Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– в рамках системы институтов, участвующих в разработке и реализации государственной политики по поддержке предпринимательства в России;

– на уровне программ государственного регулирования и поддержки предпринимательских структур, разрабатываемые Правительством РФ при непосредственном участии самих предпринимателей, а также программы развития экономики регионов;

– на уровне контроля за расходованием средств, выделяемых государством для реализации мер по поддержке предпринимательства, а также механизмы привлечения инвестиций в национальную экономику.

В данном контексте ключевые функции по реализации взаимодействия с предпринимательскими структурами и обществом в целом ложатся на плечи органов территориальной власти, поскольку только в условиях полной прозрачности реализуемых мер и оснований для выборов субъекта оказания государственной поддержки на местах предпринимательские структуры будут выступать не только получателем государственных и региональных субсидий, но и активным участником инвестиционных проектов территорий.

Исходя из представления системы оценки результативности как совокупности субъектов, объектов, принципов и инструментария оценки результативности, автором определены ее следующие ключевые элементы:

Кроме того, реализация общественного контроля и системы обратной связи должна строиться на четком механизме оценки эффективности принимаемых государством мер по регулированию и поддержке предпринимательских структур в основу которого должны быть положены принципы:

– многослойности и перекрестности, которая позволит обеспечить объективность оценки;

– максимальной полноты и многоуровневости, которая позволит охватить различные составляющие деятельности государства и поддерживаемых ими предпринимательских структур;

– проверяемости и открытости, которые достижимы только в том случае, когда в основу системы оценки положены апробированные в международной практике показатели, а также обеспечена публичность финансовой отчетности предпринимательских структур.

Таким образом, рассматривая вопросы совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности, ориентированного формирование в современной России экономически активного, социально-ответственного малого и среднего бизнеса, в качестве ключевых механизмов развития государственного регулирования обосновано совершенствование инструментария его осуществления, ориентированного на усиление контроля результативности принимаемых мер и обеспечение эффективной системы обратной связи, как основы снижения коррупционных и экономических рисков предпринимательских структур, связанных с несовершенством регулирующего воздействия.


Заключение

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

В действующей системе государственного регулирования доминантное положение занимает государство, устанавливающее правила игры, как правило, направленные на обеспечение интересов государственных органов. В такой системе бизнес испытывает существенное административное давление. Вследствие этого, бизнес перекладывает свои издержки, возникающие от такого регулирования, на потребителя, предоставляя ему некачественный товар по высоким ценам. Потребитель, в свою очередь, остается самым уязвимым звеном такой системы.

Необходимо достичь оптимальной системы регулирования, при которой доминантное положение занимает потребитель как источник власти для государства и дохода для бизнеса.

Основная задача на сегодня - переориентация государственного контроля и надзора с выявления и наказания на профилактику и предупреждение.

В действующем законодательстве реализована система управления рисками в контрольной деятельности государственных органов, устанавливающая периодичность плановых проверок в зависимости от степени опасности вида деятельности проверяемого субъекта и статистики нарушений требований законодательства.

В целях дальнейшей оптимизации контрольной деятельности государственных органов предлагается четкая регламентация вопросов осуществления иных форм контроля и внеплановых проверок, полная автоматизация системы управления рисками, исключение дублирования контрольных функций государственных органов.

Также должны быть проработаны вопросы применения альтернативных форм контроля и обеспечения безопасности (страхование ответственности, персональные финансовые гарантии, общественный контроль).

Для обеспечения неукоснительного соблюдения требований законов, повышения прозрачности планирования и проведения объективного анализа контрольно-надзорной деятельности государственных органов для ее дальнейшего совершенствования предлагается осуществить полную автоматизацию систем управления рисками.

Законодательно необходимо ввести запрет на проведение проверок в отношении субъектов незначительной группы риска и установить обязанность контролирующих органов охватывать плановыми проверками все 100% субъектов высокой степени риска. Субъекты средней степени риска могут включаться в план только при условии, что все субъекты высокой степени риска будут проверены, то есть по остаточному принципу. При этом планы проверок должны исполняться на 100%.


Таким образом, можно сделать вывод, что государственное вмешательство в экономику предпринимательского процесса необходимо и играет большую роль в развитии и совершенствовании деятельности предпринимателей.

Список литературных источников

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, №31, ст. 4398
  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 14 февраля 2016) [Текст] // «Собрание законодательства РФ», 1994. № 32. Ст. 3301
  3. Governance Research Indicator Country Snapshot // URL: http://www.newsruss.ru/doc/index.php/GRICS.
  4. Белых, В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. — М.: Проспект, 2010.
  5. Биншток, Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. М., 2012.
  6. Волохова, Е.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности по российскому законодательству: теоретико-правовое исследование: дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Е.В. Волохова; РЮИ МВД РФ. – Ростов-на-Дону, 2006. – 158 с.
  7. Всемирный банк: официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/rankings
  8. Минчаков, И. М. Основные задачи и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности // Вестник Тамбовского университета. Тамбов, 2010. Вып. 1 (81).
  9. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»: официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.opora.ru/
  10. Полянин, А.В. Концептуальные положения государственного регулирования и рыночного саморегулирования с целью экономического роста региона / А.В. Полянин // Региональные проблемы преобразования экономики.–2011.–No1.–С. 9-16.
  11. Семыкин, В.В. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 1301.
  12. Сибирская, Е.В., Симонова, Е.В. Типология обеспечения конкурентоспособности малого инновационного и крупного бизнеса / Е.В. Сибирская, Е.В. Симонова // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2014. - №4(62). – С. 246-253.
  13. Топсахалова, Ф. М.-Г., Топсахалов, Р. А. Экономическая сущность и принципы государственного регулирования предпринимательства // Фундаментальные исследования. 2014. № 11.
  14. Хейфец Б. Трансрегиональное переформатирование глобального экономического пространства. Вызовы России. ИЭ РАН. 84 с.