Файл: Нотариальные действия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Правила совершения нотариальных действий: общие положения

Под правилами совершения нотариальных действий понимаются установленные законодательством РФ требования, относящиеся к процедуре осуществления нотариальных действий. К правилам совершения нотариальных действий относят следующее:

1. Место совершения нотариальных действий устанавливается ст. 40 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [3]. Нотариальные действия могут быть совершены любым нотариусом, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.

2. Ограничение права совершения нотариальных действий провозглашает обеспечение независимости и абсолютной непредвзятости нотариуса. В соответствии со ст. 47 Основ нотариус не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников [3].

3. С содержанием нотариально удостоверяемой сделки участники должны быть ознакомлены лично, но могут быть ознакомлены и нотариусом, чтобы не только лица, участвующие в совершении сделки, независимо от того, умеют ли они читать, смогли услышать то, что написано в документе, но и нотариус сам дополнительно мог уточнить те положения, которые составляют содержание сделки.

4. Требования к документам, представляемым для совершения нотариальных действий, гарантируют доказательственную сторону нотариально удостоверенных документов, т.к. уменьшают возможность оспаривания документа по «техническим» критериям: неразборчивость, размытость текста, нечеткость печатей и иные подобные недостатки документа, влекущие разночтения в понимании его содержания.

5. Удостоверительные надписи совершаются при удостоверении сделок, свидетельствовании верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи на документах, верности перевода документов с одного языка на другой. Удостоверительная надпись подтверждает, что указанные в документе факты и обстоятельства соответствуют действительности, требованиям законодательства и истинной воле сторон.

6. Возможность отказа нотариуса в совершении нотариального действия является важной гарантией соблюдения требований законодательства при осуществлении нотариальной деятельности. Некоторые основания, влекущие отказ нотариуса совершать нотариальные действия: совершение действия противоречит закону; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий полномочий; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства [3].


7. Важной гарантией прав граждан и юридических лиц при осуществлении нотариальной деятельности является возможность обжалования нотариальных действий или отказа в их совершении.

8. Все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, регистрируются в реестре. Формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах устанавливаются МЮ РФ.

При несоблюдении правил совершения нотариальных действий Нотариальная Палата вправе обратиться в суд с заявлением о лишении нотариуса права занятия нотариальной деятельностью за нарушения действующего законодательства. Таким образом, из приведенных выше правил становится очевидно, что совершение нотариальных действий подчиняется строгой регламентации, при отклонении от которой данные действия будут считаться недействительными [22, с. 73].

1.3. Органы и должностные лица, совершающие нотариальные действия

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, Основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами; предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Эти действия совершают нотариусы, работающие как в государственной нотариальной конторе, так и занимающиеся частной практикой [15, с. 32].

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, в порядке, установленном Министерством юстиции РФ, ведет Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой. Приказом Минюста России от 2 декабря 2003 г. № 306 (с изм. от 27 августа 2008 г.)[5] утвержден Порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой.

В реестр вносятся сведения о лицах, назначенных на должность нотариуса в порядке, установленном Основами законодательства РФ о нотариате.

Реестр формируется и ведется структурным подразделением центрального аппарата Министерства юстиции РФ, к компетенции которого отнесены полномочия в сфере нотариата, для обеспечения учета государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, а также обеспечения заинтересованных лиц информацией, содержащейся в реестре.


Территориальный орган Минюста России в субъекте (субъектах) РФ в течение 10 дней после издания приказа о наделении нотариуса полномочиями или о прекращении полномочий направляет копию в Министерство юстиции РФ с сопроводительным письма, содержащим сведения по форме реестра.

Включенным в реестр сведениям о нотариусе присваивается регистрационный номер, первые две цифры которого — номер субъекта Российской Федерации (номера субъектов РФ даются в приложении 2 к приказу Минюста России от 2 декабря 2003 г. № 306), третья и далее — порядковый номер записи при внесении сведений о нотариусе в реестр, при этом осуществляется сквозная нумерация независимо от года (например, 01/1, 35/1, 77/1). Регистрационный номер не может быть использован более одного раза [17].

В случае лишения нотариуса полномочий в судебном порядке информация об этом вносится в реестр.

При изменении сведений о нотариусе, содержащихся в реестре, территориальный орган Минюста России в субъекте (субъектах) РФ направляет указанную информацию в течение 10 дней со дня ее получения в Министерство юстиции РФ для внесения соответствующих изменений в реестр.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет 10 дней со дня получения соответствующего запроса.

Нотариальные действия могут совершать не только нотариусы, и иные лица, указанные в Основах законодательства о нотариате.

В том случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные ст. 37 Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района (ч. 4 ст. 1 Основ).

При совершении нотариальных действий должностные лица местного самоуправления руководствуются «Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений», утвержденной приказом Минюста России от 27 декабря 2007 г. № 256, зарегистрированным в Минюсте России 27 декабря 2007 г. за № I0832[6] (с изм. от 27 августа 2008 г.).

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.


Совершение нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений предусмотрено Основами законодательства о нотариате, действующим в настоящее время Консульским уставом СССР 1976 г., а также Положением о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330 (с изм. от 28 декабря 2008 г.).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата является Министерство юстиции РФ, руководство деятельностью которой осуществляет Президент Российской Федерации (см. п. 1 Положения о Министерстве юстиции РФ).

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

Для представления и защиты интересов нотариусов, а также для оказания им помощи и содействия в развитии частной нотариальной деятельности создаются нотариальные палаты.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты. Членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации. Система нотариальных палат состоит из региональных палат, образуемых в каждом субъекте Российской Федерации, и возглавляющей эту систему Федеральной нотариальной палаты [14, с. 11].

Система органов, осуществляющих нормативно-правовое регулирование деятельности нотариусов контрольные функции в сфере нотариата, а также представление и защиту нотариусов, занимающихся частной практикой.

В соответствии со ст. 12 Основ должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой [18, с. 34].


При этом число нотариусов определяется безотносительно к их организационно-правовой форме: государственные они либо занимающиеся частной практикой. Главное, чтобы оно не превышало общую численность нотариусов, установленных в данном округе. С 1993 г., т.е. в «переходный» период становления нотариата, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате» от 11 февраля 1993 г. был установлен особый порядок занятия должности нотариуса, занимающегося частной практикой.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе и желающий заняться частной практикой, назначался на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная нотариальная контора, в штате которой он состоит, не позднее чем через две недели со дня подачи заявления. В этом случае рекомендации нотариальной палаты для занятия должности частного нотариуса не требовалось.

Страхование деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, организуют Федеральные и региональные нотариальные палаты. Цель страхования – экономическая защита клиента от неправомерных действий нотариуса [20, с. 29].

Таким образом, в первой главе были изучены теоретические основы совершения нотариальных действий. Далее необходимо проанализировать законодательство, регулирующее совершение нотариальных действий.

2. Проблема законодательного регулирования правил совершения нотариальных действий в РФ

Правила совершения нотариальных действий устанавливаются Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (далее -Основы) и другими законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поскольку законодательство о нотариате относится к совместной компетенции РФ и ее субъектов, принятие Основ не исключает установления республиканскими, краевыми, областными органами государственной власти норм, им не противоречащих и регламентирующих деятельность нотариата.

Правила совершения нотариальных действий содержаться также в Методических рекомендациях по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ [17], Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления.