Файл: Реформа электроэнергетики в России ().pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Из всех отраслей хозяйственной деятельности человека энергетика оказывает самое большое влияние на нашу жизнь. Тепло и свет в домах, транспортные потоки и работа промышленности – все это требует затрат энергии. Наличие света и тепла в домах, детских садах, школах и больницах, вопрос не только социальный, он - самый, что ни на есть политический. Потребности в энергии продолжают постоянно расти. Наша цивилизация динамична. Любое развитие требует, прежде всего энергетических затрат и при существующих формах национальных экономик многих государств можно ожидать возникновения серьезных энергетических проблем. Просчеты в этой области имеют серьезные последствия.

Сложившиеся ситуация в Российской электроэнергетике говорит о необходимости реформирования всей отрасли. Если имеющаяся тенденция будет усиливаться, Россия в скором времени столкнется с энергетическим кризисом. А это нанесет отрасли почти непоправимый финансовый урон, и вообще может встать вопрос об утере энергобезопасности страны.

В курсовой работе объектом исследования является энергетическая отрасль в целом, и в России в частности, монополистом в которой является РАО «ЕЭС России». Предмет исследования – реформа энергетики. Цель работы заключается в исследовании и анализе проводимых реформ в электроэнергетической отрасли. Для достижения поставленной цели рассматриваются проводимые реформы в мире и в России, исследуются статистические показатели, анализируются различные направления реформ и результаты реформирования. На протяжении всей работы нередко выс­ка­зывается личное мнение по рассматриваемой проблеме.

В первой части курсовой работе рассматривается общая ситуация в мире (производство энергии, объемы мировой торговли, тарифы на топливо и электроэнергию), перспективы мирового рынка, и анализируется опыт реформ в различных странах мира (Германия, Англия, Аргентина, и т.д.).

Во второй части рассматривается общая ситуация энергетики в России, объясняются причины реформы, и анализируется проведенная ранее и проводимая в настоящее время реформы, а также основные направления реформы. Приводится статистическая информация и структура РАО «ЕЭС России»

При написании работы были использованы материалы периодической печати, статистическая информация и материалы глобальной сети Internet.


1. Мировая Электроэнергетика

1.1 Цели, принципы и задачи государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации

Электроэнергетика – базовая инфраструктурная отрасль практически любой экономики, продукцией которой пользуются все остальные отрасли и население. В России ее стержень составляет Единая электроэнергетическая система (ЕЭС).

В плановой экономике размещение электростанций и пропускная способность линий электропередачи во многом обусловливались нерыночными факторами. Кардинальная трансформация, произошедшая в стране в последние годы, сопровождалась и реформированием энергетики. В этих целях учреждено РАО «ЕЭС России» как холдинг с контрольным пакетом акций у государства, владеющий АО-энерго (региональные электроэнергетические системы) и АО-электростанциями. На основе объектов, принадлежащих холдингу, создан федеральный рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), разделенный на семь тарифных зон в соответствии со структурой диспетчерского управления. Его участниками являются АО-энерго, АО-электростанции, АЭС и ограниченное число крупных потребителей. На данном уровне реализуется около 30% электроэнергии. Остальная ее часть продается на региональных рынках, образованных АО-энерго. Государственное регулирование тарифов на электроэнергию и мощности на ФОРЭМ осуществляется Федеральной энергетической комиссией (ФЭК), на региональных рынках – аналогичными местными структурами (РЭК).

Целями государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации являются: ресурсное и инфраструктурное обеспечение экономического роста, с одновременным повышением эффективности производства и потребления электроэнергии. Реформа электроэнергетики должна обеспечить энергетическую безопасность государства, предотвращение возможного энергетического кризиса и повышение конкурентоспособности российской экономики.

Реформирование электроэнергетики Российской Федерации должно осуществляться с учетом состоявшейся приватизации и основываться на следующих принципах:


  • выделение естественно монопольных составляющих отрасли (передача электрической энергии и диспетчеризация) в самостоятельные виды деятельности, регулируемые государством;
  • демонополизация и развитие конкуренции в секторах производства и сбыта;
  • обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре рынка всем производителям и потребителям электроэнергии;
  • сохранение технологического единства электроэнергетической системы страны;
  • обеспечение устойчивой, надежной и бесперебойной работы электроэнергетики;
  • обеспечение полной финансовой прозрачности деятельности рынков электроэнергии и деятельности предприятий регулируемых секторов электроэнергетики;
  • гарантии защиты прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований.

Успешное проведение реформы электроэнергетики требует от государства решения следующих основных задач:

  • создание конкурентного рынка электроэнергии, с охватом всех регионов России, в которых организация рынка технически реализуема и экономически целесообразна;
  • создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния предприятий отрасли;
  • стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;
  • создание привлекательного инвестиционного климата в электроэнергетике и привлечение значительного объема инвестиций для замещения выбывающих вследствие изношенности генерирующих мощностей, модернизации и реконструкции отрасли;
  • обеспечение доступности электроэнергии как важнейшего условия повышения уровня и качества жизни граждан, создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения на период реформирования;
  • поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования между различными регионами и группами потребителей электроэнергии;
  • сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики, включающей системообразующие сети и диспетчерское управление;
  • развитие экспортного потенциала электроэнергетики;
  • демонополизация рынков топлива для тепловых электростанций;
  • создание нормативно-правовой базы реформирования отрасли и ее работы в новых экономических условиях;
  • реформирование системы органов государственного регулирования, управления и надзора электроэнергетики, уточнение их статуса и компетенции.


1.2 Мировые тенденции в электроэнергетике

В последние годы в электроэнергетике России происходят радикальные преобразования: формируется новая нормативно-правовая база и система регулирования, меняется структура отрасли, постепенно формируется конкурентный рынок электроэнергии. Тем самым Россия становится на путь большинства развитых государств, которые проводят в настоящее время или уже провели реформы в электроэнергетике, стремясь приспособить ее к условиям современной экономики.

Необходимость перемен в электроэнергетике стала очевидной в конце прошедшего столетия. До 1990-х гг. в большинстве стран мира эта отрасль относилась к естественным монополиям. Вертикально-интегрированные компании (совмещающие производство, передачу и сбыт электроэнергии) имели узаконенную монополию в национальных масштабах или в масштабах отдельных регионов. Тарифы на их услуги обычно устанавливались или ограничивались государством. Такая система долгое время вполне удовлетворительно обеспечивала нужды экономики. Однако в условиях значительного удорожания углеводородного топлива (с 1970-х гг.) и опережающего роста потребления электроэнергии прежние монополии оказались недостаточно эффективными. Они часто не успевали реагировать на изменение спроса, им слишком дорого обходилось поддержание существующих мощностей и ввод новых. При этом любые дополнительные расходы таких компаний включались в их тарифы и автоматически ложились на потребителей. Положение осложнялось тем, что во многих странах было ужесточено экологическое законодательство, что требовало ускоренной модернизации энергетических мощностей - едва ли не главных загрязнителей окружающей среды.

Либерализации электроэнергетики способствовали различные процессы, в том числе, происходящие вне этой отрасли:

1. Развитие газотурбинных технологий, наряду с увеличением объема добычи природного газа и снятием в некоторых странах ограничений на его использование для производства электричества, привело к распространению высокоэффективных и относительно недорогих технологий генерации.

2. Возросшие требования к энергоэффективности и «экологической чистоте» производства подталкивали к модернизации энергетических мощностей и развитию сетей.

3. Развитие сетей, и, прежде всего межсистемных связей (магистральных линий высокого напряжения между ранее замкнутыми энергосистемами), а также информационных технологий, средств учета и контроля, способствовало увеличению и усложнению энергопотоков, создавало новые возможности для конкуренции между оптовыми поставщиками энергии.


4. Все большая экономическая и политическая интеграция регионов и соседних стран (в частности, государств Евросоюза, Северной Америки) также способствовала развитию оптовых рынков электроэнергии.

В результате некоторые государства начали пересматривать свое отношение к естественной монополии в электроэнергетике, стали допускать в этой отрасли элементы конкуренции. Это достигалось либо разделением монополий, с выделением из них конкурирующих компаний, либо допуском в отрасль новых участников - независимых производителей электроэнергии, либо и тем и другим. Новая структура отрасли требовала и новых правил игры. Чтобы независимый производитель был действительно независимым и имел возможность продавать свою электроэнергию, ему был необходим доступ к инфраструктуре транспортировки электроэнергии, возможность самостоятельно устанавливать цены. Необходимые для этого нормы были предусмотрены в законодательстве ряда государств. В результате в некоторых странах появился свободный рынок электроэнергии, цены на котором устанавливались на основе спроса и предложения. Впервые конкурентный рынок заработал в 1990 г. в Англии и Уэльсе, а режим неограниченной конкуренции на оптовом рынке электроэнергии впервые в истории был введен в 1991 г. в Норвегии [2].

При всем различии моделей отрасли и путей ее реформирования в Европе, США и ряде других регионов мира осуществляются схожие шаги по либерализации электроэнергетики: разграничение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (генерация, сбыт) видов деятельности, демонополизация отрасли с параллельным развитием антимонопольного регулирования, введение для независимых поставщиков электроэнергии недискриминационного доступа к инфраструктуре, либерализация рынков электроэнергии. Тем не менее, государств, полностью открывших рынок для конкуренции, не так много, к ним относятся Швеция, Норвегия, Финляндия, Великобритания, Новая Зеландия и ряд других. К подобным же стандартам стремится Европейский Союз в целом, законодательство которого требует полного открытия к 1 июля 2007 г. национальных рынков электроэнергии большинства стран членов этой организации [9]. Развитие конкурентных оптовых рынков на всей территории страны также является одним из приоритетов энергетической стратегии США. В ряде регионов этой страны уже действует конкурентный оптовый рынок электроэнергии, во многих штатах осуществляется либерализация розничной торговли электроэнергией.