Файл: Государственный внешний долг Российской Федерации, его характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отметим, что стран, не имеющих внешнего долга, удивительно малое количество – только три (Бруней, Макао и Республика Палау), в отличие от других государств, которые должны практически всему миру. 

Есть страны, которые являются одновременно и заемщиками, и кредиторами в отношении друг друга. Так почему же они не произведут взаимозачет своих финансовых задолженностей? А вот это зависит не только от политических взаимоотношений между ними, но и от условий кредитного займа – сроков погашения, процентных выплат и т. д. Ведь взаимозачет таких долгов может не только обнулить задолженности, но и серьезно повлиять на оборотные средства государственных финансовых компаний. Такая ситуация в свою очередь может привести к кризису экономики обоих государств. 

США, лидирующая по величине внешнего долга другим странам мира, является должницей Китая, Японии, России, Великобритании, Швейцарии, Тайваню, Бразилии, то есть тем государствам, которые экспортируют нефть, держат облигации, имеют паевые инвестфонды. Но наибольшая задолженность у США перед ФРС – Федеральной резервной системой, которая выполняет функции центрального банка этой страны. 

При достаточно подробном анализе рейтингов можно увидеть, что экономически оправданными являются не внешние займы, а внутреннее заимствование. Этот вариант хорош тем, что долги не увеличат денежную базу, а оборот финансовых средств будет осуществляться только в пределах одного государства. 

Состояние государственной задолженности разных стран ощутило определенные изменения вследствие нестабильности мировых финансовых ринков. Финансовый кризис указал на недостатки организации экономик разных стран, в том числе и проблемы контроля и облуживания государственного долга. Согласно нашему мнению, важной является проблема учета и управления государственной задолженностью, контроля над ведением расчетов по облуживанию государственного долга.[4]

История невозврата долгов суверенными государствами, в том числе иностранным кредиторам, уходит корнями глубоко в античность. За последние двести лет мир пережил пять масштабных и затяжных "дефолтных эпидемий".

История невозврата долгов суверенными государствами, в том числе иностранным кредиторам, уходит корнями глубоко в античность. Причины государственных дефолтов были разными — от чисто экономических, когда заемщик действительно был не в состоянии производить платежи, до политических, когда сильный не платил слабому, либо когда новое правительство отказывалось признавать долги, сделанные предшествующим руководством.


Американские экономисты Кармен Райнхарт из Университета Мэриленда, и Кеннет Рогофф, профессор Гарварда и бывший главный экономист МВФ, в своей работе "Времена меняются: обзор финансовых кризисов последних восьми столетий" отмечают, что в период с 1300 по 1799 год по своим счетам регулярно отказывались платить ведущие западноевропейские страны, включая Францию, Англию, Германию, Португалию и Испанию. Лидером по числу дефолтов за эти пять столетий была Франция, где подобная ситуация случалась восемь раз, в том числе четыре раза в XVIII веке — в 1701, 1715, 1770 и 1788 годах.

За истекшие два века, отмечают Райнхарт и Рогофф, мир пережил пять масштабных и затяжных "дефолтных эпидемий". Первая пришлась на наполеоновские войны, вторая продолжалась с 1820-х по 1840-е годы, третья, начавшись в 1870-х годах, также затянулась на два десятилетия. Четвертая глобальная волна дефолтов, начатая с Великой депрессии, продлилась вплоть до 1950-х годов. Наконец, последняя эпидемия охватила 1980-1990-е годы.

Среди европейских стран, объявлявших банкротство в XIX-XX веках, Австро-Венгрия, которая объявляла дефолт пять раз; Испания, объявлявшая дефолт восемь раз (с учетом еще шести дефолтов, зафиксированных в предыдущие столетия).

Греция дефолт или реструктуризацию долгов проводила за свою современную историю (с 1829 года) пять раз и находилась в этом состоянии, согласно выкладкам Рогоффа, половину всего своего независимого существования.

Кроме того, в XIX веке география государственных банкротств существенно расширилась за счет получивших независимость латиноамериканских стран: Колумбия, Доминиканская Республика, Гватемала и Мексика объявляли дефолт по четыре раза, а Венесуэла — шесть. В 1875 году обанкротилась Оттоманская империя.

