ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2020
Просмотров: 328
Скачиваний: 4
Покупатели образовательных услуг - это те, кто платит за образование. Ими могут быть и сами учащиеся, и их родители, и фирмы, оплачивающие обучение сотрудника или его ребенка, и государство, заказывающее подготовку специалистов.
Потребитель образовательных услуг, участвуя в конкурсе бюджетных мест или оплачивая образовательную услугу, во многом прогнозирует себя как продавца рабочей силы - с учетом длительности процесса оказания услуг и неизбежно долгосрочного характера прогноза.
Долгосрочный прогноз конъюнктуры на рынке труда осуществляет также фирма, оплачивающая обучение своего сотрудника, но цель этого прогноза иная - оценить собственную перспективную потребность в специалистах.
Продавцы образовательных услуг - это прежде всего учебные заведения различных уровней, различной специализации и различных форм собственности.
Помимо учебных заведений продавцами образовательных услуг могут выступать:
· предприятия, организующие курсы повышения квалификации работников;
· посреднические фирмы (агентства по трудоустройству, биржи труда и т.д.);
· отдельные преподаватели, предлагающие репетиторские услуги.
Под конъюнктурой рынка понимается определенное соотношение между спросом и предложением как по отдельным товарам и их группам, так и по товарной и денежной массе в целом. Для образовательных услуг конъюнктура рынка во многом зависит от конъюнктуры рынка труда, который в значительной степени, но не в полном объеме определяется социальными и экономическими факторами.
Исследование конъюнктуры рынка образовательных услуг является одной из стадий маркетингового анализа, который должен учитывать две группы факторов, учитывающих:
1. специфику циклического развития экономики региона либо страны (спад, депрессия, оживление, подъем);
2. научно-технический прогресс, государственное регулирование, инфляцию, социальные конфликты и т.д.
Факторы второй группы могут затушевать и изменять факторы первой группы, что мы и наблюдаем в настоящее время: спад и депрессия экономики сопровождаются ростом объемов образовательных услуг.
Под емкостью рынка, как правило, понимают возможные объемы продаж. Под емкостью рынка образовательных услуг мы будем подразумевать возможный набор учащихся, агрегированный по различным признакам.
Как уже отмечалось, образовательной услуги присущи такие свойства, как неосязаемость, неотделимость от производителя, непостоянство качества, несохраняемость. Обычно под образовательными услугами понимаются объем учебной и научной информации, сумма знаний общеобразовательного и специального характера, и практические навыки, передаваемые личности по определенной программе. Но качество образовательной услуги зависит не только от качества и количества труда преподавателя, но и от качества и количества труда учащегося.
Производство образовательных услуг имеет такие специфические особенности, как высшая степень индивидуализации (каждый субъект их производства индивидуален в силу особой индивидуальности каждого отдельного человека) и гетерогенность (разнообразие). То есть у образовательных услуг большая степень потребительской ориентации, чем у любого другого продукта. Природа образовательных услуг такова, что для образовательного производства характерно преобладание экстенсивных форм развития.
Наряду с рассмотренными свойствами можно выделить и такие характеристики, как высокая стоимость образовательных услуг, относительная длительность их производства; всеобщность данной формы продукции. Каждый человек (в большей или меньшей мере) нуждается в получении образовательных услуг. И неважно, в данном случае, в каком объеме, какого качества.
Отсюда, рынок образовательных услуг с точки зрения спроса не имеет границ и сегментируется лишь по видам образовательных услуг, а с точки зрения предложения в высокой степени монополен в силу высокой стоимости организации их производства. Монопольно и производство образовательных услуг, что определяется спецификой технологий производства, особенностью производимого продукта и особым характером его потребления.
Рассмотрим образовательную услугу с позиций потребления.
Одновременность производства и потребления образовательных услуг должна привести к тому, что процесс оказания услуг как деятельность совпадает с ее результатом (полезным эффектом). Полезный эффект образовательных услуг характеризует степень удовлетворения потребителя услугой.
Так как существует многосубъектность потребления образовательных услуг, то к характеристике их потребления отнесем сложность потребительского выбора, поскольку не каждый из субъектов потребителей образовательных услуг владеет полной информацией о потребительских свойствах данной услуги. Мало того, в силу слабой изученности структуры потребителей в образовании, структуры самого образования, структуры образовательной услуги, зачастую субъекты-потребители образовательных услуг не имеют возможности даже косвенной оценки полезности этих услуг.
Отметим и такую особенность образовательной услуги, как творческое содержание процесса ее потребления. Другой особенностью является соответствие уровня потребления уровню (количественно-качественному) образовательной услуги. Потребление образовательных услуг обусловливается также не только уровнем интеллектуального развития, но и возрастными особенностями организма человека.
Особенностью потребления образовательных услуг является и необходимость личного контакта людей. Процесс самообразования в этом смысле не является процессом потребления данной услуги. С позиций потребления образовательные услуги можно характеризовать как несохраняемые, так как, с одной стороны, существует способность человека забывать, с другой - идет быстрое моральное старение некоторых видов образовательных услуг.
Наряду с рассмотренными свойствами образовательных услуг с точки зрения потребления можно выделить и такие характеристики, как эридитарность (отсроченность эффекта), зависимость от условий потребления.
Еще одной особенностью образовательной услуги является ее общественное коллективное потребление. Результат получения образовательной услуги сказывается не только для отдельного человека, но и для общества в целом через повышение качества самого общества.
К основным свойствам образовательной услуги с точки зрения потребления следует отнести то, что она преобразует самого потребителя, а через него и все общество.
Отметим более сильную мотивацию в экономическом поведении потребителя образовательной услуги по сравнению с экономическими субъектами на обычном товарном рынке. Она связана с утверждением социальной престижности экономического субъекта, а также с возможностью приобщения к образу жизни определенного слоя общества.
Еще одной особенностью образовательной услуги является то, что она не есть результат только труда системы «ученик-учитель», «преподаватель-учащийся (студент)». Результат, каковым она является, опосредуется средой, в которой ее производят, средой, в которой потребляется образовательная услуга (для конечного потребителя).
Согласно Закону, образовательную (учебную) деятельность вправе осуществлять юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом (цитируем Закон) "государственные и частные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций".
Таким образом, законодательство исключает коммерческие организации из образовательного процесса - ООО, ЗАО, ОАО и им подобные организации вести образовательную деятельность не вправе.
Образовательная деятельность, осуществляемая юридическим лицом, подлежит обязательному лицензированию. В то же время, индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, осуществляемая физическим лицом - предпринимателем, по Закону не лицензируется. Закон не расшифровывает, что следует понимать под индивидуальной педагогической деятельностью. По нашему мнению, основанному на сложившейся практике, к ней следует относить образовательные услуги, оказываемые физическим лицом, имеющим соответствующее педагогическое (профессиональное) образование, единолично, собственным трудом (без привлечения по найму и по иным основаниям других специалистов, занятых в образовательном процессе) - например, репетиторство, гувернерство и т.п.
Процедура получения лицензии на право ведения образовательной деятельности достаточно сложна, о ней мы расскажем ниже. Здесь же отметим, что обойти требование Закона и осуществлять образовательную деятельность без лицензии нельзя - подобные действия влекут за собой уголовную ответственность.
В то же время, к образовательный услугам не относятся такие виды деятельности, как проведение семинаров, тренингов, лекций, выставок, оказание консультаций и т.д. - но только в том случае, если по окончании подобных мероприятий слушателям не выдаются документы (дипломы, аттестаты, свидетельства, справки и пр.) о полученном образовании или о присвоенной квалификации. В качестве примера деятельности, не являющейся образовательной и не подлежащей лицензированию, можно привести лекции по астрономии, читаемые в Планетарии, сопровождающиеся демонстрацией звездного неба с помощью специального аппарата, которые может посетить любой желающий, купивший билет. Аналогично, не относится к образовательной деятельность музеев, предоставляющих широкой публике доступ к своим экспонатам.
Очевидно, что деятельностью, "похожей" на образовательную, но таковой не являющейся, могут заниматься юридические лица любых форм (в том числе ООО и ЗАО), а не только некоммерческие организации.
Создание и регистрация образовательного учреждения
Как было сказано выше, образовательные учреждения могут создаваться в форме некоммерческих организаций. О возможных организационно-правовых формах некоммерческих организаций:
общественное объединение, некоммерческое партнерство,
автономная некоммерческая организация,
фонд,
Согласно Закону "образовательным
является учреждение, осуществляющее
образовательный процесс, то есть
реализующее одну или несколько
образовательных программ и (или)
обеспечивающее содержание и воспитание
обучающихся, воспитанников".
Сам
термин "образовательное учреждение",
используемый в Законе является не очень
удачным, поскольку вызывает путаницу
и может привести к ошибочному выводу о
том, что образовательной деятельностью
вправе заниматься только учреждения
- единственная из возможных
организационно-правовых форм некоммерческих
организаций. Это неверно - образовательные
услуги может оказывать некоммерческая
организация любой из перечисленных
выше форм.
Дело в том, что Гражданский кодекс дает учреждению следующее определение: "учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично". Как видно, это определение в корне отличается от определения образовательного учреждения. Получается, что по Закону "Об образовании" образовательное учреждение может быть создано в "гражданско-правовом смысле", например, в форме некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации, а также и в форме собственно учреждения.
Учредителями образовательных учреждений могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, российские и иностранные организации любых форм, их объединения (ассоциации и союзы), граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, частными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
Закон подразделяет образовательные учреждения на следующие типы:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
7) учреждения дополнительного образования детей;
8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для частных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
Особые требования Закон предъявляет к уставу образовательного учреждения. В уставе в обязательном порядке должны быть указаны:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
2) сведения об учредителях;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и(или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;