Файл: Реформа электроэнергетики в России ().pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В перспективе развитию ВИЭ будет способствовать совершенствование технологий по снижению издержек их использования. Однако в ближайшие десятилетие для внедрения таких технологий сохранится потребность в государственной поддержке.

В более отдаленной перспективе необходимо обеспечить проведение новой электрификации страны на базе прорывных технологий в потреблении, централизованной и распределённой энергогенерации и внедрения современных процессов интеллектуализации энергетических систем.

Заключение

На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

Электроэнергетика – важнейшая инфраструктурная часть экономики, обеспечивающая производство электроэнергии; крупнейший потребитель топливных ресурсов с набольшими возможностями их взаимозамещения, играющий ведущую роль в формировании топливно-энергетичсского баланса страны и регионов; сложнейшая техническая система с жесткими законами функционирования и высокой централизацией оперативно-диспетчерского управления процессами производства и передачи электроэнергии; а также – это большая экономическая система, объединяющая множество хозяйствен­ных субъектов различных форм собственности. Любые просчеты в этой области имеют тяжелые, непоправимые последствия.

Сложившиеся ситуация в Российской энергетике говорит о необходимости реформирования всей энергетической отрасли. Государственное регулирование цен, привило к необоснованному росту производственных затрат. Энергетики не заинтересованы в снижении издержек. Тариф, устанавливаемый региональной энергетической комиссией, не покрывает всех затрат регио­нальных энергоком­паний, многим из них не хватает средств даже на то, чтобы под­дер­живать систему в рабочем состоянии. А это в свою очередь приводит к низкой инвестиционной привлекательности. Неплатежи, а также то, что АО-энерго и РАО «ЕЭС России», зачастую бывают вынуждены поставлять электроэнергию на условиях бартера, что приводит к нехватке наличных денежных средств в системе в целом. В результате ‑ ухудшение финансового состояния компаний, ухудшение техничес­кого состояния оборудования. Уже сейчас возникают проблемы из-за износа оборудования. В дальнейшем же деградация оборудования будет стремительно увеличиваться. Вследствие чего, может возникнуть вопрос о энергобезопасности страны. Это также приводит к «отпугиванию» потенциаль­ных инвесторов.


Текущее положение дел не устраивает ни одну из сторон, ни потребителей, ни энергетиков, ни государство. Потребители не довольны тем, что с каждым годом цена за электричество возрастает, а им никто не может гарантировать надежного и бесперебойного энергоснабжения. РАО ЕЭС находится в плену у правитель­ства, владеющего контрольным пакетом акций, государство регулирует деятель­ность энергохолдинга и устанавливает цены на его услуги и продукцию. Государ­ство же в свою очередь недовольно необоснованному росту издержек, которые им приходится покрывать.

Всё это указывает на то, что уже сейчас необходима структурная перестройка всей системы. Существует множество моделей реформирования, применяемые в разных странах. Наиболее удачной, на мой взгляд, является скандинавская. Но не одна из моделей не может гарантировать успех.

Прежде всего, необходимо тщательно разработать законодательную и нормативную базу. Для эффективной работы электроэнергетики необходимо обеспечить оптимальный баланс межотраслевых, системных и корпоративных требований, в полной мере отражающих интересы двух основных сторон, вовлеченных в процесс управления: государства и бизнеса. При этом необходимо учитывать значительные различия между требованиями государства и бизнеса к управлению функционированием и развитием отрасли, которые предполагают разные подходы к организации оперативно-хозяйственной и перспективной деятельности в электроэнергетике.

Правительство уже предприняла шаги, начав реформу энергети­ки. В результате реформирования появится свободный рынок и конкуренция в сфере генерации, транспортировки и сбыта электроэнергии. Цены будут устанав­ливаться на основе спроса и предложения на рынке, а конкуренция будет способ­ствовать к сокращению издержек, вводу новых технологий (что приведет к снижению себестоимости электричества), и к стремлению предлагать более выгодные и удобные условия энергообеспечения.

