Файл: Инновационные бизнес-модели предприятия. (Понятие моделирования бизнес-процессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В работе любой развивающей компании со временем появляется необходимость в модернизации ее процессов с целью повышения эффективности деятельности.

На сегодняшний день в условия растущей конкуренции данная задача является одой из самых значимых для любой организации. Одной из наиболее важных этапов работ является моделирование предметной области.

Систему, которая имитирует структуру или функционирование изучаемой предметной области и адекватно отображающая эту область, называют моделью предметной области. В результате моделирования создается система моделей, которая отражает структурный аспект функционирования исследуемой области. Для отображения этих моделей используются в основном графические методы.

Объектом исследования является компания ООО «Склад СПБ», которая осуществляет продажу комплектующих для производства окон и дверей в Санкт-Петербурге и в Северо-Западном регионе РФ.

Целью данной работы является моделирование и модернизация бизнес-процесса комплектации заказа, выявление недостатков процесса и на основании анализа построенных структур необходимо дать рекомендации по совершенствованию рассмотренного бизнес- процесса и сформировать соответствующие выводы.

В ходе выполнения курсовой работы необходимо реализовать следующие задачи:

- провести анализ предприятия;

- построить систему моделей бизнес-процессов «КАК ЕСТЬ»;

- выявить недостатки и предложить решения для их устранения;

- построить систему моделей бизнес-процессов «КАК БУДЕТ».

1 Теоретические основы моделирования бизнес - процессов

1.1 Определение и понятие бизнес-процесса

Бизнес-процесс – это логически завершенный набор взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, поддерживающий деятельность организации и реализующий ее политику, направленную на достижение поставленных целей.

В литературе можно встретить огромное количество определений «бизнес-процесса», например: Бизнес-процесс – это последовательность работ, соотнесенная с отдельным видом производственно-хозяйственной деятельности компании и ориентированная на создание новой стоимости, например, на выпуск продукции.


Бизнес-процесс – это упорядоченный по времени набор заданий, которые выполняются как людьми, так и информационными системами предприятия, который направлен на достижение заранее известной бизнес-цели за определенное время.

Бизнес-процесс – набор связанных повторяющихся действий (функций), преобразующие исходный материал и/или информацию готовый продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами». [3]

Бизнес-процесс по стандарту ISO 9000:2000 трактуется как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы, которые представляют ценность для потребителя.

Процесс в данной формулировке – это любая деятельность, которая использует какие-либо ресурсы (информационные, материальные, финансовые, человеческие и т.д.), служащие для преобразования входных элементов в выходные.

Процесс включает в себя (как правило) некоторое количество (одну или более) взаимосвязанных функций или процедур, которые служат для достижения конкретной цели (чаще всего в пределах структуры организации). Процесс может происходить как внутри одной организационной единицы, так и охватывать несколько.

Кроме того, он может осуществляться даже на уровне нескольких организаций. [4]

Основные бизнес-процессы – это те из них, что добавляют ценность. Они направлены на предоставление услуг или изготовление товаров: данные процессы – основная деятельность предприятия, и именно от них зависит получение прибыли.

Примером таких бизнес- процессов в организации могут служить процессы производства, маркетинга, поставки, сервисного обслуживания продукции и т.д. Целью описания бизнес-процессов является их дальнейший анализ и совершенствование. Моделирование данные процессов дает возможность проанализировать то, как в целом работает организация, каково ее взаимодействие с другими (внешними) предприятиями, поставщиками и заказчиками, а также то, как организована и структурирована деятельность в каждом отдельном подразделении, на каждом участке и даже рабочем месте.

1.2 Понятие моделирования бизнес-процессов

Бизнес-модель – это формализованное (представленное в виде графиков, таблиц, текстов или символов) описание бизнес-процессов, которое отражает реально существующую или предполагаемую деятельность предприятия.


В самом простом случае бизнес-модель может включать в себя единственную диаграмму, но на практике это вряд ли может быть допустимо, так как бизнес-процессы обычно слишком сложны и содержат в себе множество аспектов. Основной областью применения бизнес-моделей является реинжиниринг бизнес-процессов.

Он включает в себя построение моделей деятельности (текущей и предполагаемой в перспективе), плана и программы преобразования организации из одного состояния в другое.

Любая современная фирма – сложная система, и ее деятельность представляет собой выполнение множества (до десятков тысяч) влияющих друг на друга операций и функций. Человеку невозможно понять в полной мере, как функционирует такая система в деталях. Поэтому понимание того, чем занимается (будет заниматься) рассматриваемая организация и как она функционирует (будет функционировать) для осуществления поставленных задач, – главная идея создания моделей «AS-IS» (как есть) и «TO-BE» (как должно быть).

Общая бизнес-модель предназначена для того, чтобы дать ответы на определенные вопросы, что поспособствует его всестороннему анализу, а также позволит рассмотреть бизнес-процесс со всех точек зрения и взглянуть на него боле детализировано. Внимание обращается на следующие параметры [4]:

- какие процедуры (работы, функции) требуется выполнить, чтобы добиться конкретного конечного результата;

-какова последовательность проводимых процедур;

- каковы механизмы управления и контроля, существующие внутри данного бизнес-процесса;

- кем непосредственно выполняются процедуры процесса;

- каковы входящие документы (информацию), использующиеся в ходе каждой процедуры процесса;

- какие исходящие документы (информацию) генерируются в ходе процедур процесса;

- каковы ресурсы, необходимые для выполнения процедур процесса; какие условия (какая документация) регламентируют то, как выполняются процедуры;

- каковы параметры, характеризующие выполнение процедур и процесса в целом.

Бизнес-моделирование – деятельность, направленная на выявление, описание и анализ существующих бизнес-процессов, а также проектирование новых бизнес-процессов. Моделирование деятельности должно включать в себя создание модели, которая адекватно представляет и отражает реально существующий объект – организацию. Благодаря моделированию бизнес-процессов существует возможность проводить анализ как внутренней деятельности предприятия (деятельность организации в целом, а также отдельных структурных подразделений), так и внешней (взаимодействие с другими предприятиями, поставщиками, заказчиками и т.д.).


Мы считаем, что такая информация о внешней и внутренней деятельности компании просто необходима руководству, так как без нее невозможно обладать высокой компетентностью в вопросах развития организации и совершенствования ее работы.

Основное преимущество, которое можно получить с помощью моделирования бизнес-процессов, – возможность избежать риска получения неудовлетворительных результатов в ситуации, когда вводятся новые приемы ведения бизнеса. Без реальных изменений в работе компании мы можем менять модель и наблюдать последующий за этим результат.

Таким образом, моделирование бизнес-процессов способствует сокращению издержек, которые могут возникнуть при совершенствовании деятельности компании (без которого, как известно, никакая организация долго существовать не сможет).

Существуют некоторые принципы, на которых строится моделирование бизнес-процессов. Кроме того, при построении модели учитываются цели моделирования, следовательно, должны быть четко определены методы, которые будут в нем использоваться. Поговорим об этом более подробно.

1.3 Методологии моделирования

В наши дни существует множество методологий для описания бизнес-процессов (IDEF0, IDEF3, DFD, WORKFLOW, UML, ARIS и др.) и инструментальных средств (BPWin, ERWin, PowerDesigner и др.).

С их помощью можно изучить предприятие и построить его модель. Главное достоинство этих методологий и средств – относительная простота и доступность в использовании. Методология моделирования – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области структурного анализа. [5]

Методология представляет собой совокупность способов представления объектов, относящихся к определенной предметной области, и их взаимосвязей в виде некоторой модели.

Пользователь должен иметь стандартизированный алгоритм шагов, который поможет ему достичь желаемого результата – в этом заключается суть методологии.

Модель считается эффективной в том случае, когда она приносит результаты, соответствующие поставленным целям и задачам. Понятия объекта и связи – одни из основных понятий любого метода моделирования бизнес-процессов. Каждый объект является отражением реального объекта организации (так называемой предметной области). Это могут быть документы, люди, программное обеспечение, оборудование и т.д.

Обычно в рамках одного метода объекты модели, которые отражают различные компоненты компании, также являются разными.


Связи же, как можно догадаться, служат для демонстрирования взаимоотношений объектов: последовательность выполнения процедур во времени, связь посредством потока информации, использование другим объектом и т.д. [6]

Для объектов и связей всегда характерны некоторые атрибуты (параметры) – черты реального объекта. Их состав полностью зависит от того, каков тип отображаемого реального компонента организации. Атрибутами могут быть название или номер объекта, описание, стоимость, длительность (если речь идет о функции) и др.

Когда создается модель компании, описание атрибутов ее объектов осуществляется посредством конкретных инструментальных средств моделирования бизнес-процессов. Благодаря этому, существует возможность сделать из простого «описания» процесса довольно сложную «модель». На основе последней будут производиться некоторые вычисления, будут проведены анализ и оценка процесса.

В таких видах анализа, как структурный и объектно- ориентированный, используются средства, которые моделируют дело- вые процессы и взаимоотношения данных в системе в форме диаграмм определенного вида. Средствам, о которых мы говорим, соответствуют конкретные виды системных моделей, среди которых наиболее распространенными являются [7]:

- IDEF (Integrated Definition) – семейство структурных моделей и соответствующих им диаграмм;

- DFD (Data Flow Diagrams) – диаграммы потоков данных;

- ERD (Entity-Relationship Diagrams) – диаграммы «сущность связь»;

- Workflow – технология управления потоками работ;

- BPMN (Business Process Modeling Notation);

- средства имитационного моделирования, основанные на математическом аппарате раскрашенных сетей Петри (Color Petri Nets, CPN); объектно-ориентированные методологии на основе унифицированного языка моделирования UML;

- интегрированные средства и методологии широкого назначения, например ARIS.

На наш взгляд, для выполнения ВКР достаточно будет использовать такие методологии как IDEF0 и IDEF3. Они относятся к семейству стандартов структурного моделирования IDEF. Это одни из самых широко используемых нотаций в области моделирования бизнес- процессов.

2 Анализ деятельности предприятия ООО «Склад СПб»

2.1 Описание деятельности предприятия