Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

1.1. Понятие и содержание правовой основы оперативно-розыскной деятельности

В настоящее время повышение роли законов должно привести к тому, что право будет содействовать совершенствованию всей системы управления, так как управление регулируется правовой системой и находится с ней в органичном единстве. В юридической литературе под правовой основой понимают «находящуюся в постоянном движении систему юридического нормативного регулирования, включающую в себя процесс создания правовых норм и процесс их действия»[1].

Под правовой основой ОРД (ст. 4 Закона об ОРД) следует понимать «совокупность нормативных правовых актов, которые регламентируют отношения, возникающие в данной сфере деятельности»[2]. Эти отношения, будучи урегулированным нормативными правовыми актами, приобретают устойчивость и стабильность, осуществляются субъектами правового общения строго в соответствии с нормами, выраженными в таких актах.

ОРД, как одно из направлений борьбы с преступностью, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, ведомственными и межведомственными нормативными актами, составляющими в своей совокупности ее правовую основу.

Правовая основа ОРД – это фундаментальная часть правового регулирования данного вида государственной юридической деятельности. В свою очередь правовое регулирование ОРД носит прежде всего функциональный, служебный характер. «Это регулирование посредством правовых норм общественных отношений между государством и (его представителями) и гражданином в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств»[3]. При этом правовая основа – это не единая составляющая всех источников правового регулирования ОРД, а важнейший элемент одного из них – нормативного акта.

Правовая основа ОРД сложна по составу и представляет собой систему правовых норм. Учитывая требования системного подхода к анализу сложных явлений и процессов, целесообразно провести определенную дифференциацию ее элементов по тому или иному основанию. Наиболее удачной можно считать классификацию в зависимости от уровней правового регулирования. Согласно данной классификации правовая основа ОРД состоит из четырех уровней, которые могут иметь подуровни.


Международный уровень. Несмотря на то что международно-правовые акты не входят в число источников правовой основы, закрепленных в ст. 4 Закона об ОРД, следует сделать вывод о наличии особой группы нормативных источников, регулирующих сферу ОРД. Наличие данного самостоятельного уровня обусловлено нормой Конституции РФ[4] (ч. 4 ст. 15), в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Конституционный уровень правового регулирования охватывает институты и нормы, составляющие общую основу всех видов государственной деятельности, применяемых во всех сферах социального управления. Если определять Конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу, содержащий систему правовых норм, регулирующих отношения между человеком и обществом, с одной стороны, человеком и государством – с другой, а также основы организации самого государства.

Законодательный уровень правового регулирования включает все институты и нормы, определяющие основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью, в том числе оперативно- розыскными мерами.

Подзаконный уровень правового регулирования включает основную массу нормативно-правовых материалов, относящихся к сфере ОРД.

«Все перечисленные уровни правового регулирования оказывают нормативно-организующее воздействие на общественные отношения путем установления правовых норм по юридически значимым вопросам, возникающим в сфере ОРД»[5].

Существенное значение для понимания назначения и содержания ОРД имеет уяснение вопроса пределов правового регулирования.

«Пределы правового регулирования в сфере ОРД – это обусловленное объективными и субъективными факторами государственно-властное вмешательство в общественные отношения, возникающие в связи с большой степеью вероятности совершения преступления, его совершением либо его предупреждением, пресечением путем применения специальных сил, средств и методов ОРД»[6].

Границы правового регулирования условно можно разделить на внутриотраслевые и межотраслевые. Границы внутриотраслевые определяются исключительно сферой ОРД и включают: а) проверку информации посредством применения сил, средств и методов данной деятельности; б) осуществление превентивных мер в форме оперативно-розыскной профилактики; в) законодательные процедуры ограничения конституционных прав человека и гражданина.


Существенное значение имеют межотраслевые границы правового регулирования, которые смыкаются с процессуальными отраслями права, позволяющими реализовать информацию, полученную оперативно-розыскным путем, и достичь целей правосудия. Подобные границы охватываются уголовно-процессуальным законодательством, регламентирующим взаимодействие оперативного сотрудника со следователем и порядок предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору и в суд.

Не менее значимыми являются границы регулирования общественных отношений в сфере ОРД, которые осуществляются в рамках уголовно- исполнительных (оперативный контроль за лицами, отбывающими наказание) и административно-процессуальных процедур (при осуществлении административной оперативно-проверочной работы).