Во многом успех реформы будет зависеть и от рядовых потребителей. Необходимо понять, что электричество – это товар, за которое нужно платить, и которое надо ценить, бережно относится к природным ресурсам. К сожалению, мы привыкли к тому, что электричество – социальное благо, которое не обязательно беречь, и к тому, что отключение электричества – обыденное дело. К сожалению, и энергетики не чувствуют ответственности перед потребителями. Начавшееся реформа должна изменить эти представления. Результаты же мы увидим уже через 2-3 года.


Библиография

  1. Дьяков А.Ф. Сохранение Единой электроэнергетической системы России в условиях приватизации. М.: МЭИ, 2002.
  2. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена Правительством РФ 28.08.2003 // Cобрание законодательных актов Российской Федерации. Еженед. журнал. № 36. 2003.
  3. Об основных итогах деятельности Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации в 2000 г. и задачах на ближайшую перспективу // Вестник ФЭК России. 2001. № 1-3.
  4. Кузовкин А.И. Энергетический кризис и энергореформа в России: конкуренция вместо надежности // Проблемы прогнозирования. 2013. № 2.
  5. Кузовкин А.И. Реформирование электроэнергетики и энергетическая безопасность. (Сер. «Экономика современной России»). М.: ОАО «Институт микроэкономики», 2006.
  6. Стиглиц Дж. Е. Ревущие девяностые. Семена развала. М.: Современная экономика и право. 2005.
  7. Кудрявый В.В. Первостепенное внимание надежности энергоснабжения // Вестник ФЭК России, 2003, № 4.
  8. Российский статистический ежегодник, 2005: Стат. сб. М.: Росстат, 2006.
  9. Energy Balances of nonOECD Countries. 2001-2002. «OECD» IEA, 2004.
  10. Страны мира 2001. Стат. справ. ООН. М.: Весь мир, 2003.
  11. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986.
  12. Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика (Сер. «Зарубежный экономический учебник»). М.: Дело, 2000.
  13. Энергосистемы и их автоматизация, 2000, № 8.
  14. Energy Prices and Taxes: Quarterly Statistics. 2005. Second Quarter. OSCD International Energy Agency (IEA), 2005.
  15. Волконский В.А., Корягина Т.И. Современная многоярусная экономика и экономическая теория. М.: Институт экономических стратегий, 2006.
  16. Aldrich H.E. Organizations and Environment. Englewood Cliffs. N.Y. 1979.
  17. Волконский В.А., Корягина Т.И., Пирогов Г.Г. Крупные корпорации: враг рынка или его опора? // Деловой мир, 1995, 29 мая, 4 июня.
  18. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
  19. Гелбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976.
  20. Королькова Е.И. Тенденции в развитии теоретических подходов к регулированию естественных монополий // Экономический журнал ВШЭ. Т. 3, 2, М., 1999.
  21. Волконский В.А., Кузовкин А.И. Оптимальные тарифы на электроэнергию инструмент энергосбережения. М.: Энергоатомиздат, 1991.
  22. «Оценка собственности», материалы оценочной компании «Консалт Трейд» (http://phpwebsite.appstate.edu)
  23. «Шоковая терапия для России», “The Economist”, Великобритания, 3 сен­тября 2002г.
  24. «Интерфакс», 9 октября 2002г.
  25. «Эксперт», 14 октября 2002г.
  26. «Комерсантъ», 10 октября 2002г.
  27. Материалы сайта РАО «ЕЭС России» (http://www.rao-ees.ru)
  28. Веселов В.Ф. Реформи­ро­ва­ние электроэнергетики и проблемы раз­ви­тия генерирующих мощностей, Институт Энергетических иссле­до­ва­ний РАН
  29. Материалы сайта MarketSurveys (http://www.marketsurveys.ru)
  30. «Промышленные ведомости» (http://www.derrick.ru)
  31. «Мировой опыт реформирования электроэнергетики», «Независимая га­зе­та», 23 марта 2001г.
  32. «Современное состояние и перспективы развития энер­ге­ти­ки мира», «Теп­лоэнергетика», №5 1999г., №.9 1998г.
  33. Министерство энергетики Российской Федерации, URL: http://www.minenergo.gov.ru