Файл: «Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таких целей можно выделить четыре:

  1. снижение налогового бремени
  2. упрощение налоговой системы
  3. равномерное распределение налогового бремени
  4. повышение эффективности системы сбора налогов

Из четырех налогов, введенных в действие Законом № 118-ФЗ, непосредственное влияние на деятельность коммерческих банков оказывали только два: НДС и единый социальный налог, но с 01.01.2010 года ЕСН утратил силу.

Известно, что налогообложение воздействует не только на достижение важнейших финансовых целей банка (увеличение чистой прибыли и стоимости), но и на управление доходами, расходами, прибылью и капиталом, а опосредованно и на другие направления финансового менеджмента банков (формирование банковской политики, управление кредитным портфелем, портфелем ценных бумаг и т. д.).

Налогообложение выступает одним из факторов, влияющих на финансовые потоки банка, и государство должно учитывать это при разработке налоговой стратегии в целях обеспечения устойчивого функционирования банковского сектора. Вместе с тем динамичное развитие экономической ситуации и высокая конкуренция в банковском секторе требуют учета налоговых факторов и на микроуровне.

Банк, кроме учета налоговых аспектов в управлении своей деятельностью, несет и налоговую ответственность:

  • при не уплате налоговых отчислений и выплат в бюджеты всех уровней;
  • при неисполнении банками запросов налоговых органов;-за непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;
  • за предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями;
  • при открытии счета организациям, индивидуальным предпринимателям без предъявлении свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
  • при не сообщении в налоговый орган об открытии или закрытии счёта организации, индивидуального предпринимателя в пятидневный срок.

Значительную долю в налоговых доходах государства составляют поступления от коммерческих банков.

Выводы:

Таким образом, выходом из сложившейся ситуации может стать снижение налоговых ставок. Однако следует повысить при этом штрафные санкции за уклонение или неуплату налогов. Сделать это нужно таким образом, чтобы платить налоги стало выгоднее, чем уклониться от налога и заплатить санкции которые в два или три раза выше налогов.


Глава 2. Актуальные вопросы Имущественного налогообложения банков

2.1. Порядок уплаты банками налога на имущество

Обязанность банков по уплате на территории Российской Федерации налога на имущество организаций предусмотрена гл. 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, обязателен к уплате и взимается на территории соответствующего субъекта на основании регионального закона о налоге, установленного в рамках гл. 30 НК РФ. [3]

Установление налога и форм отчетности

Законодательные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в законах о налоге вправе:

- устанавливать ставку налога, которая не может превышать 2,2%, вплоть до нулевой ставки;

- устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории налогоплательщиков (в том числе по отраслевому признаку, статусу организаций), по видам имущества;

- определять сроки уплаты налога. При этом уплата авансовых платежей для отдельных категорий налогоплательщиков в течение налогового периода может не устанавливаться;

- не устанавливать отчетные периоды по налогу;

- устанавливать дополнительные льготы по налогу. [14.C.32]

Положения гл. 30 Налогового кодекса Российской Федерации имеют прямое действие и применяются на всей территории России непосредственно.

Положения региональных законов о налоге на имущество организаций применяются только на соответствующей территории субъекта Российской Федерации и не должны противоречить нормам НК РФ. [3]

Расчет налога банком

Установленный гл. 30 НК РФ механизм расчета налога на имущество предусматривает:

- выделение объектов налогообложения в пределах субъекта Российской Федерации по местонахождению банка, отделения банка с балансом, а также по местонахождению объекта недвижимого имущества, собственником которого является банк, находящегося вне местонахождения банка или его отделения с балансом;

- определение остаточной стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, по правилам бухгалтерского учета в Российской Федерации;

- исчисление налоговой базы: расчет среднегодовой стоимости имущества;


- расчет средней стоимости имущества по окончании отчетных периодов;

- расчет авансовых платежей по налогу по окончании отчетных периодов и расчет налога по итогам налогового периода;

- исполнение порядка уплаты суммы налога в бюджет по месту нахождения банка, отделения банка с балансом или объекта недвижимого имущества. [21.C.65]

Объект налогообложения налогом

Объектом налогообложения для российских организаций, включая банки, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению (п. 1 ст. 374 НК РФ). [3]

В целях налогообложения банки обязаны вести учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Состав объекта недвижимого имущества для целей налогообложения должен определяться по данным проектной документации и технического паспорта на объект недвижимого имущества с учетом последующих капитальных вложений. При этом, если внеплановая техническая инвентаризация не проводилась, по заявлению собственника в состав объекта недвижимого имущества включаются не внесенные в технический паспорт результаты выполненных на объекте и принятых в установленном порядке капитальных работ, изменяющие технические или качественные характеристики данного объекта, учитываемые при формировании остаточной стоимости объекта недвижимого имущества в соответствии с п. 27 ПБУ 6/01 (см. Письмо Минфина России от 30.10.2007 N 03-05-06-01/125).

Основы бухгалтерского учета в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" [4] (далее - Закон N 129-ФЗ), основной целью которого является обеспечение единообразного подхода к ведению учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых всеми экономическими субъектами.

При этом полномочия по обеспечению общего методологического руководства бухгалтерским учетом в Российской Федерации закреплены п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ за Минфином России, а в части кредитных организаций - за Банком России.

Кроме того, Законом N 129-ФЗ предусмотрено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые Банком России, которому предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина России.


Правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации Банк России устанавливает в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". [1]

Напомним, что Порядок ведения бухгалтерского учета кредитными организациями на территории Российской Федерации (далее - Порядок) установлен вступившим в силу с 1 января 2008 г. Положением Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации". В соответствии с Порядком основными средствами признается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, используемого в качестве средств труда для оказания услуг, управления кредитной организацией, а также в случаях, предусмотренных санитарно-гигиеническими, технико-эксплуатационными и другими специальными техническими нормами и требованиями (п. 2.1 Порядка). [22.C.54]

Следует учитывать, что объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности (п. 2.11 Порядка).

Для учета на балансе банков движимого и недвижимого имущества в качестве объектов основных средств предназначены счет 604 "Основные средства" и счет 608 "Финансовая аренда (лизинг)", а также счета амортизации основных средств.

Поэтому достаточным условием для налогообложения при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций является принадлежность актива к основным средствам, учтенным на названных счетах бухгалтерского учета. [25.C.63]

В этой связи необходимо обратить внимание на Разъяснения Минфина России от 14.08.2009 N 03-05-05-01/47, связанные с признанием объектом налогообложения капитальных затрат в арендованные объекты недвижимого имущества.

Минфин России разъяснил, что п. 2.1 Приложения 10 Порядка установлено, что к основным средствам относятся также капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора.

Согласно п. 8.4.4 Приложения 10 Порядка капитальные вложения в арендованное имущество отражаются в бухгалтерском учете в порядке, установленном для учета операций по созданию и приобретению основных средств.

При соблюдении условий, предусмотренных п. 2.1 Приложения 10 Порядка, эти капитальные вложения учитываются как отдельный объект основных средств с ежемесячным начислением амортизации по нормам, рассчитанным исходя из срока полезного использования объекта, установленного в соответствии с п. 6.9 Приложения 10 Порядка. Поэтому введенные в установленном порядке в эксплуатацию капитальные вложения в арендованные основные средства подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.[11]


Если произведенные арендатором капитальные затраты в арендованные основные средства не могут быть признаны собственностью арендатора, то при вводе их в эксплуатацию они списываются на соответствующий счет учета расходов (расходов будущих периодов по другим операциям) и, следовательно, в этом случае не подлежат налогообложению. В том случае, если указанные капитальные вложения будут возмещены арендодателем, до момента возмещения их следует учитывать на балансовом счете 60312 "Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями". [23.C.60]

Налоговая база

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (ст. 375 НК РФ). [4]

Первоначальная и остаточная стоимость имущества

При формировании остаточной стоимости основных средств следует иметь в виду, что п. 1.6 Приложения 10 Порядка определено, что первоначальной стоимостью имущества, приобретенного за плату, в том числе бывшего в эксплуатации, признается сумма фактических затрат кредитной организации на приобретение, сооружение (строительство), создание (изготовление) и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. При этом установлено, что конкретный состав затрат на сооружение (строительство), создание (изготовление), приобретение имущества (в том числе сумм налогов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами Минфина России. [23.C.54]

В этой связи важны разъяснения, данные в Письме Минфина России от 26.11.2008 N 03-05-05-01/70, о правомерности применения кредитной организацией п. 5 ст. 170 НК РФ в части налога на добавленную стоимость. Минфин России разъяснил, что согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ. [3] При этом в соответствии с п. 5 ст. 170 НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма НДС, полученная банком по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет. Поэтому в случае закрепления в учетной политике кредитной организации для целей ведения бухгалтерского учета способа формирования первоначальной стоимости основных средств в соответствии с нормами п. 5 ст. 170 НК РФ суммы НДС по приобретенным основным средствам в первоначальной стоимости не учитываются, а включаются в затраты при исчислении налога на прибыль организаций и, следовательно, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций. [3]