Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Монопольная цена. Поведение фирмы-монополиста на рынке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Формы и виды монополий

В качестве объективной основы монополизма, выступает доминирующие положение на рынке, хозяйствующего субъекта. Это дает возможность для него, оказывать решающее влияние, на конкуренцию, проводить завышение цены, и осуществлять снижение объемов производства. Это происходит по сравнению с теоретически возможным уровнем. Также, хозяйствующий субъект, затрудняет доступ на рынок, остальным хозяйствующим субъектам. В результате этого, такая деятельность, предоставляет монополисту возможность, осуществлять перераспределение платежеспособного спроса, в свою пользу, и тем самым, получать высокую прибыль. В целом, конкурентные рынки работают достаточно хорошо. [14, с. 206] Этого нельзя сказать, о тех рынках, на которых покупатели или продавцы, имеют возможность осуществлять манипуляцию цен. На рынке, в котором работает один продавец, и контролирует предложение, будет весьма малым выпуск продукции. А вот цены, будут высокими. Монополия в свою очередь, представляет собой, крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец, обладающий монопольной властью, способен повышать цену на свою продукцию, посредством ограничения своего собственного объема по выпуску данной продукции. Стоит отметить, что на любом рынке, который является монопольным, существует барьер для вхождения. Данный барьер, делает проникновение нового продавца на рынок, невозможным. Та фирма, которая обладает монопольной властью, осуществляет политику ценовой дискриминации. Другими словами, осуществляет продажу одного и того же товара, различным группам потребителей, по совершенно различным ценам. Но того, чтобы проводить такую деятельность, фирма, которая является монополистом, должна уметь весьма надежно разделять свой рынок, ориентируясь при этом, на различную гибкость спроса, у различных потребителей, и умело отделять, «дешевый» рынок от «дорогого». [15, с. 248]

Вид монополий, напрямую зависит, от рыночной структуры, а также формы конкуренции. [16, с. 159]

Классификация монополий и их характеристика.

1) Естественная монополия, может возникнуть, в результате разных объективных причин. Она, способна отражать существующую ситуацию, при которой спрос на данный товар, в лучшей степени, может быть удовлетворен, одной или же несколькими фирмами. В основе естественной монополии, лежат особенности технологий производства, а также обслуживания потребителей. В этом случае, конкуренция является невозможной, или нежелательной. В качестве примера, могут выступать так называемые: предприятия общественного пользования. Это могут быть электрические, газовые компании, автобусные парки, предприятия водоснабжения, а также связи. Данным отраслям, государством обычно предоставляются, исключительные привилегии. Стоит отметить, что в обмен на исключительное право по снабжению электричеством, водоснабжением или автобусными услугами, в определенной географической области, за правительством сохраняется право на осуществление регулирования действий таких монополий. Это происходит для того, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую государство предоставило фирме. [11, с. 493]


На сегодняшний день, выделяют два типа естественных монополий:

а) Первый тип это природные монополии. Рождение данных монополий, случается из-за существующих барьеров, выставляемых для конкуренции, и возведенных, самой же природой. К примеру, в качестве монополиста может выступать та фирма, геологи которой, смогли обнаружить месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая в последствии, смогла выкупить права на тот земельный участок, на котором располагается данное месторождение. В результате этого, никто не сможет использовать данное месторождение, кроме этой фирмы. Законодательством, защищаются права собственника. Это происходит даже в том случае, если собственник, в итоге оказался монополистом. Такое положение, не исключает регулирующего вмешательства со стороны государства, в деятельность такого монополиста. [9, с. 192]

б) Вторым видом являются технико-экономические монополии. Таким образом, весьма условно, можно называть те монополии, возникновение которых, было продиктовано техническими, или экономическими причинами, каким-либо образом, связанными, с проявлением эффекта масштаба. [10, с. 168]

