Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Проблемы развития антимонопольного законодательства в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Антимонопольное регулирование в зарубежных странах
1.1 Развитие антимонопольного законодательства в зарубежных странах
1.2 Антимонопольное законодательство в странах Азии
1.3 Реализация антимонопольной политики в странах Содружества Независимых Государств (СНГ)
Глава 2. Проблемы развития антимонопольного законодательства в российской федерации
2.1. Эволюция антимонопольного регулирования в Российской Федерации
2.2. Проблемы и перспективы развития антимонопольного законодательства в России
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Для любой страны гармоничное развитие и совершенствование экономики в целом является одной из самых наиважнейших задач правительства. Немаловажным условием непринуждённого развития и стабильности экономики является отсутствие диктата монополий, свободное развитие мелкого и среднего бизнеса. В связи с этим изучение вопроса развития антимонопольного регулирования остаётся одной из самых важных и главных проблем экономики не только в России, но и для зарубежных стран и требует дальнейшего более подробного изучения и решения.
На данном этапе развития экономики огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России и зарубежных стран необходимости экономических реформ в данной сфере. Проблема монополизации привлекает сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоёв населения.
Степень научной разработанности темы. Исследованию антимонопольного регулирования в связи с проблемами предпринимательского права были посвящены труды С.Э. Жилинского, Н.И. Клейн, Н.Ю. Кругловой, B.C. Мартемьянова и других.
Объектом исследования выступают урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с поддержкой конкуренции и ограничением монополистической деятельности.
Предмет исследования – история антимонопольного законодательства в России, США и отдельных странах Европы , Азии и СНГ.
Цель работы: изучить опыт и понятие к решению проблем антимонопольной политики, сделать сравнительный анализ направлений антимонопольной политики в России и за рубежом.
В рамках достижения поставленной цели нам были определены следующие задачи:
- Изучить эволюцию антимонопольного регулирования в зарубежных странах
- Рассмотреть антимонопольное законодательство в России
- Сделать сравнительный анализ направлений антимонопольного регулирования российской и зарубежной экономики.
Методологической основой исследования являются научные методы познания общественных процессов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Антимонопольное регулирование в зарубежных странах
1.1 Развитие антимонопольного законодательства в зарубежных странах
Антимонопольное регулирование предусматривает эпизодическое вмешательство в структуру рынка и процесс экономического воспроизводства для внесения коррективов в поведение нарушителей или поддержание такой структуры рынка, чтобы результативность дальнейшего поведения обеспечивалась далее автоматически. [7.C.22]
В основе политики антимонопольного регулирования, реализуемой в 100 странах мира, лежат законодательство о конкуренции (competitionlaw) и антимонопольное законодательство (antitrustlaw). Их цели – содействие развитию рыночных структур в рамках отдельного государства или группы государств и ограничение монопольной власти одного или нескольких субъектов, а также регулирование отношений между участниками рынка в различных государствах. [12.C.6]
Изучение хронологии развития и содержания основных положений антимонопольной политики в разных странах мира позволило выделить пять концептуальных этапов развития антимонопольного законодательства и теории антимонопольного регулирования. Каждый из обозначенных этапов имеет своё историческое место, содержание и тактику реализации основных положений и производен от важнейших теоретических и концептуальных этапов развития экономической теории. [19.C.3]
- Первые два этапа политики антимонопольного регулирования характеризуются как период становления и апробации методов активного вмешательства в конкуренцию на рынке. Антимонопольное регулирование, применяющееся в большинстве стран мира и предполагающее методы воздействия на состояние рынка с целью недопущения ограничения конкуренции, впервые законодательно было закреплено в Канаде и США. [11.C.7]
- Третий этап развития антимонопольного законодательства сопряжён с началом принятия норм, ограничивающих монопольное поведение компаний в некоторых европейских странах. Япония и Германия приняли антимонопольные законы в 1947 году под политическим давлением США и в течении последующего десятилетия внесли в них значительные коррективы. В Германии были приняты Правила об отмене карателей, установленные странами – союзниками как меры против высококонцентрированной и милитаризованной экономики. [19.C.3]
В 1947 году американское правительство настояло на принятии в Японии закона «О запрещении частных монополий и обеспечении справедливости торговли», который способствовал роспуску конгломератов «дзайбацу», занимающих господствующее положение в экономике страны до 1945 года.
- Период 1970 – 1980 годов можно выделить в четвёртый этап антимонопольного регулирования. Регулирование конкуренции антимонопольными органами подчинено главной задаче – недопущению монополизации рынка фирмами. В то же время экономические исследования теории отраслевых рынков и организации промышленности [8, 10] продемонстрировали высокую эффективность функционирования крупных производства на олигополистическом рынке. Успехов в конкурентной борьбе на мировых рынках стали достигать крупнейшие транснациональные компании. В этих условиях государство изменило концептуальные походы в политике антимонопольного регулирования. [15.C.21]
- Изменение политической карты мира, революционные экономические изменения на европейском континенте, активная международная интеграция и глобализация экономики формируют принципиально новый, пятый этап в развитии антимонопольного регулирования.