Другой известный дефолт XIX века — дефолт, объявленный правительством Египта в 1875 году, после которого зона Суэцкого канала оказалась фактически аннексированной европейскими державами.

В XX веке дефолт объявляли в основном неевропейские страны, хотя Германия, Австрия, Венгрия и Польша каждая пережили его по два раза. 
В январе 1918 года Советская Россия отказалась платить по долгам царского и Временного правительств. Лишь к концу XX века, когда эти долги сильно девальвировались, новое российское государство решило их частично погасить. То же произошло и с советским долгом по ленд-лизу: когда началась "холодная война" правительство СССР прекратило платежи по поставкам американского оружия в годы Отечественной войны; современное российское правительство признало этот долг.


В 1930 году Великобритания отказалась обслуживать свой долг Америке в 14,5 миллиарда долларов. Частично она оправдывала свои действия тем, что ряд правительств американских штатов находились тогда в дефолте по обязательствам перед Великобританией, взятым еще в середине XIX века и существенно превысившим к 1930 году английский долг Америке. Последовав примеру Великобритании, долги Первой мировой не вернули Америке также Франция и Италия. На Германии лежал долг по выплате репараций (в международном праве возмещение государством в силу мирного договора или иных международных актов ущерба, причиненного им государствам, подвергшимся нападению), тянувшийся со времен Версальского договора 1919 года. Правительство Гитлера в 1933 году от их выплаты отказалось, но послевоенное правительство Аденауэра вновь признало их, и в 1953 году ФРГ обязалась выплатить их после воссоединения Германии.

Однако, став единой, в 1990 году Германия на 20 лет реструктуризировала эти долги. 

Турция, Бразилия и Перу оказывались в прошлом столетии неплатежеспособными по пять раз, Коста-Рика и Гватемала — по шесть. Нигерия, несмотря на недолгую историю (она получила независимость в 1960 году), успела обанкротиться пять раз.

Последний всплеск дефолтов был отмечен в 1990-е годы, когда по обязательствам в национальной валюте дефолт объявляли 12 стран, в том числе Ангола (1992-1997), Аргентина и Бразилия (1986-1990), Венесуэла (1995-1998), Хорватия (1993-1996), Шри-Ланка (1996). В 1998 году дефолт объявила и Россия.

Государства-должники, особенно обремененные большими внутренними долгами, часто вместо отказа обслуживать долг прибегали к девальвации национальной валюты. Эта мера фактически аналогична "частичному дефолту" по внутреннему долгу. Так, в частности, поступили Аргентина в 1991 году, Мексика в 1994 году, Индонезия и Южная Корея в 1997 году.

По оценкам рейтингового агентства Standard & Poor's, в 1997 году в состоянии дефолта по своим долговым обязательствам (как банковским, так и облигационным) находилось 37 стран. К ноябрю 1998 года в состоянии дефолта находилась 31 страна.

Самым катастрофическим оказался дефолт в Аргентине в 2001 году, который привел к смене нескольких правительств, погромам и мародерству в городах этой страны.

В сентябре 2003 года Аргентина объявила о дефолте по долгам МВФ. Правительство страны решило отложить платежи в размере 2,9 миллиарда долларов, мотивируя это угрозой для резервов Центрального банка. Отказ Аргентины платить по долгам стал самым крупным дефолтом в истории МВФ.


В декабре 2008 года президент Эквадора Рафаэль Корреа объявил о том, что страна отказывается платить 30,6 миллиона долларов процентов по глобальным облигациям. Ранее Эквадор уже отказывался платить по своим обязательствам в 1980-1990-х годах.

Эксперты отмечают, что значимых экономик, ни разу не объявлявших дефолта по внешнему долгу, очень мало — среди них США, Канада, Австралия, Новая Зеландия; скандинавские страны и Бельгия в Европе; Гонконг, Малайзия, Сингапур, Тайвань в Азии.

В истории США было два эпизода (в 1790 и 1933 годах), когда правительство не платило полностью по долгам, хотя и не допустило дефолта в техническом смысле этого термина. В обоих случаях инвесторов в американские ценные бумаги вынудили согласиться на выплату долга с дисконтом. 

