Файл: Обращения с денежной наличностью на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. 3. Ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в организации ООО «Альфастрой» проводят инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка [19]. Общий порядок проведения инвентаризации имущества организации изложен в ст.12 Закона о бухгалтерском учете и детализирован в Методических указаниях о проведении инвентаризации имущества и обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Инвентаризация денежных средств в кассе проводится раз в месяц.
Перед проведением ревизии руководитель издает соответствующий приказ, в котором указывается состав ревизионной комиссии и сроки проведения ревизии. Такой приказ оформляется ежегодно, как правило, в начале года (и такой вариант представляется наиболее целесообразным), поскольку состав комиссий не может оставаться неизменным в течение длительного периода времени: кто-то из членов комиссии увольняется, кто-то уходит на пенсию или в декретный отпуск. Конечно, такие перемены могут произойти и в течение года. Тогда руководитель издает отдельный приказ об изменении (изменениях) в персональном составе инвентаризационных комиссий.
Согласно п. 2.4 Методических указаний инвентаризационная комиссия строго соблюдает организационные моменты проведения инвентаризации, а именно:
- перед началом проверки получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств;
- председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "__________" (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным;
- получает расписки от материального ответственного лица о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
После этого комиссия приступает к непосредственной проверке фактического наличия имущества при инвентаризации путем обязательного подсчета.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц [20].
При инвентаризации кассы проверке подвергаются: кассовая книга, отчеты кассира, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, журнал регистрации доверенностей, журнал регистрации депонированных сумм, журнал регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, оправдательные документы к кассовым документам.


При проверке кассовой книги необходимо комиссия обращает внимание на следующие требования:

- правильность подсчета итогов страниц книги и переноса сумм остатков наличных денег с одной страницы на другую;

- кассовая книга должна быть прошнурована, пронумерована и опечатана сургучной или мастичной печатью.

Проверяя полноту и своевременность оприходования денежных средств, полученных с расчетных счетов в банках, члены инвентаризационной комиссии применяют метод взаимного контроля. При этом методе сравниваются суммы, отраженные в ведомости по дебету счета 50 "Касса", с данными журнала-ордера по кредиту счета 51 "Расчетный счет". Эти суммы должны совпадать. Также сравнивают соответствие записей в Главной книге по счету 50 "Касса" и в оборотной ведомости (журнале-ордере N 1). В случаях обнаружения расхождений их сопоставляют по приходным кассовым ордерам, выпискам банка, отчетам кассира, корешкам чеков, а при необходимости проверяют непосредственно в банке.

Проверку оприходования наличных денег, полученных из банка, следует проводить не только по корешкам чеков, но также и по выпискам банка. Если на них имеются следы подчисток, исправлений, а также при расхождении сумм остатков следует получить в банке выписку из расчетного счета и сверить записи в бухгалтерии с данными выписки.

Списание денежных средств проверяют по документам, приложенным к кассовым отчетам. При этом обращают внимание на четкое оформление документов: имеются ли расписки получателей, нет ли на них следов подчисток и исправлений.

Кроме перечисленного, в ходе инвентаризации кассы члены инвентаризационной комиссии контролируют:

  • установлен ли лимит остатка наличных денежных средств в кассе;
  • есть ли факты несоответствия даты в расходных кассовых ордерах и даты фактической выдачи денежных средств;
  • правильность корреспонденции счетов по кассовым документам;
  • своевременность депонирования невыплаченных сумм заработной платы.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

Результаты инвентаризации наличных денежных средств и документов в кассе оформляются актом инвентаризации наличных денежных средств по форме № ИНВ-15, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.98г.№ 88, в котором приводятся объяснения кассира о выявленных нарушениях и резолюция руководителя о дальнейшем решении по результатам инвентаризации. Акт инвентаризации кассы составляется в двух экземплярах, подписывается инвентаризационной комиссией и материально-ответственным лицом и доводится до сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, а второй остается у материально-ответственного лица.


Выявленные при инвентаризации излишки денежных средств в кассе принимаются к учету и отражаются в составе внереализационных доходов.

По результатам инвентаризации оформляют следующие бухгалтерские проводки:

50/1

91/1

300

Выявлены излишки денежных средств при инвентаризации кассы

94

50/1

300

Выявлена недостача денежных средств при инвентаризации кассы. По недостающим денежным средствам и документам отражается их фактическая стоимость и учитываются этом счете до момента принятия решения по списанию возникшей недостачи.

50/1

73/2

300

Выявленная недостача денежных средств при инвентаризации кассы возмещена виновным лицом

91/2

94

300

Во взыскании недостачи с материально ответственного лица отказано судом и ее списание осуществляется на финансовые результаты организации.

Пример. В процессе инвентаризации кассы в ООО "Альфастрой" инвентаризационная комиссия пересчитала деньги в кассе и сверила полученную сумму с данными кассовой книги. Кроме денег комиссия проверила сохранность денежных документов.

