Файл: Сетевая форма организации бизнеса ( Сетевой маркетинг как форма организации бизнеса).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 3
Введение
Традиционные формы организации бизнеса в 21 веке все сильнее и чаще проявляют свои несовершенства, в сложившихся условиях на рынке. От компаний нового тысячелетия требуется большая независимость действий и скорость в принятии важных сточки зрения компаний решений. К тому же обратная связь товаропроизводителя с потребителем хоть и существует, но она весьма условна, так как используются либо устаревшие и неэффективные каналы коммуникации и инструменты маркетинга, либо они не способны в полной мере оценивать состояние рынка, его потребности.
Сетевой маркетинг во многом отвечает требованиям нового времен и позволяет решить многие структурные проблемы в экономике конкретной страны и всей мировой экономики в целом. Такие проблемы как безработица, низкая деловая активность и мобильность населения и т.д.
Работа в сетевом маркетинге является одной из форм частного предпринимательства. Для начинающих предпринимателей сетевой маркетинг может быть удобен тем, что для открытия бизнеса не требуется крупных финансовых вложений.
Сетевые компании лучше переживают локальные и глобальные экономические кризисы, чем традиционный бизнес. Трудности могут возникать только у тех компаний, которые работают в сфере финансовых услуг или реализуют товары премиум-класса. В период кризиса может наблюдаться даже увеличение интереса к сетевому бизнесу – люди стараются подстраховать себя от полной потери постоянного дохода, не имея большой уверенности в том, что они не в зоне риска, и нередко приходят в сетевой маркетинг.
Также, многоуровневый маркетинг все чаще рассматривается и как средство борьбы с безработицей. Такого рода компании способны трудоустроить не малую часть населения, потерявшую свою работу, причем как разной половозрастной категории, так и уровня, профиля образования. Так в апреле 2010 года при правительстве города Москвы, состоялся круглый стол по теме «Сетевой маркетинг как альтернативный способ реализации трудового потенциала граждан». По итогам заседания было решено возобновить деятельность комиссии при мэре города по многоуровневому маркетингу, а также разработать механизмы государственной поддержки программы развития сетевого маркетинга.
С точки зрения самих MLM-компаний, можно говорить о следующих достоинствах сетевого маркетинга. Во-первых, применение прямых продаж позволяет экономить на крупномасштабных рекламных компаниях и торговых площадях. Во-вторых, компания более эффективно повышает и удерживает лояльность клиентов, которые предпочитают покупать только у знакомых им людей.
Актуальность темы обуславливается тем, что данный сегмент рынка становится все более привлекательным и перспективным направлением бизнеса во многих странах мира, в том числе и России. Сетевые компании становятся влиятельными игроками в бизнес сообществе.
Новизна исследования заключается в том, что мы исследуем организационную структуру и продвижение продукции в сетевых компаниях на основе «Amway Corporation». Компании, появившейся на Российском рынке совсем недавно.
Объект исследования данной курсовой работы – специфика сетевого маркетинга.
Предмет исследования – организация работы компании в сфере сетевого маркетинга на примере деятельности «Amway».
Целью данной работы является изучение многоуровневого сетевого маркетинга и его перспектив.
Задачи курсовой работы:
- Изученить историю появления сетевого маркетинга.
- Проследить динамику развития данного способа ведения бизнеса.
- Рассмотреть особенности сетевого маркетинга от традиционных форм. ведения бизнеса.
- Проанализировать деятельность компании «Amway» с точки зрения организации бизнеса.
- Выявить новые тенденции в организации работы компании «Amway» сегодня.
При написании данной курсовой использовались такие источники: как работа Сэма Ренборга «The Nutrilite Story: Past, Present, Future», в которой сын основателя первой компании прямых продаж пишет о истории компании, ее развитии в том числе и уже под руководством «Amway», большое место в книге уделялось именно возникновению самой идеи организовать свой бизнес именно так; французского автора Доминика Ксарделя «The Direct Selling Revolution. Understanding the Growth of the Amway Corporation», будучи профессором в сфере маркетинга, автор осуществляет всесторонний анализ деятельности компании, также автор дает определение сетевого маркетинга, исходя из которых формируются базовые принципы, на которых, по мнению автора, строится бизнес. Также использовались различные статьи, заметки, к примеру, группа статьей издания «The Wall Street Journal» под названием «The Ultimate Social Business Model» от 26 июня 2015 года, группа экспертов и журналистов издания, таких как Кэтрин Пондер, Дуглас M. Лейн, Эмма Джонсон проанализировали ситуацию с сетевыми компаниями в современном мире, выделили основные тенденции и перспективы развития, а также рассмотрели ключевые национальные рынки. Помимо вышеуказанного материала в частности для написания практической части использовались интернет ресурсы, в частности www.amway.com, официальный сайт компании «Amway», РБК DAILY, а также семинары, тренинги «Amway» с видеохостинга www.youtube.com.