Еще один редкий исторический казус показывает, что даже минимальная задержка с выплатой долга грозит США непропорционально большим ущербом. В 1979 году США из-за технической ошибки допустили "мини-дефолт" по облигациям на 122 миллиона долларов (это лишь одна сотая процента от всей суммы тогдашнего долга в 800 миллиардов). Но стоимость заимствований в тот год выросла на 0,6%, или на шесть миллиардов долларов.

2011 год стал для США годом обострения проблем с государственным долгом. Из-за отсутствия решения по максимальному уровню госдолга, который был превышен в мае, страна фактически балансировала на грани дефолта и кризиса. Однако 2 августа 2011 года президент США Барак Обама подписал одобренный обеими палатами конгресса закон о повышении потолка госдолга, компромиссный вариант которого был разработан лишь 31 июля — за два дня до "часа X" — 2 августа, когда Америке при отсутствии решения по госдолгу пришлось бы объявить технический дефолт.

Почему госдолг США не может расти бесконечно?

В случае если расходы бюджета США превышают его доходы, американское государство выпускает долговые облигации – трежери. Необходимую сумму в бюджет, Штатам дорисовывает ФРС, которой взамен созданных из воздуха долларов и отдаются долговые облигации. Потом Федрезерв продает эти трежери Центральным банкам разных стран и частным инвесторам.

Это суть существующей системы.

Список главных держателей долговых бумаг США выглядит так:

1. Китай.

2. Япония.

3. Великобритания.

4. Швейцария. И так далее.

Россия в этом списке сегодня на седьмом месте.

Долговые бумаги США, мол, самые надежные, вот все и любят их покупать. Пусть процент небольшой, зато есть уверенность в надежности размещения денег.


Отлично, пусть все дело именно в надежности. Давайте представим себе ситуацию: есть надежный банк, любая другая структура. И она, эта структура, готова привлечь ваши деньги. Взять их у вас в долг, а взамен дать вам долговую расписку, по которой вы получите небольшой процент через некоторое время. При этом структура эта очень надежна. Всегда выполняла свои обязательства.

В этом случае, выгодно ли, разумно ли дать этой структуре деньги в долг?

А вот теперь задам вам один ключевой вопрос: а надо ли давать этой структуре в долг, если у вас самих нет денег?

Вопрос этот звучит странно. Если денег нет, то и давать в долг, вроде бы нечего. Так?

В обычной жизни так и есть. А вот в современной мировой экономике все по-другому.

Дело в том, что большинство основных кредиторов Соединенных Штатов… сами являются должниками!!!

Стали бы вы в обычной жизни брать в долг в одном банке, чтобы дать в долг другому? При том, что возьмете вы в долг под 5%, а взаймы дадите под 2%?

Ведь та самая надежная структура, которая никогда никого не обманывала, пользуясь своей репутацией, ПЛАТИТ МИНИМАЛЬНЫЙ % на свои долговые облигации.

Гособлигации США считаются очень надежными, поэтому % по ним небольшой. Вот Греция, она считается ненадежным кредитором, поэтому ее долговые бумаги сейчас уже дошли до 30% годовых.

Кто сможет объяснить, в чем будет бизнес, если брать под большой % и давать в долг под маленький? Бизнеса не будет. Будет только убыток. И неважно, насколько надежен тот, кому вы дали в долг в таком варианте. У вас неизбежно будет убыток.

Даже если вы сами очень надежный заемщик, и вам дают в долг ровно под такой же %, под какой вы потом эти деньги дадите в долг другой структуре, то и тогда ничего кроме геморроя вы такими операциями не заработаете.

А все «цивилизованные страны» действуют именно вопреки здравому смыслу.

Великобритания, Япония, Швейцария, Греция и другие страны Запада покупают американские долговые обязательства.

При этом у них у самих огромный государственный долг. Намеренно не хочу грузить читателя цифрами, потому, что важно просто понять принцип этого круговорота абсурда.

Только один пример – США должны Швейцарии порядка $740 млрд., при этом сама Швейцария должна уже в свою очередь $1,3 трлн.

То есть Швейцария берет в долг, чтобы львиную долю этих денег …дать в долг США.

(В процентном отношении долг кредиторов США иногда даже более «тяжелый», чем у Штатов. Госдолг США –около 98% ВВП, Великобритания – 416%, Швейцария – 271%.).