Файл: Государственный внешний долг Российской Федерации, его характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.[2]

1.2. Государственный долг, его виды и факторы воздействия

Современный мир не раз подвергался воздействию финансового кризиса. По мнению экспертов, в основе кризиса обычно лежат долги, которые накапливаются у государств. Поскольку каждое государство имеет определенный уровень расхода денежных ресурсов, может возникнуть ситуация, когда этих ресурсов не хватает, чтобы удовлетворить потребности данной страны, а так же для того, чтобы государство могло выполнять свои функции.

Возникает дефицит государственного бюджета. В такой ситуации государство может привлечь дополнительные средства тремя способами: 

  1. Дополнительная эмиссия денег;
  2. Займы средств у населения собственной страны, т.е. у юридических и физических лиц (внутренний долг);
  3. Займы средств у других государств или у международных организаций финансов (внешний долг). 

Первый способ заимствования средств является денежным или эмиссионным, а последние два способа – долговыми, и в сумме составляют государственный долг.

Другими словами, государственный долг – это сумма всех видов долговых обязательств государства перед различными кредиторами. Государственные займы считаются наиболее экономически оправданным источником покрытия дефицита госбюджета.

Причинами возникновения государственного долга могут быть: увеличение расходов государства без соответствующего роста его доходов, циклические спады экономики, сокращение налогов для стимулирования экономики без одновременного уменьшения государственных расходов. Государственный долг имеет каждая страна. Он необходим, если стране не достаточно собственных средств на быстрый вывод экономики из тяжелого положения или на развитие новых производственных отраслей.


По абсолютной величине трудно оценить влияние долга на экономику страны. Более наглядны относительные показатели, которые рассчитываются по отношению к ВВП или ВНП в процентах. Допустимой нормой считается величина госдолга не более 60% от ВВП. Если темпы роста государственного долга не превышают темпов роста ВВП, положение не критично.

Многие страны имеют специальные службы для управления государственным долгом. Задача таких служб – не допустить, чтобы долг превысил ВНП более, чем в 2,5 раза, так как это представляет серьезную угрозу для стабильности экономики государства. Управление государственным долгом подразумевает следующие меры:

  • использование заимствованных средств с максимальной эффективностью;
  • изыскание средств для выплаты долга;
  • сохранение величины государственного долга на уровне, безопасном для экономики;
  • нейтрализация нежелательных последствий долга.

Среди методов управления государственным долгом применяются следующие:

  • рефинансирование – погашение старой задолженности посредством выпуска новых займов;
  • аннулирование или дефолт – отказ государства от обязательств по долгу; происходит, как правило, вследствие смены государственной власти, когда новое правительство отказывается от обязательств старого, либо в случае финансовой несостоятельности страны;
  • реструктуризация – изменение условий и сроков погашения долга с согласия кредиторов;
  • новация – прекращение действия обязательств между кредитором и заемщиком путем взаимного соглашения, а так же замена старых обязательств на новые, с новыми условиями погашения долгов;
  • унификация – объединение ранее выпущенных займов в один новый для сокращения расходов государства и упрощения обслуживания;
  • конверсия – изменение величины доходности займов; 
  • консолидация – изменение сроков уже выпущенных займов, при этом владельцы облигаций и ценных бумаг продолжают получать по ним доход;
  • отсрочка погашения займа – в отличие от консолидации, в этом случае прекращается выплата доходов владельцам ценных бумаг.

Кроме прочих показателей, так же важна структура государственного долга. Особенностью структуры государственного долга экономически развитых стран является наличие значительного внутреннего долга, что является дополнительным фактором стабилизации и дальнейшего развития экономики.

При этом денежные средства используются эффективно, не ведут к уменьшению национального богатства, а отрицательные последствия в основном перекрываются положительным эффектом экономического развития.


Если внутренний государственный долг означает практически, что нация одалживает средства себе самой, и не оказывает на экономику существенного отрицательного влияния, то внешний государственный долг должен контролироваться, чтобы не ввести страну в зависимость от кредиторов. Часто кредиторы предоставляют средства с условием внесения своих корректив в экономическую политику государства-заемщика.