1.2. Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

Уровни правового регулирования целесообразно рассматривать в зависимости от юридической силы нормативного акта, пределов его действия и специфики той группы общественных отношений, которые они регулируют.

Россия, получив официальный статус члена Совета Европы, взяла на себя обязательство по приведению национального законодательства в соответствие с европейскими правовыми принципами и стандартами. Это относится к определению более совершенных правовых, организационных средств и способов усиления защиты прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве.

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[7] закреплено, что Россия, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

В связи с тем что Российская Федерация является субъектом международного права, существенно возрастает значение ее межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. Это обусловило заключение Россией целого ряда межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров, подписание различных соглашений, конвенций, пактов, которые затрагивают межгосударственные отношения в сфере взаимодействия оперативно-розыскных органов.


В последние годы подписан ряд международно-правовых документов: Резолюция № 1373 Совета Безопасности ООН (2001); Конвенция против транснациональной организованной преступности (2000); Конвенция ООН против коррупции (2003); Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (2003) и др. Ряд документов регламентируют взаимодействие государств — участников СНГ: Соглашение Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД (1998); Положение об Антитеррористическом центре государств — участников СНГ, утвержденное решением Совета глав государств участников СНГ (2000), и др.

В настоящее время усиливается влияние международного права на конституционное право. Международное право в значительной мере определяет содержание конституционного права, а именно норм о правах человека. «Соответственно конституции многих стран, в том числе и России провозглашают, что права человека определяются в соответствии с международным правом»[8]. Поскольку ОРД располагает много численным арсеналом сил и средств, которые могут затрагивать права и свободы человека и гражданина, нормы международного права являются для нее основополагающими.

В правовую основу ОРД не включены международные правовые акты по вопросам борьбы с преступностью, хотя Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) рассматривает нормы международного права и международные договоры РФ в качестве составной части ее правовой системы. Однако анализ содержания Закона об ОРД позволяет заключить, что «международные правовые акты являются самостоятельными источниками правового регулирования ОРД»[9]. В частности, п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД рассматривает запросы международных правоохранительных организаций в качестве самостоятельного основания проведения ОРМ, а п. 3 ст. 14 закрепляет в числе обязанностей оперативных служб необходимость выполнения запроса правоохранительных органов иностранных государств).

К числу международных правовых актов, регламентирующих наиболее важные отношения в сфере ОРД, следует, в частности, отнести Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятую Советом Европы 20 апреля 1959 г., которая закрепила обязанность государств - участников этой международной организации выполнять любые судебные поручения по расследуемым делам и оказывать другую правовую помощь в вопросах уголовного преследования за преступления.


Источником правового регулирования ОРД являются и международные правовые акты, принятые государствами - членами СНГ, в числе которых первостепенное значение имеют Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанные в г. Минске 22 января 1993 г., а также в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.

Отдельную группу международных правовых актов составляют соглашения о сотрудничестве между правоохранительными органами государств - участников СНГ, в числе которых необходимо указать Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, подписанное в г. Алма-Ате 24 апреля 1992 г.; Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подписанное в г. Киеве 21 октября 1992 г.; Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью, подписанное в г. Ашгабаде 17 февраля 1994 г.; Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности, подписанное в г. Москве 16 - 18 декабря 1998 г., а также некоторые другие многосторонние и двусторонние международные соглашения и договоры в сфере борьбы с преступностью.

Конституционные нормы являются исходной правовой базой для определения направленности и границ последующего развития и регулирования непосредственного объекта оперативно-розыскных отношений. Высшая юридическая сущность Конституции РФ на данном уровне проявляется двояким образом. «Во-первых, ее нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных нормативных актов. Во-вторых, сами законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке»[10]. Таким образом, можно рассматривать Конституцию РФ как основной источник права в системе нормативно-юридического регулирования общественных отношений в государстве.

Статья 1 Конституции РФ, провозглашая Россию демократическим федеративным правовым государством, тем самым утверждает обоснованный юридической наукой принцип обязательности нормативного регулирования любой деятельности, в том числе ОРД как одной из форм государственной правоохранительной функции.

В статьях 17-64 Конституции РФ определяются основные права и свободы гражданина. В частности, согласно ч. 2 ст. 23 каждый гражданин имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров. Статья 25 гарантирует неприкосновенность жилища. Ограничение этих прав допускается только на основании судебного решения, причем только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ[11]).