Файл: Государственный внешний долг Российской Федерации, его характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иными словами, Великобритания, Япония, Швейцария, Греция и другие страны Запада берут в долг, выпускают свои долговые обязательства, чтобы на полученные покупать долговые бумаги США. Все берут в долг, чтобы дать в долг Соединенным Штатам.

Зачем?

Это и есть круговорот абсурда. Никакой экономикой, никаким здравым смыслом это все объяснить невозможно.

А теперь, собственно говоря, о том, почему госдолг США не может расти вечно.

Это невозможно, потому, что в мире существует такая наука – математика. Госдолг США и расходы по его содержанию стали расти огромными темпами.

«За 10 лет, начиная с 2000 года, прирост долга США оказался больше, чем прирост за 60 лет с 1940 года по 2000 годы включительно».

Грубо говоря, сейчас государственный долг США увеличивается за год на сумму, для увеличения которую раньше уходили десятилетия!

Это значит, что весь мир должен все больше и больше покупать трежерей. Каждый год все больше. А это невозможно – в мире просто нет столько денег. Даже если вся Россия и вся Саудовская Аравия начнут добывать нефть круглыми сутками. Без отдыха и перерыва. То все равно в мире не смогут всю ее переработать, произвести из нее что-то, продать это что-то, потребить полученное, а на вырученные деньги всем странам дружно купить очередную порцию сверхнадежных американских бумаг.

Поэтому размер госдолга имеет большое значение. Триллион долларов только на бумаге не сильно отличается от 20 или 30 триллионов. Для мировой экономики это совершенно разные величины.

Проблема в том, что скупать долговые бумаги США во все возрастающем объеме мир не может физически. Нет столько денег, нет столько свободных денег. Даже брать в долг уже стало сложно, потому, что все Западные страны должны друг другу, покупают друг у друга долговые обязательства, чтобы потом полученные деньги дать в долг США.

У кого нет денег, а у кого нет и политического желания продолжать такие покупки.

Китай, Россия и некоторые другие страны, начинают вести более независимую политику. В первую очередь – они уже не горят желанием также активно покупать трежери, как это делали ранее.

Что делать, если ваши долговые расписки не выкупаются в нужном, полном объеме?

Покупать их самому. И друзей попросить.

Именно поэтому список основных кредиторов Штатов изменился за последнее время. Россия с третьего места ушла на седьмое, а на эту «бронзу» пришла Великобритания. Изо всех сил помогающая своему американскому партнеру.

Но все же список главных кредиторов США, который обычно публикуется – неверный.


Почему?

Потому, что главным кредитором США является ФРС.

На сегодняшний день, как сказали в «Евроньюс», «ФРС и частным инвесторам принадлежит 70% американского долга».

Куда интереснее было бы узнать, какая часть госдолга США сегодня реально принадлежит  одному Федрезерву. «Без частных инвесторов».  Процентов 35-40%?

Поскольку Великобритания, Япония и дружественная Швейцария, как их ни напрягай, уже ФИЗИЧЕСКИ не могут выкупить весь необходимый объем американских облигаций, то потихонечку это делает ФРС.

Так вот, процент госдолга США в руках  Федрезерва, будет все время расти. ФРС будет само выкупать американские облигации и становится держателем все большего % американского госдолга. Причем, процесс этот будет идти по нарастающей. И очень быстро – математика не дает другой возможности.

В конце концов – когда ФРС станет владельцем 95% долга США, доллару вполне может придти конец, как мировой валюте.

Потому, что долларовый поток, на 95% будет замкнут внутри коридора США – ФРС, и не будет попадать в мировую экономику.

Вот в таком царстве абсурда мы и живем, благодаря банкирам, создавшим частные ФРС и Банк Англии. Но только признаваться самим себе в этом готовы далеко не все жители нашей планеты.[5]

2.2 Проблема внешнего государственного долга Российской Федерации в современных условиях

Подавляющее число стран испытывает недостаток в собственных ресурсах для осуществления социально-экономических преобразований, покрытия дефицита бюджета и  осуществления внутренних вложений, поэтому многие страны прибегают к внешним источникам финансирования, отсюда и возникает государственный долг.

 Проблема внешнего государственного долга России является достаточно серьезной, если рассматривать ее с точки зрения перспектив развития экономики нашей страны и укрепления, а также улучшения, своих позиций в мировой хозяйственной системе.

Актуальность данной темы определяется тем, что большая величина  государственного долга России негативно влияет на состояние федерального бюджета, стабильность национальной валюты, инвестиционный  климат и способствует усилению зависимости страны от других государств, что в свою очередь ограничивает возможность проведения самостоятельной внешней политики с целью удовлетворения собственных интересов. В данной работе будет проанализировано текущее состояние государственного внешнего долга России, а также намечены возможные пути решения данной проблемы.


Внешний государственный долг — суммарные денежные обязательства государства, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Именно внешний государственный долг представляет большую опасность для страны.

Вплоть до 2014 года внешний долг нашей страны стремительно рос, затем наблюдается понижательная тенденция. На рисунке 1 представлена динамика внешнего долга России в последние годы.

Рисунок 1. Динамика внешнего долга России  в 2015-2017 гг.

Составлено по данным ЦБ РФ[6]

Из рисунка видно, что вплоть до января 2017 года в целом сохранялась данная тенденция, но к 1 апрелю 2017 года величина внешнего долга вновь возросла и составила 529,7 млрд долларов, увеличение в абсолютных значениях составило 16,2 млрд, а в относительных – 3,1%. Рост внешней задолженности в целом наблюдался по всем секторам, что можно увидеть на рисунке 2. Данное изменение, в свою очередь, было обусловлено переоценкой долговых обязательств, номинированных в национальной валюте, в условиях укрепления российского рубля.

Рисунок 2. Изменение внешней задолженности России по секторам

Составлено по данным ЦБ РФ[6]

Наибольшее увеличение составила статья «прочие секторы» в размере 8016 млн долларов США, или на 2,4%. Без изменений, соответственно, остался долг бывшего СССР, который с каждым годом уменьшается.

Внешний долг России почти на 67% представлен статьей «прочие секторы», что включает в себя долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования, кредиты и депозиты, долговые ценные бумаги, торговые кредиты, задолженность по финансовому лизингу и прочая задолженность. Крайний срок погашения по которым в соответствии с прогнозами специалистов наступит лишь в 2043 году, то есть практически основную часть долга Россия погасит не скоро.

Конечно, если рассмотреть отношение российского долга в процентах к ВВП, то по итогам 2016 года данный показатель составляет всего лишь 17% ВВП [5], эта сумма кажется небольшой, а на фоне мировых долгов – вообще ничто. Данные по другим странам представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Отношение внешнего долга к ВВП разных стран мира в %


        Составлено по данным «Внешний долг стран мира»[2]

Видим, что страной с наибольшим процентом долга к ВВП является Люксембург. Долг Японии составляет 46% к ВВП, что также достаточно большой показатель, если сравнивать его с российским показателем. Именно поэтому в целом текущая ситуация считается нормальной. Конечно, падение цен на нефть, до сих пор продолжающийся конфликт с Украиной, ограничение доступа российских корпораций к мировым рынкам капитала, ослабление рубля и другие проблемы не позволяют быстро сокращать внешний долг.

Сравнивая государственный долг России с другими странами, мы видим, что внешний долг нашей страны значительно ниже, чем в других странах.

Но есть еще одна проблема: в России функционирует большое количество компаний, у которых долги достаточно велики как по отношению к выручке, так и по отношению к ВВП. По подсчетам некоторых экспертов суммарная величина внешнего госдолга России и долгов госкомпаний уже сопоставима с внешним долгом США.

По прогнозам специалистов, наша страна с каждым годом будет сокращать внешний долг, но наблюдая за текущей ситуацией в стране, любой гражданин нашей страны видит, что курс «рубль — доллар» все еще велик [1].

 Основной причиной сложившейся ситуации является до сих пор не выработанная продуманная политика, которая обеспечила бы доступ к долгосрочным финансовым ресурсам. Ведь у нас в стране большая часть средств из бюджета идет на внешние выплаты государственного долга, что в свою очередь негативно сказывается на бизнесе, который нуждается в поддержке со стороны государства.

На наш взгляд, политика по управлению государственным долгом должна достигнуть 2 цели: разработать программу по финансированию дефицита бюджета и способствовать развитию внутреннего финансового рынка. Для реализации этих целей необходимо:

  • расширить перечень государственных долговых документов, номинал которых бы индексировался в соответствии с динамикой инфляции;
  • разработать программы сотрудничества с международными рейтинговыми агентствами с целью обеспечения нашей страны новейшей и ежедневно обновляющейся информацией о текущей и прогнозируемой экономической ситуации;
  • расширить каналы коммуникации с международными инвесторами;
  • обеспечить привлечение денежных средств на краткосрочный период для бесперебойности платежеспособности федерального бюджета;
  • обеспечить осуществление мер, предусмотренных стратегией «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ на период 2016–2018 годов»:
  • обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг, финансовой доступности и повышение финансовой грамотности населения РФ;
  • дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке;
  • развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования и активное использование отечественных финансовых институтов;
  • совершенствование регулирования финансового рынка, в т.ч. применение пропорционального регулирования, оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансового рынка;
  • подготовка квалифицированных кадров для финансовых институтов;
  • совершенствование механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке;
  • совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка [4].  

Таким образом, проблема внешнего государственного долга является чрезвычайно важной для нашей страны еще со времен СССР. Несмотря на то, что с каждым годом величина госдолга уменьшается, экономическая ситуация в стране не улучшается, поэтому для решения этой проблемы государству необходимо разработать продуманную долгосрочную программу, обеспечивающую не только рациональное и продуманное погашение внешнего долга, но и поддержать бизнес, достойное функционирование которого обеспечивает рабочие места для граждан нашей страны.


 

Заключение

В заключение курсовой работы можно сделать вывод о том, что современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Общее макроэкономическое развитие в значительной степени зависит от формирования доходов и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов и характеристик государственного долга. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. Все поставленные задачи курсовой работы изучены и выполнены, цель исследования ясна и выявлена.

Государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста.

Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие в зависимости от экономического цикла. Прежде чем делать выводы относительно характера влияния государственного долга на экономическое развитие, следует осуществить соответствующие просчеты и анализ. Должны быть просчитаны (проанализированы) кратко-, средне- и долгосрочные последствия государственных заимствований на макроэкономическое развитие. Государство может регулировать состояние бюджетного дефицита и государственного долга при помощи различных инструментов государственно-долговой политики: повышением налогов, рефинансированием государственного долга и монетизацией бюджетного дефицита.