Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правительство РФ разрабатывает и утверждает федеральные целевые программы, подлежащие финансированию за счет средств федерального бюджета и оформляемые в качестве приложений к закону, в федеральном бюджете на очередной год.

Оно также разрабатывает и утверждает прогнозный план приватизации, утверждает показатели экономической эффективности государственных предприятий. Правительство РФ имеет право применять меры по реорганизации унитарных предприятий и их ликвидации.

3. Вид деятельности. В процессе государственного регулирования учитывается специфика вида деятельности тех или иных производств, например особенности сельскохозяйственного производства, подверженного влиянию стихийных явлений природы, научно-технической деятельности, которая в силу особого рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, сложности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в государственной поддержке.

4. Способ установления правовой связи между государством и предпринимателями. В зависимости от данного критерия различается воздействие в рамках конкретного правоотношения. Содержание публичной правоспособности хозяйствующего субъекта составляют не только права, но и обязанности соблюдать предъявляемые государством предпринимателям требования (не нарушать запреты, при наступлении соответствующих условий совершать действия во исполнение обязанностей). Пока нет нарушения запретов и ограничений, конкретное правоотношение не возникает. Правонарушение является основанием возникновения относительного правоотношения, в котором реализуется охранительная норма предпринимательского права.

Нормы-требования регулятивного характера могут реализовываться непосредственно в правоотношении. Например, при наличии в организации имущества в виде основных средств она обязана платить налог на имущество. Организация – юридическое лицо независимо от финансовых результатов своей деятельности обязана предоставлять в установленном порядке бухгалтерскую и налоговую отчетность. Указанные обязанности реализуются в рамках конкретного правоотношения, которое возникает для предпринимателя автоматически, поскольку имеются соответствующие обстоятельства (ведение предпринимательской деятельности, наступление события отчетного периода для возникновения обязанности предоставить бухгалтерскую и налоговую отчетность).

Помимо общих средств регулирования (норм права) существуют специальные средства и инструменты регулирования. К ним относятся требования, которые устанавливают количественные измерители деятельности предпринимателя:


- нормы, нормативы (например, минимальный размер установленного капитала хозяйственного общества, нормативы достаточности собственных средств лицензиата – профессионального участника рынка ценных бумаг, нормативы предельно допустимых вредных веществ в воде, сельскохозяйственной продукции, нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации и иных вредных воздействий на здоровье людей в производственных условиях):

- лимиты (например, лимиты на выбросы загрязняющих веществ в природную среду);

- размеры ставок (налогов, пошлин, размер учетной ставки ЦБ РФ);

- коэффициенты, повышающие и понижающие, применяемые при государственном регулировании цен (тарифов);

- квоты и количественные ограничители, например, на экспорт или импорт отдельных видов товаров;

- резервы (например, минимальный размер резервов, создаваемых под риски кредитных организаций, устанавливаемый ЦБ РФ, минимальный размер создаваемого резервного фонда акционерного общества);

- предельно допустимые суммы (в случае повышения цен, при расчетах наличными деньгами между юридическими лицами и прочие количественные ограничители и требования).

Таким образом, в первой главе курсовой работы были изучены теоретические аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности. Далее необходимо выявить пробелы в исследуемой области и обозначить пути их устраения.

2. Пробелы в системе государственного регулирования предпринимательской деятельности как ключевое ограничение на пути развития российского предпринимательства

В современной России, как политические элиты, так и научное сообщество при решении вопросов, связанных с поиском вектора устойчивого социально-экономического развития национального хозяйства, ключевую роль отводят вопросам регулирования предпринимательской деятельности. При этом малый и средний бизнес рассматриваются в качестве ключевых элементов экономического роста страны. Тем не менее, существующие подходы к государственному регулированию предпринимательской деятельности оказываются недостаточно эффективными, что приводит к снижению конкурентоспособности российских предпринимательских структур на мировой арене, снижению их социальной и экономической роли внутри страны. Так, в рейтинге ведения бизнеса за 2015-2016 гг. Российская Федерация занимает только 51 место (из 189), соседствуя с такими странами как Перу и Молдова[4]. Причем по таким составляющим рейтинга как получение разрешения на строительство и международная торговля Россия занимает 119 и 170 места соответственно[5]. Кроме того, одной из наиболее существенных проблем текущего года для предпринимательских структур стала низкая доступностью финансирования.


По данным, которые приводились на Всемирном экономическом форуме в 2015 году по индексу конкурентоспособности 2015-2016 гг. Россия занимает только 45 место, причем наихудшие показатели в рейтинге как раз приходятся индексы макроэкономики (134-е), развитости институтов (130-е), развития финансового сектора (121-е); наилучший экономический индекс – объем рынка (45-е)[6].

Анализируя причины слабого вовлечения российского предпринимательства в решение глобальных социально-экономических задач развития национального хозяйства страны эксперты чаще всего указывают на высокий уровень бюрократизации российской экономики, а также высокие уровни коррупционных рисков. В итоге, по данным международных исследования, в рамках которого оценивается эффективность государственного управления в 209 странах, Россия по таким показателям, как эффективность работы правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль за коррупцией пока находится в нижней части рейтинга[7].