Для более подробной детализации, рассмотрим несколько примеров. Для общества, было бы весьма расточительно, содержать несколько фирм, которые осуществляют снабжение водой или электроэнергией. Технология в данных отраслях является такой, что необходимы большие издержки, на генераторы, различное насосное, а также очистительное оборудование, водопроводы, и различные линии высоковольтных передач, разной мощности. Данная проблема, в тоже время обостряется тем, что капитальное оборудование, должно быть пригодным. Пригодность, необходима, для удовлетворения пиковых нагрузок, которые могут произойти, в жаркие летние дни, или холодную погоду. Данные издержки, которые являются большими и постоянными, указывают на то обстоятельство, согласно которому, издержки производства, затрачиваемые на единицу продукции, уменьшаются с числом кубических метров воды, или киловатт-часов электроэнергии, которые поставляются каждой фирмой. [7, с. 202] Факт присутствия на рынке нескольких поставщиков услуг (воды, электроэнергии и т.д.), приведет к делению всего рынка, и сокращению продаж каждого из конкурентов. Любая фирма, при таком положении, понесла бы определенные издержки, величина которых, определялась бы гибкостью спроса и размером рынка. Фирмами, своё постоянное оборудование, стало бы использоваться не полностью. В результате этого, издержки на одну единицу продукции (а следовательно, и тарифы на электричество, а также воду), были бы неоправданно высокими. Также, конкуренция между фирмами, могла бы оказаться, чрезвычайно затруднительной. К примеру, присутствие большого количество телефонных компаний в одном городе, способно повлечь за собой, неудобство пользования несколькими телефонами, или счетами для оплаты телефонных услуг нескольких телефонных компаний. [5, с. 276]


Те организации, которые являются естественными монополиями, имеют предельные низкие издержки. Такие фирмы, считают выгодным расширение имеющегося производства. В результате этого, ценовая конкуренция, выражающаяся в борьбе не на жизнь а насмерть, имеет тенденцию вспыхивать в тех случаях, при которых существует ряд фирм, в отраслях коммунального обслуживания. Результатом этого, могут быть убытки, банкротство более слабых конкурентов, а также возможное слияние тех, кто уцелел. Развивающаяся, чистая монополия, может стремиться к компенсированию прошлых убытков, и извлечении пользы, из своего нового положения на рынке, путем назначения непомерных цен, на свои товары, а также услуги. [17, с. 288]

Для того, чтобы избавить общество, от таких неприятных результатов, правительством, обычно предоставляется исключительная привилегия для одной фирмы, на поставку воды, природного газа, электричества и т.д. В обмен на это, как уже указывалось, правительством сохраняется за собой, право на определение географической сферы деятельности монополиста, а также осуществление регулирования качества его услуг, и осуществления контроля цен (назначаемых монополистом). Результатом такой деятельности, выступает регулируемая или государственно-организованная монополия, которая предназначена, для достижения низких издержек, на производство единицы продукции, но в тоже время, регулируемая для гарантирования того, что потребителями, будут извлекаться выгоды от данной экономии издержек. [14, с. 206]

Административная монополия, способна возникнуть, в результате действий государственных органов. Она может быть образована, на законодательном основании. К таким фирмам, можно отнести формы монополизации, которые в некоторой степени являются защищенными от конкуренции. В определенной степени, это представление для отдельных фирм, исключительного права, дающего возможность выполнять определенный род деятельности. [12, с. 252] Хотя иная точка зрения заключается в том, что организационные структуры (для государственных предприятий), при их объединяются и подчиняются различным главкам, министерствам, ассоциациям. В этом случае, зачастую, группируются предприятия, относящиеся к одной отрасли. Они являются игроками на рынке, как один хозяйствующий субъект. Между такими фирмами, не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза, являлась наиболее монополизированной экономикой в мире. Административная монополия, была доминирующей. Прежде всего, это касалось монополии всесильных министров, и различных ведомств. Кроме этого, существовала абсолютная монополия государства, на организацию, а также управление всей экономикой (которая основывалась, на господствующей государственной собственности, на средства производства). [16, с. 159]


Экономическая монополия, выступает в качестве наиболее распространенной. Появление такой монополии, обусловлено существующими экономическими причинами. Развивается она, основываясь на закономерностях хозяйственного развития. Речь касается тех предпринимателей, которые смогли завоевать, монопольное положение на действующем рынке. К монопольному доминированию на рынке, способны привести два пути. Первый путь, заключается в успешном развитии предприятия, а также постоянно растущем увеличении масштабов, посредством концентрации капитала. Второй путь, является более быстрым. Он основывается, на процессах централизации капиталов. То есть, основывается на добровольном объединении, или же поглощении победителями, фирм, которые являются банкротами. Посредством какого-либо пути, или с помощью обоих, предприятие, способно достигнуть таких масштабов, при которых, она начнет доминировать на рынке. [2, с. 152]

