Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Монопольная цена. Поведение фирмы-монополиста на рынке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для расчета, возьмем ситуацию, при которой монополист будет реализовывать товар, по цене 600.000 рублей за единицу. В таком случае, при расширении сбыта на 1.000 единиц товара, он будет вынужден, каждый раз снижать ее цену, на 1.000 рублей. В связи с этим, предельный доход, будет сокращаться на 2.000 рублей, в случае каждого расширения объема продаж. Фирма, способна максимизировать прибыль, путем производства 12.000 единиц продукции. Как раз при таком объеме по выпуску продукции, ее предельный доход, в значительной степени, будет приближен к предельным издержкам. В том случае, при котором фирмой производится 13.000 единиц, то данная дополнительная 1.000 единиц, в большей степени добавит к издержкам, нежели к доходу. Тем самым, она уменьшит существующую прибыль. [24, с. 512]

Учитывая то, что на конкурентном рынке, при котором цена, а также предельный доход фирмы являющейся монополистом совпадают, было бы произведено, 13.000 единиц продукции. При этом, цена данной продукции, была бы ниже, чем та цена, которая бы действовала в условиях монополии табл. 2:

Таблица 2

Сравнение конкурентного рынка и монополии

Конкурентный рынок

Монополизированный рынок

Оптимальный объем производства

13

12

Цена в тыс. рублей

588

589

Выбор фирмой являющейся монополистом цены, а также объема производства, показан на рисунке 2. [25, с. 416]

цена

589

588 МС

Д

МР

12 13 количество

Рис. 2. Определение цены объема производства фирмой монополистом: D – спрос; MR – предельный доход; MC – предельные издержки.

С учетом того, что в нашем примере, производство является возможным, только в целых единицах продукции. А сама точка А, находящаяся на графике, располагается между 12 и 13 тыс. единиц. Та 13-я тысяча единиц продукции, которая не была произведена монополистом (но могла бы выпущена при условиях конкуренции), будет означать, потерю для потребителей. Это связано с тем, что часть из потребителей, отказалась от покупки, из-за высокой цены, которая была установлена производителем - монополистом.

Абсолютно любая фирма, существующий спрос на продукцию которой, является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. В связи с этим, цена, а также объем производства, которые приносят ей максимальную прибыль, соответственно будут выше и ниже, чем при условиях совершенной конкуренции. В такой ситуации, на рынках тех рынках, которые относятся к несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция), каждая из фирм, будет обладать, определенной монопольной властью. Такая власть, будет наиболее сильной, при чистой монополии. [26, с. 144]


2.4 Монополия и эластичность спроса.

Как уже было указано выше, предельный доход (в условиях совершенной конкуренции), будет равен цене единицы товара, а существующий спрос на продукцию фирмы, будет совершенно эластичным. Предельный доход, в случае существования монопольной власти, будет меньше цены, а кривая спроса на продукцию, будет выступать в качестве наклонной. Это даст фирме возможность (фирме, которая обладает монопольной властью), получать дополнительную прибыль. [24, с. 512]

Действующая эластичность спроса на продукцию, (даже в ситуации, при которой на рынке, только один продавец данной продукции, в значительной степени, влияет на ту цену, которая установлена монополистом. Располагая правильной информацией об эластичности спроса (обозначим ∑), а также те данные, которые характеризуют предельные издержки фирмы MC, руководство фирмы, может рассчитать цену продукции I, по следующей формуле:

I =

Чем меньше будет эластичность спроса, тем более приближены, будут условия действительности монополиста, к условиям свободной конкуренции. И в тоже время наоборот, в случае неэластичного спроса, у монополии, будет создаваться больше возможностей для резкого повышения цены, и получению монопольных доходов. [23, с. 112]

2.5 Влияние налогов на поведение монополиста.

Учитывая то, что посредством налога, увеличиваются предельные издержки, и при этом кривая предельных издержек (обозначаемая MC), будет сместится влево и вверх, в положение MC1 (как это изображено на рис 3.), фирма начнет максимизировать свою прибыль, в точке пересечения Р1, а также Q1.

Р

Р1 МС1

Р2 налог

Д

МС2 МР

Q1 Q2 Q

Рис.3. Влияние налога на цену и объем производства фирмы-монополиста:

Д – спрос, MР – величина предельного дохода, MC1 – величина предельных издержек, без учета налога, MC2 - величина предельных издержек, с учетом налога. [19, с. 256]

Монополист, в результате введения налога, сократит производство, и повысит цену. Ту величину, в соответствии с которой он повысит цену, можно рассчитать, посредством формулы. В том случае, когда эластичность спроса, будет составлять – 1,5 года, в таком случае

Стоит отметить, что после введения налога, цена увеличивается ровно на величину, которая в три раза, превышает размер введенного налога. Влияние налога на монопольную цену, напрямую зависит от эластичности спроса. Это правило гласит: чем незначительнее гибким будет спрос, тем в значительно высокой степени, монополист увеличит цену, после введения налога.


