Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Монопольная цена. Поведение фирмы-монополиста на рынке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема данной курсовой работы, является актуальной на сегодняшний день. Это связано с тем, что в Российской Федерации, существует множество компаний, являющихся мировыми игроками, и обладающими крупными производственными мощностями. Они занимают значительное место в производстве страны. Происходящий рост таких монополий, вызывает необходимость по совершенствованию и развитию антимонопольной политики как в России, так и во многих других странах. Ведь несмотря на растущий рост промышленности, и увеличению конкуренции, вопрос о постепенной монополизации, стоит весьма остро.

Необходимо обратить внимание на то, что такая проблема, как- монополизация, вызывает большой интерес, и постоянно звучат дискуссии, между учеными. Такая проблема, в первую очередь, связана с развитием множества форм конкуренции.

Современные монополии, являются весьма неоднозначными. Это связано с тем, что жизнь в нынешних условия, является весьма динамичной. В современной монополии, существуют как критерии экономической эффективности, так и всевозможные политические и социальные факторы.

Роль всевозможных монополистических объединений, в современном мире, является значительной. Тем самым, она заслуживает тщательного изучения. Множество как ученых, так и исследователей, по разному относятся к монополии. Но в монополизации, есть не только плохие стороны. Это отмечается учеными. Весьма двойственным, является отношение как государства так и общества, к различным монополиям.

С одной стороны, монополии, в значительной степени ограничивают выпуск определенной продукции, а также устанавливают на неё, значительно высокие цены, благодаря своему положению на рынке. Такая ситуация, вызывает не рациональное распределение значительного количества ресурсов, и ведет к усилению неравенства в доходах.

С другой стороны, товары, а также услуги компаний- монополистов, отличаются высоким качеством. Такое положение, дает возможность завоевать монополиям главенствующее положение, на определенном рынке. Монополизация, способна оказать влияние, на рост эффективности производства. Другими словами, весьма крупное предприятие, на защищенном рынке, имеет у себя необходимые средства для проведения модернизации производства и осуществления исследований.

Монополии по своей сути, являются неотъемлемой частью абсолютно любой развитой страны. Их работа, способна оказать влияния, на все сферы жизни общества и государства.


Целью курсовой работы, является рассмотрение монополизации рынков, форм монополий.

Объектом курсовой работы, выступает монополизация рынков.

Предметом курсовой работы, являются монополии, их формы и регулирование.

Основываясь на поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

- определить понятие и виды монополий

- рассмотреть монополию и её особенности

- изучить влияние монополий на экономику

Структурно, данная работа представлена введением, двумя главами, заключением, а также списком литературы. Иллюстрирована таблицами, графиками, а также рисунками

Во время написания курсовой работы, было использовано следующее: анализ нормативно-правовых документов, анализ научной литературы, метод обобщения, а также метод классификации. Также были использованы труды следующих ученых и исследователей: Юсупова Г. Ф., Д. Гаврилов, Б. Дударова, А. Кинев, Д. Серегин, С. Пузыревский, И. Князева, Каганов В. Ш., А. Бутыркин и другие.

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследовательской деятельности

1.1. Возникновение, развитие и сущность монополии

В науке, у определения "монополия", существует достаточно большое количество определений. Это связано с тем, что монополия, является много аспектным понятием. В тоже время, данное понятие, является весьма важным, в связи с чем, в мировой экономической теории, существует такое понятие - как теория монополии. В границах данной теории, монополия может рассматриваться, через призму трёх аспектов:

- с точки зрения рыночной структуры;

- с точки зрения рыночного поведения;

- с точки зрения рыночных итогов. [1, с. 146]

При рассмотрении по отдельности каждого из этих аспектов, необходимо уточнить то, что основываясь на рыночной структуре, для монополии, можно дать следующее определение: это форма рынка, в условиях которой, весь объём предложения, приходится только на одного субъекта. Производя изучение монополии, через призму конкретно данного аспекта, достаточно большое внимание, уделяется выяснению пространственных границ. В рамках этих границ, определяется господство данного субъекта. Данное пространство, принято называть - отрасль. [2, с. 152]


Весьма уместным, будет проведение ещё одного определения монополии. Согласно нему: монополия – это такое явление, при котором в отрасли, господствует только одна фирма, и в которой границы фирмы, а также отрасли, совпадают. [3, с. 336]

С точки зрения рыночного поведения, давая определение монополии, теорией монополии, проводится изучение использования основных инструментов субъектом (к примеру, таких как цена, реклама, качество, бренд и т.д.). Субъект при монополии, оперирует данными инструментами, при этом, не учитывая конкуренцию. Это значит, что не происходит учета интересов конкурентов на рынке.

Теорией монополии, при обращении наибольшего объёма внимания, рыночным итогам, отмечается то, что в случае присутствия монополии, итоги, весьма тесно связаны, со следующими факторами:

- монопольно высокие цены

- ограниченная готовность монополии к инновациям. [4, с. 152]

Учитывая то, что понятие монополии, является весьма важным для предмета моей работы, данное понятие, необходимо описать, более детально.

Монополии, представляют собой, крупные хозяйственные объединения (различные картели, синдикаты, концерны, корпорации и т.д.), которые находятся, в частной собственности (индивидуальная, групповая или акционерная), и тем самым, осуществляют контроль, над различными отраслями, рынками, а также экономикой, основываясь на высокой степени концентрации производства (и капитала), с целью диктования монопольных цен. Как следствие такой деятельности, происходит извлечение монопольных прибылей. Господство в экономике, выступает как основа влияния, оказываемого монополиями, на все сферы жизни общества. [10, с. 168]

Создание крупных корпоративных структур, а также их последующая транснационализация, достаточно тесно связана, с монополизацией хозяйственной жизни, и увеличивающейся конкуренцией, на всех товарных рынках. Крупные корпоративные структуры, исторически рассматривались, в качестве монополий. В них (до недавнего времени), видели по большей части негативное, своеобразное ограничение свободной конкуренции, нежели позитивное, которое могло бы способствовать союзу государства с предпринимателями. Если брать во внимание монополистические образования, которые присутствуют в промышленном производстве, то можно увидеть ситуацию, согласно которой, отдельные крупные предприятия (объединения предприятия, хозяйственные товарищества), производящие значительный объем продукции, определенного вида, занимают доминирующее положение на рынке. В связи с этим, они получают возможность, оказывать влияние на процесс ценообразования, тем самым, добиваясь наиболее выгодных цен для себя. Также, они получают значительно высокие прибыли, которые являются монопольными. [5, с. 276]


Помимо этого, во время проведения анализа монополии, весьма важно брать во внимание, неоднозначность самого термина - «монополия». Нельзя выделять суть данного понятия, из этимологии слова «моно» - "одно", и «полио» - "продаю". На практике, весьма тяжело найти ситуацию, в которой на рынке, действовала бы одна единственная фирма (производитель товаров, которые не имеет конкурентов). Из этого следует, что использование самого термина монополия, всегда присутствует, известная доля условности. [6, с. 302-304]

Посредством высокого уровня сосредоточения экономических ресурсов, монополиями создаются возможности, для ускорения технического прогресса. В тоже время, данные возможности, могут быть реализованы, в тех случаях, при которых такое ускорение, будет способствовать извлечению монопольных и достаточно высоких прибылей. Действующие крупные фирмы, которые обладают достаточно высокой властью, являются желательным явлением в экономике. Это связано с тем, что посредством них, ускоряются технические изменения. Основывается это на том, что фирмы, которые обладают монопольной властью, способны тратить свои монопольные прибыли, на различные исследования, дл защиты или систематизации своей монопольной власти. Проводя различные исследования, они способны обеспечить получение выгоды, как самим себе, так и в целом обществу. Но на сегодняшний день, убедительных доказательств того, что монополии, играют важную роль в развитии технического прогресса, не существует. Это связано с тем, что монополии, могут тормозить развитие технического прогресса. Применятся такая политика может в случае того, когда он, угрожает получению ими прибыли. [7, с. 202]