Но такое деление, совсем не указывает на то, что все предприятия-монополисты, в обязательном порядке, должны относиться, только к одному из данных видов. Данная классификация, в большей степени, является условной. Часть фирм, может принадлежать, к нескольким видам монополии. Примером могут быть фирмы, которые обслуживают систему телефонной связи, а также различные электрические и газовые компании (которые могут быть отнесены, как к естественной монополии, так и к административной монополии. [3, с. 336]

На сегодняшний день, различают пять основных форм, присущих для монополистических объединений. Монополии, осуществляют монополизацию всех сфер общественного воспроизводства. А именно: производство, обмен, распределение, потребление. На основе монополизации, возникли простейшие формы монополистических объединений, которыми являются: картели и синдикаты. [4, с. 152]

Картель – представляет собой объединение нескольких предприятий, работающих в одной сфере производства. Участники такого объединения, сохраняют собственность на средства производства, а также производственный продукт, производственную, коммерческую самостоятельность. Они договариваются, о доле каждого участника, а таких критериях как: общий объем производства, цены, рынок сбыта. [7, с. 202]

Синдикат – это объединение ряда предприятий, работающих в одной отрасли промышленности. Участники такого объединения, сохраняют собственность, на средства производства. Но в тоже время, они теряют собственность, на произведенный продукт. Это означает, что они способны сохранить производственную, но в тоже время, теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов, сбыт товара, осуществляется общей сбытовой конторой. [8, с. 314]


Значительно сложные формы различных монополистических объединений, возникают в тех случаях, при которых монополизация, распространяется также на сферу непосредственного производства. На данной базе, появляется значительно высокая форма монополистических объединений, которой является трест.

Трест – это объединение ряда предприятий, одной или нескольких отраслей промышленности. Участники такого объединения, теряют собственность, на средства производства, а также произведенный продукт (производственную, а также коммерческую самостоятельность). Другими словами, происходит объединение производства, сбыта, финансов, управления. А на сумму вложенного капитала, собственники отдельных предприятий, могут получить акции треста, дающие им, право принимать участие в управлении, и тем самым, присваивать соответствующую часть, от получаемой трестом прибыли. [10, с. 168]

Многоотраслевой концерн – это объединение, десятков, и даже сотен предприятий, работающих в различных отраслях промышленности, транспорта, торговли. Участники таких объединений, теряют собственность, а также средства производства, и произведенный ими продукт. Главная фирма в свою очередь, осуществляет финансовый контроль, над другими участниками объединения.

Практика указывает на то, что монополии, осуществив монополизацию определенной отрасли, и захватив прочные позиции на рынке, со временем, теряют динамику развития, а также эффективности. Такое положение объясняется тем, что преимущества крупного производства, не являются абсолютными. Они не способны принести увеличение прибыльности, на протяжении очень длительного времени. [11, с. 493]

Стоит отметить, что любая монополия, может существовать, только в случае несовершенной конкуренции. Рынок монополии, предполагает то, что данный продукт, будет производится, только одной фирмой (вся действующая отрасль, состоит из одной фирмы), и она, обладает весьма высоки контролем над ценами. [13, с. 336]

В том случае, при котором монопольное предприятие, получает экономическую прибыль, то такое положение, способно искусить новых (потенциальных) продавцов, начать конкурировать с монополистом, посредством производства аналогичного товара. Поддержание чистой монополии, требует существования условий, способствующих предотвращению конкуренции новых продавцов, с действующей монополией. Барьер для выхода в отрасль, является ограничителем. Такой ограничитель, предотвращает появление дополнительных продавцов, способных начать работу на рынке монопольной фирмы. Барьеры, которые ставятся для входа на рынок, являются необходимыми, для долгосрочного поддержания монопольной власти. [14, с. 206] В том случае, при котором был бы возможен свободный вход на монополизированные рынки, то те экономические прибыли, которые получались бы монопольными фирмами, смогли бы привлечь новых производителей, а также продавцов. Предложение, имеющееся на этих рынках, могло бы возрасти. Это могло произойти в связи с тем, что возросло бы количество производителей, а также продавцов. Монопольный контроль над ценой, мог бы окончательно исчезнуть, так как рынки, начали бы конкурировать. Среди основных типов барьеров, для входа на рынки, которые предоставляют возможность появиться монополии, а также помогают ее поддержать, можно выделить следующие: