Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
1.1. Понятие и содержание правовой основы оперативно-розыскной деятельности
1.2. Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
2.1. Понятие и система принципов оперативно-розыскной деятельности
Принципы ОРД были сформулированы теорией на основе обобщения и анализа практической деятельности оперативных подразделений и, как следствие, познания этих закономерностей. Эти принципы закреплены в нормах Закона об ОРД и ведомственных подзаконных нормативных актах, которые должны соблюдаться оперативными сотрудниками. Они также являются отражением специфических закономерностей в области борьбы с преступностью, ведущейся с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов.
«Принципы ОРД — это закрепленные в законодательных и иных нормативных актах и выработанные оперативно-розыскной практикой руководящие идеи, основополагающие начала, а также нравственные представления общества относительно сущности, цели и задач организации и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов»[22].
По своей сути принципы ОРД носят императивный, властно-повелительный характер и содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом оперативно-розыскных средств.
Первоначально систематизированная научная классификация принципов получила наибольшее распространение в специальной литературе 1970-х гг. Несмотря на то что в ней существует различное толкование понятия, содержания и системы принципов, ученые единодушно признают их наличие в сфере ОРД и обосновывают их определенную специфику.
Каждый принцип отражает определенные закономерности общественной жизни, сочетает в себе комплекс однородных свойств и признаков, совокупность которых, отличаясь автономным характером, приобретает очертание того или иного исходного положения ОРД. В свою очередь, каждый принцип ОРД неизбежно должен влиять на систему ее руководящих начал. В своей целостности система призвана в общем виде выражать сущность, социальную и юридическую природу ОРД.
Под системой следует понимать объединение некоторого разнообразия в единое и одновременно четко расчлененное целое. «В системе должно быть в наличии такое количество принципов, которое в полной мере способствует исполнению функций и решению задач, стоящих перед субъектами ОРД»[23]. Каждый принцип системы по содержанию должен быть относительно независим. Однако это не означает, что нарушение одного принципа не повлечет за собой нарушения другого. Они создают предпосылки к формированию концепции каждого положения либо всей их системы в целом, обеспечивая тем самым совершенствование различных направлений оперативно-розыскной работы.
«В зависимости от характера и содержания выделяются правовые, организационные и морально-этические принципы»[24].
1. Правовые принципы классифицируются на две группы:
- конституционные (общеправовые), находящие применение в ОРД;
- отраслевые, относящиеся только к ОРД.
Общеправовые принципы — это руководящие начала для всей правоохранительной системы. К ним относятся: I) законность; 2) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.
Эти два принципа законодатель обозначил как конституционные, так как они основаны на конституционных нормах.
«Отраслевые (специальные) принципы действуют только в рамках одной отрасли права, т.е. ОРД. Они вытекают из закономерностей данной деятельности, поэтому имеют локальный характер и реализуются только в сфере ОРД. Отраслевыми принципами являются: 1) конспирация; 2) сочетание гласных и негласных методов и средств»[25].
В зависимости от текстуального закрепления принципы подразделяются: а) на нормы-принципы, находящие закрепление в статьях законов и подзаконных нормативных актах; б) принципы-положения, выработанные теорией и практикой ОРД в качестве организационно-управленческой основы функционирования оперативных подразделений.
Все принципы ОРД самостоятельны, среди них нет главных и второстепенных, и внутри их системы не может быть противопоставления одного принципа другому.
Вместе с тем ОРД как вид практической деятельности оперативных подразделений представляет собой специфическую систему со своим специальным аппаратом и организацией работы, которые соответствуют общепринятым в государстве правилам. В связи с этим выделяют организационные принципы.
2. Организационные принципы – это основополагающие идеи, требования и правила, выработанные оперативно-розыскной теорией и практикой. Данная группа принципов отражает основополагающие начала, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности оперативно-розыскных органов, а также исходные моменты их организации и функционирования.
Основными принципами теории ОРД являются объективность, конкретность, связь теории с практикой.
«Под принципами практики ОРД понимаются основные положения, которые должны соблюдаться оперативными сотрудниками в их повседневной практической деятельности»[26]. Многие из них были сформулированы в 1960-х гг. профессором А.Г. Лекарем и получили дальнейшее развитие в работах других ученых (И.А. Климов, В.А. Лукашов, Г.К. Синилов, К.В. Сурков и др.).
Принципы практики ОРД классифицируются на три группы:
- «общие принципы – научность, плановость, связь с населением;
- принципы управления оперативными подразделениями – демократический централизм, коллегиальность, единоначалие и др.;
- принципы осуществления ОРД – объективность, прогнозирование оперативной обстановки, оперативная готовность, наступательность»[27], привлечение конфидентов и др.
3. Морально-этические принципы являются основой, на которой базируется правовое регулирование ОРД для ее успешного осуществления в границах нравственности.
Если осмысливать сущность оперативно-розыскной деятельности с точки зрения нравственности, то мы неизбежно столкнемся с этическими оценками этой деятельности и рассуждениями о моральной дозволенности или недопустимости тех или иных конкретных способов решения частных задач в сфере ОРД. Поскольку в процессе осуществления возникают подобные нравственные отношения, то в рассматриваемой системе соответственно выделяется группа морально-этических принципов.