1. Сетевой маркетинг как форма организации бизнеса
1.1 История возникновения сетевого маркетинга и его положение в ниши дни
Как и многое в сфере ведения и организации бизнеса, сетевой маркетинг пришел в нашу страну из США. История сетевого маркетинга тесно связана с именем американского предпринимателя Карлом Ренборгом. Химик по образованию он, будучи еще в юности работником одной из американских компаний в Китае, наблюдал за бытом китайских крестьян, в том числе и за традициями народной медициной. Именно тогда он осознал тот факт, что многие болезни проявляются вследствие того, что мы едим, а точнее выразиться, не едим. С этой идеей он шел в течение многих лет, в том числе и не удачных, пока в 1934 году Карл Ренборг не основал свою компанию «California Vitamins». Перед владельцем молодой компании встала не простая задача как в условиях недостатка средств, организовать штат работников, да еще и вывести новый продукт в виде пищевых добавок на рынок. Как ни странно решение нашлось само собой, предприимчивый американец просто напросто начал раздавать пищевые добавки своим друзьям и знакомым, конечно же не бесплатно, хотя и за сравнительно символическую плату. Людям так понравилась продукция, что они не только сами ее регулярно покупали, но и рекомендовали своим знакомым, друзьям, родственникам, которые в свою очередь через них стали приобретать ее. В дальнейшем те потребители продукции, тоже рассказывали о ней своим друзьям и т.д. и т.п. Таким образом, образовалось некое подобие сети, по которой шли бесперебойные поставки тех самых пищевых добавок. Вот так и решилась проблема Карла Ренборга, по сути, в штате компании числилось всего три человека, включая его самого, компания практически не имела расходов на продвижение и рекламу товара; вместо этого у нее было огромное количество независимых дистрибьюторов и людская молва. Те, кто продавал товар, получали маржинальный доход, а те, кто ещё и находил продавцов продукта, получал вознаграждение от общего товарооборота.
Именно компанию Карла Ренборга, многие эксперты маркетинга традиционно считают первой компанией, которая начала использовать технологию сетевого маркетинга для реализации своей продукции [1, c. 29].
В последующие годы, а именно период примерно между концом 50-ых и серединой 70-х годов, можно охарактеризовать как годы медленного, поступательно развития концепции сетевого маркетинга. Количество же компаний, которые можно было бы отнести к сетевым варьировалось в районе 30 фирм.
Настоящим испытанием для сетевого бизнеса стал конец 70-х годов, когда в США происходил расцвет финансовых пирамид. Людям обещали, что если они вложат свои средства, то получат огромные дивиденды вплоть до 1000%. Федеральное правительство серьезнейшим образом было озабочено этим фактом, и в 1975 году Федеральная комиссия США по торговле приняла ряд положений, касающихся различных структур типа «пирамида». Как ни странно главный удар решено было нанести по крупнейшей к тому времени сетевой компании «American Way Corporation» или просто «Amway», уж очень ее подход к ведению бизнеса походил на финансовую пирамиду. В тот момент казалось, что над сетевым бизнесом нависа угроза полного запрета деятельности. Судебные разбирательства длились в течение 4 лет. К делу было привлечено множество специалистов, чтобы установить является ли в принципе сетевой маркетинг «жульнической схемой видения бизнеса», пока, в конце концов, Верховный Суд США не постановил, что данный вид деятельности вполне приемлем и законен. Данное решение в высшей судебной инстанции США серьезнейшим образом повлияло не только на рынок самих штатов, но и на законодательства других стран мира в этой области, т.е. была законодательно разрешена такого рода деятельность.
С тех пор начался настоящий бум, открывались все новые и новые фирмы, а крупные корпорации, такие как «Amway» к примеру, выходили на международный рынок. Расцветом сетевого бизнеса можно считать 80-е и 90-е годы ХХ века, были созданы сотни компаний, десятки миллионов человек по всему миру пробовали себя в качестве дистрибьюторов. К середине 90-х сетевые компании предлагали огромный спектр товаров, начиная от промышленных товаров, косметики и белья, заканчивая предметами искусства и электроникой [3, c. 99].
В Россию первая компания, использующая в своей работе сетевой маркетинг как принцип работы и реализации своей продукции, пришла в 1989 году и называлась она «Herbalife». Компания реализовывала различные пищевые добавки, чаи для похудания. Надо сказать, что ее продукция очень быстро и широко распространялась по всей стране, но какой-либо обучающей литературы, либо качественных курсов по обучению не было, и по сути люди начинали заниматься делом, в тонкостях которого они не разбирались. Многие разочаровывались в данном виде деятельности. Свою лепту внесли и процветавши в те времена финансовые пирамиды, принцип действия которых в общих чертах напоминал приемы сетевого маркетинга. Все это в купе весьма сильно подпортило имидж сетевого маркетинга в России.
Начало истории сетевого маркетинга в России как уже стало понятно нельзя назвать удачным. Но со временем и на российском рынке он начал завоевывать прочные позиции. И на это были свои, вполне объективные причины: стала появляться обучающая литература и центры, которые рассказывали о том, как правильно вести бизнес, появились люди, которые не ушли после первых неудач и стали опытными дистрибьюторами и начали зарабатывать реальные деньги. Если в первой половине 90-х годов на российском рынке присутствовало всего около десятка компаний, причем все они были иностранными, то во второй половине появилось и больше иностранных компаний, а самое главное стали появляться отечественные сетевые компании, которые реализовывали собственную продукцию, в том числе и российского производства.
Новый век ознаменовался для индустрии бурным ростом. Прибыли крупнейших компаний по подсчетам DSA (Direct Selling Assosiation) росли в среднем от 10–20% в год, что сделало многие из сетевых компаний одними из наиболее успешных и прибыльных в мире, а данный сегмент рынка одним из самых динамично развивающихся.
К примеру, американская компания «Amway» вошла в список крупнейших частных компаний по версии журнала Forbes в 2012 году, заняв в нем 25 позицию. Товарооборот компании с 3,5 млрд. в 2000 году вырос до 10,9 млрд. долларов в 2011 году, а чистая прибыль за год с 8,4 млрд. в 2009, до 9,2 млрд долларов в 2010 согласно данным издания «DNS Global 100». Стоит отметить, что в настоящее время объем рынка сетевых продаж превысил отметку в 300 млрд. долларов, а общее количество компаний достигло 4 тысяч. Компании сетевого маркетинга на сегодняшний день зарегистрированы более чем в 150 странах.
Стоит упомянуть, что имидж сетевых компаний меняется как в глазах бизнес сообщества, так и в СМИ. Сейчас это уже не воспринимается как что-то нелегальное, связанное с мошенничеством. Так, одно из наиболее уважаемых изданий Wall Street Journal (номер от 26 июня 2011 года) выпустило статью под заголовком «Network Marketing The Ultimate Social Business Model» (Сетевой маркетинг как одна из основных моделей социально ориентированного бизнеса), в которой говорилось не только об экономических показателях в отрасли, основных ее преимуществах, но и о инновационных проектах в различных направлениях, в том числе и энергетики; а также об оптимистичных перспективах сетевых компаний на рынке.
Если говорить конкретно о российском рынке сетевых продаж, то в целом прослеживаются те же тенденции, что и в мире, правда, с некоторыми исключениями. В связи с тем, что развитие данной отрасли в России началось всего около 20 лет назад, специалисты отмечают некоторые особенности: малое количество компаний на национальном рынке, немногие из компаний охватывают целиком всю страну и наконец структура реализуемой продукции серьезно отличается от развитых рынков, таких как Япония, США, Великобритания, где товары домашнего обихода превалируют и занимают около 57% от всего объема продаж, вместе с тем как в России 78% продаж приходится на косметику и средства личной гигиены[11].