Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Теоретические основы сетевой формы организации бизнеса)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сырьевой сектор в российских условиях может развиваться в рамках сектора B2B (сети добывающих организаций, сети сервисных компаний, сети поставщиков). В меньшей степени это касается сетей потребителей. Структура нефтегазового комплекса представляет собой совокупность вертикально интегрированных структур холдингового типа, включающих как производственные, так и сервисные предприятия, при этом происходит трансформация классического холдинга в холдинговые предпринимательские структуры, которые активно внедряют технологические и управленческие предпринимательские инновации[35]. Учитывая существование разных типов стран, участвующих в процессах глобализации, важна специфика России – экспортера энергоресурсов в сравнении с импортерами сырья. В данном секторе наблюдается низкая мобильность и инновационность экономики, недостаточное развитие сектора услуг и низкая производительность труда.

Объективными отраслевыми предпосылками развития предпринимательского сектора в нефтяной отрасли являются сырьевые ограничения: истощение уникальных и крупных месторождений, увеличение доли малых месторождений, рост остаточных и трудноизвлекаемых запасов на фоне резкого снижения прироста запасов углеводородов в недрах по России. Поэтому особое место в нефтяной отрасли отводится феномену малых по масштабам видов экономической деятельности предприятий. Их роль неоднозначна и неравнозначна для отдельных регионов нефтедобычи.

Для российской экономики характерны следующие институциональные проблемы: недостаток квалифицированных кадров; неопределенность экономической ситуации; снижение использования информационных технологий, сокращение доли средних компаний в их структуре; консолидация в целом бизнеса в рамках более крупных предприятий; увеличение стоимости активов предпринимательских структур, но низкая фондовооруженность в обрабатывающих производствах в сравнении с сырьевым сектором, вместе с фактом более высокой фондоотдачи. Эти и ряд других обстоятельств свидетельствуют о необходимости институциональных решений в форме предпринимательских сетей[36].

Деятельность малых нефтяных компаний требует своего совершенствования в условиях отсутствия эффекта масштаба и малых ресурсов для осуществления инноваций. Способом решения данной проблемы является использование организационных нововведений и институционального подхода, направленного на обеспечение сырьевого эффекта, специализация на сервисных услугах для крупных компаний.


Для сырьевого сектора в настоящее время наблюдаются стимулы внедрения инновационных разработок, вместе с тем распределение стимулов в связи с бюджетными ограничениями неравномерное[37]. Крупные компании имеют существенные ресурсы, но не всегда заинтересованы в инновациях в силу монопольного положения, малые компании, наоборот, высокие стимулы к инновациям не реализуют в результате недостатка ресурсов. Это позволяет говорить о существовании специализации в реализуемых инновационных проектах[38].

2.2. Особенности формирования и развития кластерно-сетевых структур

За мероприятиями по активации и развитию кластера в литературе устойчиво закрепилось название «кластерные инициативы»[39]. Рассмотрим подробнее кластерные инициативы на примере Пермского края.

ИТК ракетного двигателестроения «Новый Звездный» Данный кластер имеет стратегическое значение не только для экономики региона, но и для страны в целом. Его целью является создание отечественного научно-производственного комплекса по разработке и изготовлению перспективных ракетных двигателей к 2020 г., который будет полностью конкурентоспособен на мировом рынке.

Основными направлениями реализуемых технологий и выпускаемой продукции является ракетное и авиационное двигателестроение, энергетическое машиностроение. В состав участников кластера включены: Торгово-промышленная палата Пермского края, Пермский научный центр Уральского отделения Российской академии наук, два национальных исследовательских университета г. Перми, 8 якорных (с годовым объемом выручки от реализации продукции более 1 млрд руб.) предприятий производителей и разработчиков продукции космического и авиационного двигателестроения, других секторов машиностроения, энергетики и металлургии[40].

Предприятия-участники Кластера прочно связаны производственной кооперацией. Так, например, АО «Протон-ПМ» изготавливает детали и комплектующие авиационных двигателей для АО «Пермский моторный завод». АО «Пермский моторный завод» тесно сотрудничает с АО «Авиадвигатель» по проекту разработки и создания комплекта деталей для газогенератора. В качестве основных конкурентных преимуществ продукции предприятий кластера можно отметить: высокотехнологичность производства, соответствие стандартам мирового качества, спрос на продукцию предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.


В течение 2014-2015 гг. «Технополис «Новый Звездный» получил федеральное субсидирование на поддержку своей деятельности: 118 млн. руб. в 2014 г. и 37,5 млн. руб. в 2015 г.

ИТК волоконно-оптических технологий «Фотоника». Кластер включает в себя группу взаимосвязанных предприятий крупного, среднего и малого бизнеса, научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений, которые сконцентрированы на территории единого производственного комплекса. В состав кластерно-сетевой структуры Фотоники входят: 15 производственных предприятий, 6 образовательных организаций (в том числе 2 национальных исследовательских университета), 8 НИОКР, сеть общественных, сервисных, коммерческих организаций, органы государственной и муниципальной власти. Деятельность кластера направлена на создание систем навигации и маршрутизации, разработку и производство оптических кабелей, волоконно-оптических датчиков, создание систем мониторинга промышленных и гражданских объектов. Среди показателей деятельности кластера следует отметить 25,5 млрд. руб. ежегодной выручки, более 9 000 рабочих мест, более 1 700 исследователей и разработчиков[41].

Кластер «Фотоника» был включен в федеральный перечень инновационных кластеров в 2015 г., а в 2016 принял участие в конкурсе на получение субсидии из федерального бюджета в качестве промышленного. Особенностью продукции кластера является высокий уровень использования отечественных материалов и технологий (70%)[42].

Одной из основных площадок производства являются новые производственные мощности завода «Инкаб», открытые осенью 2014 г. После их запуска «Инкаб» стал вторым в России производителем высоковостребованного оптического кабеля, встроенного в грозозащитный трос. Основным преимуществом такого кабеля является высокая скорость передачи информации и надежная защита от ударов молнии.

В настоящее время профильными ведомствами Пермского края ведется активная работа по созданию промышленных кластеров в рамках программы Министерства промышленности и торговли РФ.

Прежде всего, политика региональных властей направлена на создание новых центров промышленного производства, таких как «Кластер композитных материалов». В качестве основных направлений деятельности кластера выступят проект по созданию полного цикла импортозамещающего производства углеволокна и проект по производству полиэфирной мононити для создания промышленных синтетических сеток. Кроме того, в крае ведется работа по формированию промышленного фармацевтического кластера. Создание кластера обеспечит полное импортозамещение субстанций для изготовления новейших препаратов для безопасной анестезии, лечения сосудистых заболеваний. Развитие фармацевтического кластера создает предпосылки для создания медицинского кластера, объединяющего медицинские учреждения (Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии), Пермский государственный медицинский университет, Пермскую государственную фармацевтическую академию, НПО «Биомед», группу предприятий «Пермфармация». Таким образом, сегодня Пермский край обладает значительным потенциалом для развития как фармацевтического, так и медицинского кластеров.


Основным координатором функционирующих и вновь создаваемых кластеров в Пермском крае является Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края. Методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластеров осуществляет департамент кластерного развития АО «Корпорация развития Пермского края» (КРПК), созданной по инициативе губернатора Пермского края. Одним из основных направлений деятельности КРПК является оценка эффективности деятельности кластеров. Отметим, что анализ деятельности кластеров, и, соответственно, оценка эффективности работы управляющей компании в Пермском крае, возможно на примере ИТК ракетного двигателестроения «Новый Звездный». Вместе с тем, учитывая тот факт, что в Пермском крае значительная часть инновационных предприятий сосредоточена в области производства ракетных и авиационных двигателей, мы считаем, что оценка эффективности реализации кластерной политики на территории Пермского края на примере данного кластера репрезентативна. Поэтому эффективное функционирование кластера в данной области теоретически должно стимулировать инновационное развитие экономики региона. Вместе с тем, любой кластер является сложным объектом и поэтому оценка эффективности его деятельности должна осуществляться в различных плоскостях. С точки зрения эффективности функционирования предприятий кластера оценка может быть произведена с помощью индикаторов эффективности расходования средств федеральной субсидии. Приказом Министерства экономического развития РФ №478[43] в 2014 г. установлены следующие показатели, расчет которых производит каждый кластер (табл. 1).

Таблица 1

Показатели результативности деятельности ИТК
ракетного двигателестроения «Новый Звездный»


п/п

Показатели результативности деятельности

2014
план

2014
факт

1.

Численность работников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам ДПО в области управления инновационной деятельностью

630

620

2.

Рост средней заработной платы работников организаций-участников, прошедших повышение квалификации по программам ДПО в области управления инновациями

6,0%

11,9%

3.

Рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками

6,9%

15,4%

4.

Рост объема инвестиционных затрат организаций-участников

20,0%

18,0%

5.

Рост выработки на одного работника организаций-участников

5,8%

5,9%

6.

Рост объема отгруженной организациями-участниками инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг

4,4%

6,0%

7.

Рост совокупной выручки организаций-участников от продаж продукции на внешнем рынке

6,0%

10,5%


Согласно данным таблицы 1, средства, выделенные федеральным бюджетом в 2014 г. на развитие ИТК «Новый Звездный», значительно способствовали его успешному развитию и росту.

Однако основное назначение кластера заключается в его положительном влиянии на развитие территории. Данное влияние реализуется за счет интеграционного взаимодействия власти, науки и бизнеса, а также вовлечении большого количества предприятий в отрасль. Согласно исследованию, проведенному Ассоциацией инновационных регионов России, кластер Пермского края «Технополис «Новый Звездный» занимает средние позиции по интеграции между участниками кластера и, соответственно, по качеству управления (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ уровня интеграции участников
кластера Пермского края с другими кластерами, 2014 гг.


п/п

Показатели

Пермский
край

Макс,
уровень
(регион)

1.

Численность работников организаций — участников кластера (тыс. чел.)

26,4

367,9 (Респ.
Татарстан)

2.

Число участников кластера

298 (Томская
обл.)

3.

Доля участников кластера, вовлеченных в 2013-2014 гг. в совместные проекты

43%

86% (Респ.
Мордовия)

4.

Число совместных научно-исследовательских и инновационных проектов

8

35 (Томская
область)

5.

Число совместных «бизнес для бизнеса» проектов.

15

100 (Москва
и Моск. обл.)

6.

Число дней, в течение которых были проведены тренинги персонала, вовлеченного в управление кластером

28

42 (Калужская
область)

7.

Число мероприятий, направленных на поддержку коммуникации участников кластера с внутренними и внешними организациями по отношению к числу
кластерных менеджеров

1

90 (Томская
область)

Согласно таблице 2, можно сделать вывод о значительном разрыве между показателями интеграции участников кластера Пермского края и регионов лидеров, что, несомненно, требует повышения качества управления кластера и более плотную интеграцию его участников. В результате замедляется инновационное развитие региона и страны в целом. Данное утверждение подтверждается официальной статистикой Федеральной службы государственной статистики РФ по стране (таблица 3).