Рост внешнего долга, как правило, подрывает международный авторитет государства и снижает доверие населения к политике своего правительства. На обслуживание долга идут дополнительные материальные средства, что ведет к росту налогов и ложится дополнительным бременем на население. Как правило, увеличение налогов снижает стимул к труду, инвестированию в экономику, инновациям. Особенно значительных средств требует оплата внешнего государственного долга и процентов по нему.

Последние события в мире показали, что долговые проблемы разных стран оказывают влияние друг на друга: стоит лишь одной из них объявить дефолт, как последует цепная реакция, поскольку величина внешнего долга большинства государств значительно превышает их ВВП. Греция – одна из самых проблемных стран Европы.

Несмотря на возможность смягчения угрожающего ей дефолта усилиями стран Евросоюза, ее долги могут в результате обернуться серьезной проблемой для экономик других стран. Размер внешнего долга Греции составляет по отношению к ВВП 252%, долг на душу населения составляет 38,073 евро.

Ирландия в настоящее время проводит политику экономии госбюджета, вероятность дефолта очень высока, поскольку отношение внешнего долга к ВВП у нее рекордно высокое, более 1000%, на душу населения приходится долг в 390,969 евро. Крупнейшим кредитором Ирландии является Великобритания.

Внешний долг самой Великобритании составляет 436% к ВВП, но, не смотря на это, вероятность банкротства низкая, так как данное государство обладает большим количеством высококачественных активов. Угрозу для финансового благополучия Великобритании составляют проблемы Ирландии, Испании и Италии.

Замедление крупнейшей экономики ЕС, Германии, происходит в основном из-за проблем периферийных стран Евросоюза, которые могут сказаться так же и на мировой экономике в целом. Внешний долг Германии составляет к ВВП 176%. Франция, имеющая вторую по величине экономику в ЕС, по оценкам экспертов, имеет среднюю вероятность дефолта, процент внешнего долга к ВВП - 235%.

Третье место в мире занимает экономика Японии, особенность которой в том, что ее основными кредиторами являются собственные компании и банки. Госдолг Японии - 233% от ВВП, в то время, как внешний – 50% к ВВП. Правительство планирует к 2020 году сделать бюджет префицитным, вероятность дефолта, согласно мнению экспертов, низкая.


Государственный долг России составляет 36,0 млрд. долларов, доля внешнего долга – в пределах 10% от ВВП. Это одно из самых низких значений среди государств. Максимального уровня госдолг России достигал в 1998 году – 146,4 % ВВП.[3]

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

2.1 Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом и возможности его использования на практике

Финансовая нестабильность мировой экономики значительно повлияла на финансовые рынки. Одна из сфер, которая потерпела существенных изменений - это государственный долг.

Существование государственной задолженности – обыкновенное явление во всех странах мира.

Теоретические и практические аспекты государственного долга, его регулирование изучались экономистами разных стран на протяжении столетий. Среди исследователей, которые обращались к тематике государственного заимствования, его роли можем назвать А.Смита, Д. Рикардо, Ф.Кене, Дж.Кейнса, П.Кругмана, украинских экономистов Т.Вахненко, И.Лютого, Н.Зражевскую, С.Марченко, Я.Онищук. 

Существуют разные мнения о значении государственного заимствования, o его позитивной и негативной роли для экономики страны. Например, представители классической политической экономии А.Смит и Д. Риккардо указывали на негативное влияние государственного долга. А.Смит писал, что «политика государственной задолженности постепенно ослабляет страну, которая пользуется ею». В противовес такому мнению, немецкий экономист Вильгельм Вагнер считает, что инвестиции в материальное производство и нематериальные активы необходимо финансировать с помощью государственных заимствований, постоянные же издержки должны финансироваться за счет налоговых платежей. Также Дж. Кейнс предлагал стимулировать потребление путем дополнительных государственных издержек за счет заимствований сбережений частного сектора.


В наше время экономисты понимают, что государственный долг – это большой источник финансового капитала для экономики, будущих инвестиций. 

В тоже время основная проблема государственной задолженности – это ее допустимый размер, который будет безопасным для экономики. В то же время, финансовый кризис показал опасность неэффективного управления государственной задолженностью.

Согласно Маастрихтскому договору, страны-члены Европейского Союза должны удерживать государственный долг на уровне 60%.