Члены комиссии заполнили типовой бланк по форме N ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств". В акте они указали, сколько наличных денег, ценностей и других документов находилось в кассе ООО "Альфастрой" в момент проведения ревизии. Главный бухгалтер фирмы указала в акте стоимость ценностей в кассе по данным бухгалтерского учета. Здесь же указывают номера последнего на дату ревизии приходного и расходного кассовых ордеров.

В результате инвентаризации была выявлена недостача, в связи с чем на оборотной стороне, в строке «Объяснения причин излишков и недостач», ответственный за сохранность ценностей кассир организации, объяснила причины нарушения: «Недостача денежных средств в кассе организации в сумме 2000 руб. (две тысячи руб.) возникла в результате предоставления наличных денег заимообразно коммерческому агенту организации на срок до 4 декабря. Признаю необоснованность документального оформления расходования денежных средств из кассы и незаконность данной операции. В дальнейшем обязуюсь не допускать подобных нарушений Порядка ведения кассовых операций».

Руководитель ООО "Альфастрой" принял решение - удержать сумму недостачи с материально ответственного лица. Свое решение руководитель зафиксировал на также оборотной стороне акта.


Результатом проведения инвентаризации денежных документов, находящихся в кассе служит заполнение инвентаризационной описи по форме N ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности»

2.4. Совершенствование учета денежных средств на предприятии ООО «Альфастрой»

При оценке системы бухгалтерского учета денежных средств ООО «Альфастрой», можно отметить, что ведение учета в целом соответствует существующему законодательству, учетная политика регулирует постановку и порядок ведения бухгалтерского учета на предприятии, от ее содержания зависит порядок ведения всего учета на предприятии, от которого зависит дальнейшее положение предприятии.

Однако при более детальном рассмотрении порядка учета денежных средств в кассе предприятия обнаружились некоторые нарушения, в частности:

  • Прилагаемые к расходным и приходным кассовым ордерам документы не погашаются  штампом  «оплачено». Это является нарушением пункта 20 «Порядка ведения кассовых операций в Российской федерации», (утвержденным Решением Совета Директоров Центрального Банка России 22.09.1993 г. N 40), в котором указано, что приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года).
  • прием и выдача денег по кассовым ордерам производится в день отличных от их составления – нарушение пункта 19 «Порядка ведения кассовых операций в Российской федерации», (утвержденным Решением Совета Директоров Центрального Банка России 22.09.1993 г. N 40);
  • Не составляется реестр депонированных сумм. В соответствии с пунктом 18 «Порядка ведения кассовых операций в Российской федерации», (утвержденным Решением Совета Директоров Центрального Банка России 22.09.1993 г. N 40). Этот пункт указывает на то, что по истечении установленных пунктом 9 сроков оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий кассир должен:

…б) составить реестр депонированных сумм…

  • Имеются случаи подписи руководителем и главным бухгалтером незаполненных чеков и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке. В соответствии с пунктом 8 «Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации», утв. ЦБ РФ 03.10.2002 №2-П и  Письма ГУЦБ РФ по СПб от 07.12.2007 №24-1-19/12788, от 28.08.2002 №24-01-19/628 категорически запрещается подписывать чек до заполнения.

В связи с выявленными нарушениями и в целях совершенствования учета денежных средств и контроля за ведением кассовых операций рекомендуется работнику, выполняющему обязанности кассира, более ответственно подходить к выполнению своих должностных обязанностей, в которых предусмотрена ответственность за нарушение кассовой дисциплины [21].

Заключение

Данная курсовая работа посвящена учету наличных денежных средств. В процессе ее написания была сделана попытка, проанализировать задачи, которые должен выполнять бухгалтерский учет по операциям с денежными средствами кассе организации.

Требования по оперативности к учету денежных средств выше, чем к другим видам учета. Все это придает особое значение учету денежных средств, их сохранности, законности ведения кассовых операций, поэтому детальный и оперативный учет движения денежных средств с максимальным уровнем детализации крайне необходим.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Учетной политикой организации и законодательными, нормативными, методическими и организационными документами.

Для осуществления наличных выплат и приема наличных денег на предприятии создан специальный участок бухгалтерии – касса. Её возглавляет кассир – материально-ответственное лицо, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. В полном соответствии с «Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий» (Приложение № 3 к Порядку ведения кассовых операций) руководителем предприятия были созданы все необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств.

В кассе предприятия находятся наличные деньги в пределах лимита, установленного обслуживающим данное предприятие учреждением банка по согласованию с руководителем ООО «Альфастрой».

Все наличные денежные средства, превышающие лимит кассы, кассир сдает в банк по объявлению на взнос наличными.

Кассир, использует в работе унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88:

  • оформляя прием или выдачу денежных средств из кассы приходные (форма N КО-1) и расходные (форма N КО-2) кассовые ордера;
  • для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов платежных (расчетно-платежных) ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и др. - журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3);
  • поступление и расходование денежных средств кассир учитывает в кассовой книге (форма N КО-4), оформленной надлежащим образом;