла в среднем из шести-семи человек. Ей принадлежали, кроме жилища, хозяйственные постройки, скот, орудия труда и т. п. Каждый крестьянский двор располагался отдельно. Количество дворов в селах составляло от нескольких до 30. Жили крестьяне общинами, как семейными, которые назывались "печище" или "дворище", так и соседскими. Крестьянская соседская община называлась "миром" или "вервью" и могла состоять и из одного большого села, и из ряда разбросанных поселений (сел и деревень); из больших семей и из мелких крестьянских хозяйств, которые индивидуально обрабатывали землю.

Члены верви были связаны круговой порукой (взаимной ответственностью за уплату дани, за преступления). Кроме смердов-земледельцев, в верви жили и смерды-ремесленники: кузнецы, гончары и др. Они работали главным образом на заказ.