Как почти всегда в экономике, в данных государственного долга важны не абсолютные, а относительные значения. К примеру, в случае абсолютного показателя ВВП, Китай находится на втором месте. Однако, стоит разделить его на количество человек (1,371 млрд.), производящих этот ВВП, чтобы оценить эффективность, и КНР уже на 71-ом месте – рядом с Россией.

Относительно пресловутого “госдолга США” работает тот же принцип. Да, долг действительно большой, cейчас он приближается к $20 трлн. Однако при этом и экономика США не маленькая. Размер годового ВВП немногим меньше – $19,3 трлн. Если переводить на человеческий язык – это долг, размером с годовую зарплату, что вполне приемлемо.

По аналогии с зарплатой, долг в 100 тысяч для человека с доходом в 15 тыс. – огромная сумма, а 500 тысяч для человека с доходом в 100 лишь неудобство. Поэтому, для того чтобы оценить долговую нагрузку, экономисты рассматривают отношение государственного долга к ВВП – доходу той или иной страны. Которое, впрочем, тоже ничего не значит.

Небольшой долг может означать, например, как в случае с Венесуэлой, не то, что вы не хотите брать взаймы, а то, что вам не хотят давать.

Таблица 1

Государственный долг стран мира 2017, % к ВВП

Место

Страна

1

Япония

250.91

2

Ливан

147.62

3

Италия

131.71

4

Эритрея

127.5

5

Португалия

127.33

6

Кабо-Верде

122.25

7

Бутан

122.12

8

Ямайка

116.07

9

США

107.48

10

Барбадос

106.58

11

Бельгия

106.52

12

Гамбия

99.24

13

Ливия

98.94

14

Франция

98.84

15

Испания

98.47

16

Сингапур

97.93

17

Мальдивы

95.84

18

Кипр

95.32

19

Ирак

95.22

20

Мавритания

94.58

21

Сан-Томе и Принсипи

93.77

22

Украина

92.31

23

Белиз

92.04

24

Бахрейн

92.01

25

Канада

90.56

26

Хорватия

88.99

27

Египет

88.82

28

Антигуа и Барбуда

88.08

29

Великобритания

87.92

30

Сент-Люсия

87.87

31

Иордания

87.45

32

Ирландия

84.6

33

Австрия

83.85

34

Мозамбик

82.02

35

Словения

81.78

36

Сент-Винсент и Гренадины

81.73

37

Доминика

81.28

38

Бразилия

80.49

39

Гренада

78.26

40

Сербия

77.94

41

Черногория

76.99

42

Шри-Ланка

74.83

43

Венгрия

74.46

44

Киргизия

73.52

45

Гана

72.21

46

Тринидад и Тобаго

69.4

47

Республика Конго

68.99

48

Беларусь

68.89

49

Ангола

68.65

50

Албания

67.77

51

Израиль

67.69

52

Багамские Острова

67.56

53

Малави

67.45

54

Финляндия

66.25

55

Лаос

66.11

56

Германия

65.88

57

Индия

65.56

58

Нидерланды

64.89

59

Вьетнам

64.82

60

Уругвай

64.01

61

Марокко

63.97

62

Пакистан

63.66

63

Того

63.13

64

Сальвадор

61.79

65

Джибути

61.33

66

Аргентина

60.87

67

Мальта

60.78

68

Тунис

59.27

69

Эфиопия

59.03

70

Замбия

58.61

71

Лесото

58.5

72

Сейшельские Острова

58.49

73

Йемен

58.15

74

Пуэрто-Рико

57.7

75

Маврикий

57.56

76

Самоа

57.01

77

Катар

56.38

78

Сенегал

56.22

79

Сент-Китс и Невис

55.98

80

Малайзия

54.96

81

Кения

54.96

82

Мексика

54.89

83

Зимбабве

54.89

84

Таджикистан

54.43

85

Гайана

54.1

86

Польша

52.85

87

Исландия

52.63

88

Судан

52.43

89

Сьерра-Леоне

52.14

90

Центральноафриканская республика

52.11

91

Южно-Африканская Республика

52.11

92

Словакия

51.89

93

Гондурас

49.76

94

Габон

49.52

95

Китай

49.32

96

Армения

48.93

97

Боливия

48.28

98

Колумбия

47.99

99

Нигер

47.85

100

Дания

47.73