Файл: Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При правовом регулировании оперативно-розыскной функции борьбы с преступностью данные конституционные нормы определяют ее границы, правовое поле действия. В частности, они ограничивают возможность вторжения в личную жизнь и хозяйственную деятельность граждан рамками их противоправного поведения, предоставляют им право обжалования действий субъектов ОРД, нарушивших эти конституционные права, и каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

Статья 8 Конституции РФ гарантирует обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, свободы экономической деятельности (ч. 1), а также равной защиты частной, муниципальной и государственной собственности (ч. 2). Данные конституционные положения частично получили развитие в различных отраслях законодательства (уголовном, административном, уголовно-процессуальном и др.), особенно в части декриминализации и криминализации хозяйственных правонарушений, и являются определяющими для регламентации ОРД в борьбе с экономической и организованной преступностью.

Данные конституционные положения получили частичное развитие в уголовном, административном и уголовно-процессуальном законодательстве, особенно в части декриминализации и криминализации хозяйственных правонарушений и являются определяющими для регламентации ОРД в борьбе с экономической и организованной преступностью.

Таким образом, конституционный уровень правового регулирования ОРД создает исходную правовую базу для определения направленности и границ последующего ее развития по регулирования, в свою очередь, непосредственного объекта оперативно-розыскных отношений.

Законодательный уровень регулирования затрагивает общественные отношения, подлежащие моделированию только в законах (при необходимости с отсылкой к дополнительным правовым актам). «В настоящее время общественные отношения в области ОРД регулируют более 20 законодательных актов»[12].

Нормы федеральных законов определяют стратегию уголовной политики, основные задачи, компетенцию оперативно-розыскных органов в борьбе с преступностью, направления, формы и методы борьбы с криминальными проявлениями. В них могут содержаться важнейшие положения, регламентирующие оперативно-розыскные меры борьбы с преступностью. Среди законов данного уровня ключевым является Закон об ОРД, поскольку его нормы определяют содержание этой деятельности и закрепляют систему гарантий законности при проведении ОРМ.


В России множество законов, в той или иной степени влияющих на содержание правовой основы ОРД. Однако определяющую роль в этом аспекте играют УК РФ и УПК РФ.

Уголовный кодекс РФ раскрывает понятие преступления, перечисляет общественно опасные деяния, позволяет осуществлять поиск признаков преступления в действиях (бездействии) лица, что составляет суть некоторых задач ОРД. Вместе с тем он содержит ряд правовых норм, реализация которых происходит и в оперативно-розыскной деятельности (ст. 37-39, 41, 42 — о необходимой обороне, причинении вреда, крайней необходимости, об обоснованном риске, исполнении приказа или распоряжения и др.).

Например, ст. 37 УК РФ[13] гласит, что лицо, находящееся в состоянии необходимой обороны, может быть освобождено от уголовной ответственности. В подобном положении часто оказываются штатные сотрудники оперативных аппаратов и конфиденциальные сотрудники при выполнении ими оперативно-розыскных задач.

Весьма актуальным дня ОРД остается и вопрос использования института крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) по отношению к конфиденциальным сотрудникам, внедренным в криминальные группы.

В борьбе с опасными криминальными проявлениями оперативные сотрудники действуют в условиях оправданного профессионального риска (ст. 41, 42 УК РФ). Аналогичное значение имеют и уголовно-правовые нормы о ненаказуемости обнаруженного преступного умысла, о добровольном отказе от доведения преступления до конца и др.

Уголовно-процессуальное законодательство, систематизированное в УПК РФ, регулирует общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства в части предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений и изобличения преступников. Так, ч. 4 ст. 157 УПК РФ[14] обязывает органы дознания в случае, если лицо, совершившее преступление, не обнаружено, принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для его установления, уведомляя следователя об их результатах. В данном случае возникает государственная необходимость и целесообразность осуществления оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, а также для принятия мер по предупреждению и пресечению преступных деяний.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен в пределах своей компетенции давать органу дознания письменные поручения о проведении ОРМ.

Наиболее очевидна связь ОРД с процессуальной деятельностью в процессе документирования противоправных действий. На данном этапе выявляются фактические данные – носители доказательственной информации, происходят их фиксация и последующее использование в доказывании в соответствии с уголовно-процессуальными требованиями, предъявляемыми к доказательствам (ст. 73-74 УПК РФ). В этом отношении документирование во многом сходно с процессуальным доказыванием.


Как показывает практика, из обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ, наиболее часто предметом документирования до возбуждения уголовного дела служат время, место, способ и другие признаки объективной стороны состава преступления; виновность конкретных лиц в совершении преступления; характер и размер ущерба, причиненного преступлением.

Кроме названных законов следует выделить и другие нормативные акты, регулирующие сферу ОРД:

- «УИК РФ в ст. 84 закрепляет право осуществления ОРД оперативными аппаратами Минюста России в исправительных учреждениях;

- Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» устанавливает отдельные положения проведения контролируемой поставки товаров (ст. 319, 320);

- Закон о полиции в п. 10 ч. 1 ст. 13 закрепляет право полиции проводить ОРМ;

- Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» определяет порядок сбора сведений о гражданах, обращающихся в ОВД за разрешением на частную детективную и охранную деятельность (ст. 6);

- Федеральный закон «О внешней разведке» в ст. 2 определяет сущность разведывательной деятельности как разновидности ОРД, которая заключается в добывании и обработке разведывательной информации о планах, возможностях и действиях иностранных государств, затрагивающих интересы Российской Федерации и другие»[15].

Три рассмотренных уровня правового регулирования общественных отношений при осуществлении ОРД образуют единую систему ее законодательного ре жирования, которая неуклонно расширяется, имеет открытый характер и может пополняться новыми законодательными актами.

Подзаконный уровень правового регулирования включает основную массу нормативно-правовых материалов, относящихся к сфере ОРД.

«Данный уровень содержит разнообразные нормативные акты, которые по юридической силе можно разделить на соответствующие подуровни: а) акты законодательной и исполнительной власти (указы, распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты палат Федерального Собрания РФ); б) акты ведомственного и межведомственного характера; акты органов местного самоуправления»[16].

Указы и распоряжения Президента РФ по большей части касаются решения текущих, организационных и процедурных вопросов.

Первую группу составляют указы Президента РФ, содержащие нормы общего характера:


- от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;

- от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» и др.

Во вторую группу входят нормативные правовые акты, касающиеся деятельности отдельных федеральных органов исполнительной власти – субъектов ОРД:

- указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»;

- указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту РФ» и др.

Третью группу составляют акты, касающиеся стратегических вопросов развития государства:

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утв. указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537;

- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895, и др.

«Акты Правительства РФ: а) подзаконны; б) обязательны к исполнению на всей территории РФ; в) имеют межотраслевое значение; г) разделяются на постановления, имеющие наиболее важное значение, и распоряжения — решения по оперативным текущим вопросам»[17]. К их числу относятся, например, постановление от 27 августа 2005 г. № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность», и др.

Высший представительный (законодательный) орган Российской Федерации – Федеральное Собрание принимает постановления, касающиеся урегулирования организационно-технических вопросов.

«Ведомственное и межведомственное подзаконное правовое регулирование общественных отношений в ОРД осуществляется министерствами, ведомствами, государственными комитетами в пределах компетенции данных исполнительных структур»[18].

Ведомственные акты данного уровня могут исходить:

- от органов, не являющихся оперативно-розыскными:

- органов, осуществляющих ОРД.

К числу нормативных актов, издаваемых первой группой органов, относятся: приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 16 января 2008 г. № 6 «Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий; приказ Генпрокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».


«Вторая группа нормативных актов издается органами, уполномоченными осуществлять ОРД. Большая часть данных актов, регулирующих организацию и тактику ОРД, является закрытой, т.е. имеет соответствующий гриф секретности»[19].

Кроме нормативных правовых актов, относящихся к указанным уровням, существенное значение имеют официальные разъяснения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, публикуемые в форме определений3См., например, определения Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. № 505-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Осокина А.Ю. на нарушение его конституционных прав частью 3 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»»[20] и др., постановлений, решений.

Подводя итог изложенному можно сделать вывод, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности представляет собой совокупность нормативных актов, регулирующих группы общественных отношений, возникающие в сфере этой деятельности.

Рассмотренные законы и подзаконные нормативные акты составляют основу правового регулирования ОРД, которая постоянно совершенствуется под воздействием практики борьбы с преступностью.

2. Принципы оперативно-розыскной деятельности

2.1. Понятие и система принципов оперативно-розыскной деятельности

ОРД как другие виды юридической деятельности основывается на соблюдении определенных принципов. Принципы от лат – основа, начало) выступаю в объективной действительности в качестве руководящих, организующих идей, требований и правил, которыми руководствуются люди в той или иной области своей практической деятельности. «Наряду с этим под термином «принцип» подразумевается внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения»[21].

По существу, «принципы» - сугубо гносеологическое понятие, но вместе с тем и концентрированное знание действительности, и средство его познания. Принципы не существуют сами по себе, вне какой-либо деятельности, которая дает им конкретное организационное и тактическое наполнение. В то же время они вносят единство в истолкование знания и служат отражением в нем основных объективных закономерностей какой либо деятельности. Внешне отклонение от принципов неизбежно приводит к извращением еге сути, а при большом количестве отклонений – к перерождению в иной вид деятельности.