В России, появление монополий, а также их развитие, было весьма своеобразным. Первые монополии в стране, были образованы, в 80-х годах XIX века. Уже в 80-90 годах того же столетия, в стране осуществляло свою деятельность не меньше 50-ти всевозможных союзов, а также соглашений, не только в промышленности, но и на водном транспорте. [8, с. 314]

История монополий, весьма тесно связана, с развитием трех процессов. Такие процессы, ускоряли рост монополизации хозяйств, на каждом этапе, при этом, придавая данному росту, новые формы. К числу важных процессов, можно отнести:

- рост акционерной собственности;

- новую роль банков, а также развитие системы участия;

- монополистические слияния, в качестве способа централизации капитала;

- развитие форм капиталистических объединений, а также новые формы объединений. [9, с. 192]


Каждый из данных процессов, содержит в себе, самостоятельное значение, а также развитие современного капитализма. Наряду с этим, все процессы в целом, и по отдельности, по-своему ускоряют развитие монополизации хозяйства.

На сегодняшний день, выделяют 2 способа по образованию монополий:

1) при помощи капитализации прибыли

2) посредством слияний и поглощений.

В последнее время, в значительной степени, отмечается существенное преобладание второго способа. [4, с. 152]

Методы по концентрации, а также централизации капитала, которые применялись еще в XIX веке, в достаточной мере не обеспечивали необходимого сосредоточения капитала, для осуществления эффективного массового производства. Скопление производства в одном месте, а также создание новых крупных заводов и фабрик, приводили к необходимости резкого расширения, рамок капиталистической собственности. Различные способы, по такому быстрому расширению размеров капиталистической собственности, которая находится под единым контролем, существовали уже давно. Но только под влиянием быстрого роста производительных сил, такие способы, получили весьма широкое распространение, и вместе с тем, решающее значение. Такое положение, в первую очередь, занимала акционерная форма организации капиталистических компаний. [11, с. 493]

Достаточно значимая сторона по развитию монополий, связана с новой ролью банков, а также иных финансовых институтов, с так называемой- системой участия. От концентрации производства, а также капитала, происходило постоянное усиление необходимости по расширению роли банков. Такое положение, заставляло промышленные компании, находить совместно с банками, прочные связи. Такие связи, были необходимы, для получения долгосрочных ссуд, открытий кредитов, в случае изменения, действующей экономической конъюнктуры. Из скромных посредников, банки превращались во всесильных монополистов. Такая ситуация, могла означать, формальное создание - «общего распределения средств производства». Но по своему содержанию, данное определение, является частным. Другими словами, сообразованным, связанным с интересами монополистического капитала. Результатом объединения банковского и промышленного капитала, стало образование финансового капитала, а также финансовой олигархии. [12, с. 252]

В конце XIX века, возникла реальная угроза, для функционирования конкуренции в экономике (которая является необходимым атрибутом рынка), в виде монополистических образований. Со временем, новые формы, постепенно приобретали отношения конкуренции. В результате дифференциации продукции, а также значительного роста числа многоотраслевых компаний, понятие отрасли, утратило свою жесткость очертаний. В результате этих изменений, экономика ХХ века, невзирая на процесс монополизации, который постоянно усиливался (а если быть точнее, благодаря данному процессу), могла быть охарактеризована, одновременным ростом не только силы крупных субъектов хозяйствования, но также и интенсивности конкурентной борьбы, в общей системе хозяйственных отношений. Вместе с этим, с целью укрепления своей конкурентоспособности, на протяжении XIX века, весьма устойчиво, увеличивались масштабы, а также глубина по координации экономических действий, между различными субъектами рынка. Конкурентные позиции фирмы, перестало определять, количество выпускаемой продукции. Данному критерию, на смену, пришло качество, а также способность с наибольшей эффективностью, удовлетворять все растущие потребности, имеющиеся у покупателя. Со временем, осуществлены были изменения, в структуре затрат фирм. Существующее стремление, направленное на повышение конкурентоспособности, породило тенденцию, направленную на рост удельного веса постоянных издержек фирмы. Это способствовало увеличению ее потери, при колебаниях, в объеме производства, а также сбыта продукции. Такая ситуация, способствовала ограничению возможности крупных фирм, осуществлять управление размером прибыли, через сокращение выпуска. [13, с. 336]