Файл: Образовательная услуга.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2020

Просмотров: 327

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2 - Сравнительная характеристика моделей финансирования профессионального образования

Признак сравнения

Подход к финансированию

На договорной основе

НПФ

Финансирование «по результатам»

Сущность подхода

Проведение конкурса на предоставление услуг определенного объема и выделение средств учреждению-победителю. Задание на поставку размещается на договорной основе, а не принудительно

Расчет объемов финансирования вузов происходит исходя из утвержденного норматива затрат на обучение одного студента и численности студентов либо иных числовых параметров, характеризующих валовые объемы деятельности вуза.

При расчетах объема финансирования используются весовые коэффициенты в зависимости от направления (специальности), типа учебной программы или категории вуза

Система выделения бюджетных средств ориентирована на достижение определенных целевых результатов. Бюджетные средства обычно выделяются вузам в зависимости от фактического выпуска студентов и аспирантов

Страна

Большинство развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки

Канада, Франция, Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия, некоторые развивающиеся государства Азии и Африки

Дания, Финляндия, Израиль, Голландия и др.

Достоинства подхода

Снижение бюджетных затрат при росте конкурентных начал в системе образования

Стимулирование вузов к эффективному использованию бюджетных средств. Бюджетные средства попадают в те вузы, которые предложат наименьшую стоимость обучения при требуемом уровне качества

Позволяет повысить эффективность и получить лучшие результаты на единицу затраченных ресурсов

Недостатки подхода

Объем бюджетных ассигнований слабо связан с результатами деятельности вуза. Происходящие изменения, например увеличение численности приема, не обязательно приводят к адекватному увеличению объемов бюджетного финансирования

В большинстве государств модели НПФ с годами трансформировались в достаточно сложные системы с большим количеством критериев и тарифных сеток, что приводит к непрозрачности расчета объемов финансирования. Финансовое наполнение норматива по разным государствам может отличаться на два порядка

Одной из основных проблем является разработка стимулов, которые будут достаточными для достижения желаемых результатов, но не приведут к нарушению процесса функционирования вуза

 

Перспективы развития

Большинство стран стремится использовать комбинированные подходы, позволяющие обеспечить для граждан доступ к высшему образованию и контролировать качество работы вуза с результатами обучения студентов. Например, принцип финансирования, ориентированного на результат, сочетается с методом НПФ.

В большинстве государств формула подушевого финансирования основана на данных о численности студентов за предыдущий год, и, как следствие, расчеты по формулам являются прозрачными.

С целью дифференциации норматива в зависимости от направления обучения (специальности) в большинстве государств используются тарифные сетки, число которых может варьироваться от 3 (Великобритания) до 25 (Новая Зеландия). При этом ведется работа по упрощению формул расчета объемов финансирования, сокращению количества тарифных сеток.

Используются так называемые коэффициенты уровней обучения (например, Австралия) для бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Существенную роль в определении норматива играет форма обучения - очная или заочная.



Модель нормативно-подушевого финансирования вузов можно задать следующей формулой:

,                   

где Vf- объем бюджетного финансирования вуза;

K1 - коэффициент дифференциации в зависимости от территориального расположения вуза (территории, где фактические затраты вуза на обучение студентов объективно значительно выше, должны финансироваться по более высоким нормативам);

K2 - коэффициент дифференциации в зависимости от рейтинга вуза;

Kij - коэффициент дифференциации, заданный по укрупненным группам специальностей, направлений подготовки (i) и формам обучения (j);

Vi - норматив подушевого финансирования студентов определенной категории;

N- контингент студентов соответствующей нормативной категории;

Fq - объем финансирования вуза, не зависящий от контингента студентов (финансирование фундаментальной, прикладной и научно-практической деятельности бюджетами различных уровней, инвестиции в основные фонды, строительство и пр.).



15