2.6 Монополия и эффективность.

Действующие в современном мире монополии, снижают экономическую эффективность, по крайней мере по трем причинам. К этим причинам можно отнести:

Во-первых, объем производства, который максимизирует прибыль монополиста ниже, а цена на товар выше (чем в условиях совершенной конкуренции). Такая ситуация, приводит к тому, что ресурсы общества, используются не в полном объеме. При этом, часть продукции, которая необходима для общества, не производится. Количество выпускаемой продукции, не достигает точки минимальных средних валовых издержек. В связи с этим, производство, осуществляется не с минимально возможными технологии издержками. Другими словами, не достигается максимальная производственная эффективность. [21, с. 152]

Во – вторых, выступая как единственный продавец на рынке, монополист, не стремится к снижению производственных издержек. У него нет стимула для использования прогрессивной технологии. Модернизация производства, уменьшение издержек, гибкость, не выступают для него, вопросами выживания.

В - третьих, существующие барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, и огромные силы, а также средства, которые монополисты, тратят на сохранение собственной рыночной власти, осуществляют сдерживающие воздействие, на экономическую эффективность. Незначительно крупным фирмам, с новыми идеями, достаточно трудно пробиться, на монополизированные рынки. [20, с. 320]

Но невзирая на существующие негативные стороны монополии, также можно выделить, присущие её преимущества, с точки зрения научно-технического прогресса. Данные преимущества, заключаются:

1) совершенная конкуренция, от каждого производителя требует использовать наиболее эффективную технику, из тех, которые уже существуют. В тоже время, разработка новых, значительно прогрессивных технических решений, не является возможным для отдельной конкурентной фирмы. Необходимыми являются значительные средства, необходимые для финансирования. В тоже время, у монополии (или олигополии), имеющей высокую экономическую прибыль, имеются достаточные финансовые ресурсы, для осуществления инвестиций в научно-технический прогресс. [24, с. 512]

2) высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, добавляют олигополиям (и монополиям), уверенность в том, что экономическая прибыль, являющаяся результатом использования в производстве научно-технических достижений, будет сохранятся значительно продолжительное время, и инвестиции, предоставят долговременную отдачу.


3) получение монопольной прибыли, за счет более высоких цен, выступает как стимул для инновационной деятельности. В том случае, когда вслед за нововведением, которое снижает издержки, следовало бы понижение цен, то причин для развития инновационных процессов, не существовало бы.

4) монополия стимулирует конкуренцию. Это связано с тем, что монопольно высокие прибыли, являются крайне привлекательными, для других фирм. Они поддерживают стремление последних, войти в отрасль.

5) монополия, в отдельных случаях, способствует снижению издержек, а также реализации эффекта масштаба (естественная монополия). Конкуренция в таких отраслях, могла бы привести, к росту средних затрат, а также снижению эффективности. [25, с. 416]

В итоге данной главы, хотелось бы отметить существующее разнообразие форм, а также критериев, посредством которых, монополия и по сей день, может считаться в некоторых случаях как удачный вариант для роста экономики государства, и общества в частности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При подведении итогов данной работы, необходимо обратить внимание на то, что цели, а также задачи, которые были поставлены, достигнуты в полной мере. Такая ситуация, дает возможность, сделать следующие выводы:

1) монополия, обычно возникает в тех случаях, в которых отсутствуют реальные альтернативы, или не наблюдается близких заменителей. Также, она может возникнуть в случае, когда выпускаемый продукт, в известной степени является уникальным, а также барьеры по вступлению в отрасль, являются большими.

Сущность монополии, может быть охарактеризована, следующими ситуациями:

а) Монополия, возникает из господства, действующего в производстве;

б) Монополия, при господстве в производстве, также господствует на рынке;

в) Монополия, благодаря монопольным ценам, получает монопольно высокую прибыль;

Получение максимальной прибыли, является главной целью монополиста. Для получения такой прибыли, он зачастую пользуется положительным эффектом масштаба.

А вот главная цель любой антимонопольной политики, заключается в пресечении монополистических злоупотреблений.

Стоит отметить, что Российские монополии, в своем большинстве, являются естественными. Они формировались, по совершенно противоположному пути, по сравнению с зарубежными.

Для того, чтобы определить степень концентрации в какой-либо отрасли, государство обычно основывается на трех показателях. Это: размер оборота, число занятых, величина капитала. Более важным из перечисленного, с позиции политики, выступает доля оборота фирмы на конкретном рынке. Это связано с тем, что именно данный критерий, указывает на то, какую часть общего предложения товара, концентрирует конкретно данная фирма.


Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также закон «О естественных монополиях», являются основными законами, которые регулируют монополии.

В курсовой работе, была рассмотрена монополизация рынков, её формы, виды и особенности современной монополизации экономики. Бесспорным является то, что в определенных ситуациях, существование монополии, выступает как оправданное и необходимое. Но за такими процессами, всегда должен происходить жесткий контроль, со стороны государства, направленный на недопущение злоупотребления своим монопольным положением.

Список использованных источников

  1. Юсупова Г. Ф. «Теория отраслевых рынков и регулирование естественных монополий» Университет, 2015 год, 146 с.
  2. Буклемишев О. В., Данилов Ю. А. "Современные тенденции институциональной структуры финансового регулирования" Монография. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2017. — 152 с.     ISBN 978-5-906783-56-1
  3. под ред. Н.П. Иващенко "Основы предпринимательства" Учебное пособие. – М.: Проспект, 2017. – 336 с.    ISBN 978-5-392-23845-3
  4. Каганов, В. Ш. Корпоративное обучение в цепочке создания стоимости как источник конкурентоспособности предпринимательской структуры. Изд.: Университет, 2015. – 152 с.   
  5. Г.Ф. Юсупова «Теория отраслевых рынков: практикум». Изд.: "Высшая школа экономики", 2015 год, 276 стр. ISBN: 978-5-7598-0920-3
  6. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга - уч.пособие - М. 2015г. - с. 302-304
  7. Хруцкой В.Е. Современный маркетинг - М. 2016 г.- с.202
  8. Джорж Дэй Стратегический маркетинг - М. 2015г. - с. 314
  9. Стрелец И. А. , Сафрончук М. В., Бренделева Е. А., Издательство: Кнорус, 2017 г. стр.192 ISBN: 978-5-406-05584-7
  10. Иващенко Н.П. "Основы предпринимательства" Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016. – 168 с.    ISBN 978-5-906783-31-8
  11. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата Изд: Юрайт, 2015 год, 493 стр, ISBN: 9785991650281
  12. Татарников Е.А. "Экономика предприятия. Курс лекций" Издательство: Научная книга, 2017 г. 252 стр., ISBN: 978-5-521-05699-6
  13. под ред. Н.П. Иващенко "Основы предпринимательства" Учебное пособие. – М.: Проспект, 2017. – 336 с.    ISBN 978-5-392-23845-3
  14. Тироль Жан «Рынки и рыночная власть. Теория организации промышленности» (Переизданное), 2015 год, 206 стр., ISBN: 5-900428-28-1
  15. Инга Синяева, Светлана Земляк, Василий Синяев "Маркетинг в коммерции. Учебник" Изд: Дашков и Ко, 2016 год, 548 стр., ISBN 978-5-394-02388-0
  16. Черняк В.З., Эриашвили Н.Д., Барикаев Е.Н.
    Управление предпринимательскими рисками в системе экономической безопасности. Теоретический аспект: монография ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2015 год - 159 страниц
  17. Заздравных, А. В. Теория отраслевых рынков : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Заздравных, Е. Ю. Бойцова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 288 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8587-0.
  18. Белоус Т. Я. Международные промышленные монополии; Мысль, Изд: Москва, 2016. - 280 c.
  19. Мазилкина, Е.И. Маркетинговые коммуникации: Учебно-практическое пособие / Е.И. Мазилкина. - М.: Дашков и К, 2015. - 256 c.  
  20. Белоусова Н. И., Васильева Е. М. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий; КомКнига - М., 2016. - 320 c.
  21. Александр Бутыркин "Естественные монополии. Теория и проблемы регулирования", Изд: Новый век, 152 стр., ISBN 5-98101-013-4
  22. Салех Аляров, " Естественные монополии России: современное состояние и стратегия инновационного развития", Изд: КноРус медиа, 2016 год, 216 стр.,
  23. Наталия Белоусова, Практика проведения реформ и теоретические модели государственного регулирования естественных монополий, Изд: Либроком, 2016 год, 112 стр., ISBN 978-5-397-00307-0
  24. Ирина Князева, "Антимонопольная политика в России", Издательство: Омега-Л , 2015 год, 512 стр., ISBN 978-5-370-02004-9
  25. Денис Гаврилов, Сергей Пузыревский, Дмитрий Серегин, " Конкурентное право. Учебник", Издательство: Норма, 2017 год, 416 стр., ISBN 978-5-91768-502-1
  26. Денис Гаврилов, Бела Дударова, Александр Кинев, Дмитрий Серегин, Сергей Пузыревский, " Конкурентное право России. Практикум", Издательство: Проспект, 2016 год, 144 стр., ISBN 978-5-392-18811-6