Сложности в развитии российского предпринимательства также связаны с общей стагнацией в экономике. Так, число предпринимателей, которые расширяли свой бизнес за счет собственной прибыли, в четвертом квартале 2015 года снизилось до 12,7% с 20% кварталом ранее. Это минимальное значение за всю историю наблюдения. Предыдущий минимум был в 4 кв. 2014 года и тогда о готовности расширять бизнес за счет собственной прибыли заявляли 19,4% опрошенных[8]. Причинами такого результата стали и пессимистичные ожидания российского бизнеса и общее снижение доступности финансирования, которые в совокупности сдерживают инвестиционные стремления предпринимательских структур и сокращают планы их развития.

В наиболее общем смысле государственное регулирование экономики (а, следовательно, и сферы бизнеса как ее части) представляет собой целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешнего рынка посредством микро- и макроэкономических параметров в целях достижения роста общей экономической систем[9]. Оно должно служить гармоничному развитию предпринимательства, а не выступать источником ограничений. Тем не менее, вряд ли можно говорить о том, что существующие в настоящее время подходы к государственному регулированию решают данные задачи.

В частности, анализируя основные ограничения на пути развития бизнеса, обусловленные пробелами в государственном регулировании, в России можно остановиться на таких факторах как:


– избыточный уровень бюрократизации в системе отношений государства и предпринимательского сектора. Как отмечает Н.Н. Лебедева, избыточная и сложная система регулирования приводит к формированию благоприятных условий для всевозможных злоупотреблений. В частности, что в которых указано, что доход бюрократов можно представить как сумму формально зафиксированной заработной платы и неформальной части доходов, получаемых от предоставления информационных услуг одним экономическим субъектам в ущерб другим7.

Избыточная бюрократизация экономики не только приводит к созданию благоприятных условий для коррупционных отношений представителей государственных и муниципальных органов власти и бизнеса, но и препятствует формированию конкурентоспособной национальной экономики.

– отсутствие эффективных механизмов контроля результативности мер государственной поддержки российского бизнеса. В частности речь идет о том, что применяемые критерии оценки результативности пронимаемых мер носят достаточно общий характер и не способны отразить вклад государства в их достижение. Несмотря на то, что именно выделение поддержки в форме конкретных индивидуальных грантов считается одной из наиболее эффективных форм оказания поддержки предпринимательским структурам, в России его вряд ли можно назвать действительно эффективным отсутствует действительно выверенный механизм отбора субъектов государственной поддержки, многие из которых даже получив ее не становятся конкурентоспособными и эффективными, а следовательно не решают социальных и экономических задач в регионе.

– недостаточная комплексность принимаемых мер, обусловленная их отсутствием эффективных механизмов обеспечения координационного взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса.

Государственное регулирование должно быть ориентировано на решение главных задач, стоящих перед его экономикой: стабилизация, а затем ускорение развития сектора реального производства и производства с высокой добавленной стоимостью; обеспечение высокого уровня продовольственного обеспечения населения продуктами национального производства; защита российских товаропроизводителей. Однако, решение перечисленных задач и развитие эффективного высокодоходного производства сложно представить без использования таких инструментов как:

– развитие вертикальной кооперации и интеграции, как переход на более прогрессивный уровень хозяйствования;

– стимулирование производства в малых формах хозяйствования.


Формирование программ комплексного развития взаимодействующих предпринимательских структур будет способствовать решению целого спектра проблем, с которыми сталкивается малый и средний бизнес, особенно в условиях ограниченного финансирования, а именно будет служить задачам обеспечения:

– эффективного взаимодействия производственных, инфраструктурных и финансовых ресурсов;

– единой финансовой политики, которая позволит реализовать крупные капиталовложения, маневрировать денежными ресурсами и инвестициями, снижать финансовые риски;

– широких возможностей для подготовки и переподготовки кадров и профессионального роста.

Кроме того, существенное значение для развития малого и среднего бизнеса имеет наличие качественных, проработанных бизнес-планов, разработка новых направлений деятельности, проектов по созданию

Российские предприятия, за исключением предприятий добывающей сферы, малопривлекательны, с точки зрения инвестиций. В качестве причин этого можно назвать отсутствие экономической стабильности, сомнения иностранных инвесторов по поводу безопасности, как вкладов, так и по поводу личной безопасности, недостаточная прозрачность налогового законодательства.

Для развития малого бизнеса необходимо принятие мер, направленных на модернизацию страховых, кредитных и других институтов, обеспечивающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам. Данные меры позволят мелкому собственнику, более активно использовать кредиты, которые могут быть использованы на модернизацию производства, на расширение рынков сбыта и улучшение качества производимой продукции.

Однако, как уже отмечалось выше, ключевым механизмом совершенствования системы взаимоотношений государства и бизнеса должно стать развитие общественного контроля и системы обратной связи при осуществлении государственного регулирования и поддержки предпринимательства являются, которые должны быть вплетены на всех стадиях и элементах ее осуществления:

– на уровне формирования законодательной базы, детерминирующей условия осуществления предпринимательской деятельности, а также формы и методы поддержки бизнес структур;

– на уровне реализации процедур по обеспечению законности и равноправия предпринимательских структур в процессе взаимодействия с органами власти;

– на уровне реализации процедур, ориентированных на защиту предпринимательских структур от неправомерного воздействия конкурентов и представителей органов государственного и муниципального управления;