- Главные особенности этого этапа – многогранность и принципиально новые экономические и юридические подходы к самой политике антимонопольного регулирования. [8.C.22]
Таблица 1 – Этапы развития конкурентного и антимонопольного законодательства
|
Закон Шермана, США (1890) |
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 Антимонопольное законодательство в странах Азии
В 1947 году американское правительство Японии закона «О запрещении частных монополий и обеспечении справедливости торговли», подготовленного американскими экспертами по образцу законов Шермана, Клейтона и о Федеральной торговой комиссии, что способствовало роспуску конгломератов «дзайбацу», занимавших господствующее положение в экономике страны до 1945 года. [18.C.3]
В Японское антимонопольное законодательство вносились изменения в 1951, 1953 и 1997 годах, которые касались вопросов либерализации в отношении слияний, заключения международных договоров компаниями, имеющими доминирующее положение, соглашений. Был обозначен комплекс антитрестовских запретов, которые впоследствии применялись Комиссией по справедливым сделкам Японии при осуществлении экспортно – импортных операций. [16.C.32]
Японский антимонопольный закон устанавливает критерии концентрации, предусматривает недопущение монополистической деятельности и необоснованного ограничения конкуренции.
В соответствии с законом монополия определяется как «чрезмерная концентрация экономической власти», а также неоправданное ограничение объёмов производства, цен, технологий и другое путём соглашения между конкурентами.
Комиссия по справедливым сделкам Японии рассматривает монополистические ситуации только по таким видам товаров и услуг, годовой объём продаж которых на внутреннем рынке составляет не менее 50 миллиардов иен (около 40 миллионов долларов). [20.C.2]
Для определения монополистической ситуации применяется критерий доли рынка. Закон признаёт доминирующим такое положение на рынке, при котором доля одного крупнейшего поставщика превышает 50% либо доля двух крупнейших 75%. На практике Комиссия постоянно ведёт мониторинг рынков по 485 товарным группам, рассчитывая и ежегодно публикуя индексы концентрации производства у одного, трёх и пяти крупнейших производителей.
В последнее время был принят ряд положений, направленных на ужесточение контроля за сделками слияний, приводящих к росту рыночной конкуренции. [5]
В Республике Корея антимонопольное регулирование осуществляется на основании закона «Об антимонопольном регулировании и справедливой торговле», принятого в 1980 году. До начала 1980 годов в экономической политике страны вопросам конкуренции уделялось незначительное место – основной упор делался на развитие промышленного сектора и крупных производств. Такая политика привела к несбалансированному развитию, чрезмерной экономической концентрации капитала и власти в крупнейших финансово - промышленных группах («чеболях») и росту ограничительной деловой практики. [11.C.7]
Принятый в 1980 году закон «Об антимонопольном регулировании и справедливой торговле» был призван обеспечить нормальное развитие конкуренции и рассматривался руководством страны как важнейший фактор эффективного развития рыночных отношений. [12]
Основными элементами антимонопольного законодательства, направленного на создание и развитие свободной и справедливой конкуренции, являются:
- Запрещение злоупотребления доминирующим положением на рынке, при этом доминирующим положением на рынке, при этом доминирующим положением считается такое положение, когда компания контролирует более 50% рынка или когда суммарная доля трёх или менее ведущих компаний на рынке составляет 75% и более;
- Недопущение чрезмерной экономической концентрации, пресечение карателей и антиконкурентной практики торговых ассоциаций;
- Контроль за недобросовестной торговой практикой, то есть не допускается согласование цен, условий продаж, квот; запрещаются недобросовестная реклама и ущемление интересов потребителей. [13.C.6]
В законе подчёркивается, что данная политика стимулирует рост деловой активности, защищает права и интересы потребителей, поддерживает сбалансированное развитие национальной экономики.
Органом, ответственным за проведение антимонопольной политики в Корее, является Комиссия по справедливой торговле – KFTC, созданная в соответствии с законом «Об антимонопольном регулировании и справедливой торговле» в 1981 году как подразделение Совета по экономическому планированию. [12.C.43]
В 1994 году статус Комиссии был повышен – она была переведена на уровень министерства и стала независимым органом. В её состав входят девять комиссионеров, включая председателя и заместителя председателя, назначаемых президентом страны по предоставлению премьер – министра. KFTC имеет секретариат и несколько региональных отделений. Комиссия осуществляет антимонопольный контроль по всем направлениям и публикует, как это предусмотрено законом, подробные методологические документы по основным аспектам конкурентной политики [11].
В последние годы в связи с экономическими реформами, проходящими в Корее, значительное место в деятельности KFTC занимают вопросы, связанные с дерегулированием экономики.