Игнорирование в процессе осуществления ОРД одного принципа или группы принципов разрушает целостность восприятия данного вида деятельности, снижает эффективность всей оперативно-розыскной работы.
В качестве наиболее общего и главного основания для всей классификации принципов ОРД могут выступать те закономерности, которые они отражают.
Следовательно, принципы ОРД должны в своей совокупности:
- «отражать ее социальный и правовой характер;
- способствовать познанию ее сущности;
- обеспечивать дальнейшее совершенствование ее правового регулирования;
- находить закрепление и отражение в действующих нормативных актах, а также в содержании конкретных организационных и тактических аспектов деятельности оперативных аппаратов;
- подчеркивать специфический и самостоятельный характер этой деятельности;
- отражать ее место и соотношение с другими видами правоохранительной деятельности;
- гарантировать соблюдение прав и свобод личности при проведении ОРД;
- служить базой при выявлении основных направлений совершенствования теории и практики ОРД»[28].
Кроме того, при отсутствии нормативного регулирования порядка решения конкретных оперативно-тактических задач принципы могут быть своеобразным регулятором выбора путей и пределов их правильного выполнения, принятия обоснованных и законных решений.
«Органы, осуществляющие ОРД, и их должностные лица строят свою деятельность на основе рассмотренной системы принципов и несут ответственность за их нарушение»[29]. Наряду с этим данными принципами могут руководствоваться различные государственные органы, судьи при рассмотрении ходатайств оперативно-розыскных органов о проведении ОРМ, затрагивающих конституционные права граждан, а также лица, вовлекаемые в сферу оперативно-розыскных отношений.
2.2. Содержание принципов оперативно-розыскной деятельности
«Под содержанием принципов ОРД понимается суть заключенных в них правовых и иных требований, определяющих их социальный смысл и направленность основанной на этих требованиях оперативно-розыскной практики»[30]. Именно существо правового требования, а не способ или прием, избранные законодателем, выражает содержание каждого принципа.
Анализ содержания принципов имеет существенное значение в теории ОРД и способствует их практической реализации. От того, какими принципами мы руководствуемся, зависит правильность познания и формирования данной отрасли знания, а также эффективность практических мер борьбы с преступностью.
Первая группа принципов вытекает из ст. 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[31].
Законность при осуществлении оперативно-розыскной деятельности означает, что должностные лица оперативных подразделений при ее осуществлении исходят из положений оперативно-розыскного законодательства и иных правовых актов, составляющих правовую основу ОРД. Законность оперативно-розыскного процесса означает надлежащее применение оперативно-процессуальных норм, в частности проведение оперативно-розыскных мероприятий с соблюдением соответствующих условий в установленном законодателем порядке и др. В свою очередь гарантией законности является контроль за организацией и непосредственным проведением оперативно-розыскных мероприятий со стороны руководителей органов, осуществляющих ОРД. Помимо того, на руководителей оперативных подразделений возложена персональная ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
«Законность – принцип, обусловленный таким правовым режимом в обществе, который основан на неукоснительном и точном исполнении всеми должностными лицами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности, и гражданами Конституции и законов Российской Федерации»[32]. Это означает, что вся деятельность оперативных работников должна осуществляться в строгом соответствии с Федеральным законом об ОРД, подзаконными нормативными актами и инструкциями Министерства внутренних дел и других правоохранительных ведомств. Принцип законности также требует точного соответствия всех подзаконных нормативных актов и актов правоприменения, издаваемых должностными лицами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности, Конституции и законам Российской Федерации.
Законность оперативно-розыскного процесса находит отражение в его урегулированности в правовых актах с акцентом на верховенство закона. Поэтому законность как принцип оперативно-розыскного процесса указывает на необходимость соблюдения правового режима добывания, проверки и использования оперативно-розыскной информации. Согласно этому основополагающему принципу оперативно-розыскного процесса сотрудники оперативных подразделений, осуществляющих ОРД, должны соблюдать предписания, изложенные прежде всего в открыто публикуемых законодательных и иных правовых актах, касающихся различных процедур сбора, проверки, обработки и использования оперативно-розыскной информации для решения задач оперативно-розыскного процесса. В качестве гарантий законности оперативно-розыскной деятельности выступают судебный контроль и прокурорский надзор за ОРД, а также ведомственный контроль.
«Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что защита граждан при проведении оперативно-розыскной деятельности осуществляется двумя способами, а именно:
– обжалование действий должностных лиц, осуществляющих опера- тивно-розыскную деятельность, если при этом были нарушены законные права и интересы гражданина (к таким действиям в первую очередь отно- сятся ОРМ по прослушиванию телефонных переговоров, обследованию жилища, контролю почтовых отправлений);
– ведомственный, судебный контроль и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, своевременное устранение возможных нарушений прав и свобод человека и гражданина (в ст. 5 Закона содержат ся предписания о возможности обжалования действий должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в суд)»[33].